Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Громов: недостойное поведение молодежи формирует неприязнь ко всем кавказцам

Бывший атаман Кубанского войска рассказал «ФедералПресс.Юг», почему среди нынешних казаков мало верующих, смогут ли они заменить полицию и каким должен быть патриотизм

Генерал Владимир Громов – человек, при жизни вписавший имя в историю казачества. Он стоял у истоков возрождения Кубанского войска, 17 лет – самых трудных первых лет роста – был его атаманом. Сегодня, когда булава перешла в руки вице-губернатора Николая Долуды, для многих старых казаков Владимир Прокофьевич остается хранителем традиций, войсковой совестью.

Генерал Владимир Громов – человек, при жизни вписавший имя в историю казачества. Он стоял у истоков возрождения Кубанского войска, 17 лет – самых трудных первых лет роста – был его атаманом. Сегодня, когда булава перешла в руки вице-губернатора Николая Долуды, для многих старых казаков Владимир Прокофьевич остается хранителем традиций, войсковой совестью. Помимо этого Громов – секретарь комитета по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Законодательного собрания Краснодарского края. В эксклюзивном интервью «ФедералПресс.Юг» депутат и, как его уважительно называют казаки и не казаки Кубани, «батька» рассказал о видении проблем, вставших перед казачеством за последнее время.

Владимир Прокофьевич, на последних Рождественских чтениях председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл отметил, что отношение к православию у значительной части российских казаков пока еще весьма формальное. Поэтому возникает вопрос – действительно ли казак должен быть православным? Неужели нести службу – охранять вместе с полицией улицы, дежурить на вокзалах – не могут атеисты или представители других вер?

Православие исходит из казачьей традиции. Неправославный не может быть казаком, это не казак. В 90-е годы мне приходилось дискутировать даже с войсковыми атаманами, утверждавшими, что казачество многоконфессионально и многоэтнично. В качестве аргументов они приводили то, что в Оренбургском войске, отчасти Терском и Донском, служили представители других вер – калмыки, горцы, народы Урала и Приуралья. Был уверен тогда, считаю так и сегодня – да, в казачьих войсках служили представители других религий и народов, но они не были казаками. Категорически выступаю против того, чтобы городили из казачества четвертый Интернационал, куда записывают всех без разбору…

Возрождение казачества, а значит и его воцерковление длится уже больше 20 лет. Почему за это время не произошло реальных перемен?

Воцерковление казачества – процесс очень сложный, особенно в отношении среднего поколения, людей, выросших при советской власти в условиях атеистического государства. Хоть основная масса таких людей крещены в детстве, но воспитывались они по-разному, росли в разных условиях. Например, я с раннего детства приучен ходить в храм, в доме всегда была икона. Будучи студентом Кубанского государственного университета, посещал Екатерининский собор – один из немногих, действовавших тогда в Краснодаре. Помню, милиция не особо пускала молодежь, может быть, не хотели, чтобы студенты в церковь ходили, может потому, что молодежь не умела вести себя в храме. Но мы с мамой всегда посещали большие праздники… Дорогу к храму приказами и командами не протоптать, не заставишь человека прийти к Богу. Этот путь каждый должен осознать и пройти сам.

Часть нынешних казаков, особенно после учебы связавшие судьбу с армией, в наименьшей степени связаны с культурной и религиозной традицией казачества. Сегодня они как раз составляют значительную часть войска. И находящиеся в реестре, и вне реестра, в иных общественных организациях. За 20 лет они выучили молитвы, но правильно сказал митрополит Кирилл – очень мало казаков стоят к исповеди и причастию. Исповедоваться – значит осознавать свою греховность, покаяться за совершенные дела и проступки. А это требует усилий над самим собою и не каждому казаку это сейчас по плечу. На Крещение Господне в этом году я один был в казачьей форме в Екатерининском соборе. Может быть, в других местах казаки были, но здесь служил митрополит, глава епархии…

Широкое обсуждение в Интернете вызвал поднятый в Заксобрании вопрос о рок-фестивале «Кубана». Двое депутатов выступили в его поддержку, остальные – против…

Зачем она нам нужна такая? Что, рок-фестиваль делает честь Кубани?! Если мы говорим о возвращении к культурным традициям, давайте посмотрим на подлинные народные истоки. Такое впечатление, что сейчас за нравственность отвечает не государство, а одна Церковь. Государство больше говорит, но политические решения очень сложно принимаются.

Так может, государству не нужно нравственное население? Государству важнее патриотизм…

Патриот не может быть безнравственным. Мы много говорим о патриотизме, патриотическом воспитании, все время говорим, говорим, говорим… Меньше нужно говорить, а больше воспитывать в детях любовь к Родине, родной станице, родителям. Слово «патриотизм» так затаскали, что оно вызывает чисто формальное отношение. Сегодня задача стоит наполнить его эмоциональным содержанием. Если мероприятие не тронет сердца ребенка, тот не пропустит его через себя, значит, мероприятие провели «для галочки». Молодой человек должен не только узнать новое, интересное, но и задуматься – как я бы поступил в той или иной ситуации? Что бы я сделал? 

Владимир Прокофьевич, помимо недостатка веры, в принципе, общей черты всего российского общества, чего, на Ваш взгляд, не хватает нынешнему казачеству?

Вот прекрасно изданный отчет атамана Кубанского казачьего войска за 2012 год, – достает Владимир Громов глянцевую брошюру. – Торжества, праздники, штабы, государственная служба… Но кое-чего не хватает, и мне кажется, очень важного. Например – казаки сегодня мало работают на земле. В 2000 году у отделов Кубанского войска было 17 тысяч гектаров земли, в позапрошлом году – только 7 тысяч. Остальное изъяли, потому что на земле казаки не работают, да и из оставшихся 7 тысяч половину сдают в аренду. Почему в аграрно-преуспевающем крае казаки не развивают сельское хозяйство? В Краснодарском крае на поддержание личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей из бюджета выделяются огромные средства. И для занятия овощеводством, и животноводством, и прудовым рыбоводством. Достаточно сказать, что за строительство теплицы из регионального бюджета выделяется до 300 рублей субсидии за каждый квадратный метр. Нигде такой весомой поддержки нет, следовательно сельское хозяйство должно быть основным и важным в жизни нашего казачества. Если ж этого не будет, то мы так и будем жить, ожидая африканских бананов, египетской картошки, израильской морковки и иного всего, что привезут нам из-за границы. А задача стоит накормить страну и казачество должно внести свой вклад в это важное государственное дело.

Другой обсуждаемый вопрос – казачьи дружины. После неоднозначного выступления губернатора Ткачева на расширенной коллегии МВД столько доводов приводилось и «за» и «против» создания таких дружин на платной основе. Вы как считаете – нужны они?

Казаки не должны заменять полицию – работать только вместе, как того требует закон. Нельзя, чтобы казаки самостоятельно охраняли правопорядок, потому что мы имеем различных людей с различными характерами, взглядами, образованием, культурой. Только вместе с полицейскими. Могу рассуждать только на основании данных, которые озвучивает полиция. В МВД говорят, что есть положительная тенденция и этому можно только радоваться. Присутствие казаков не только на парадах, а в том числе в качестве дружинника действует на тех, кто не дружит с законом. Хотя, подчеркну, это не дух традиций кубанского казачества. Но раз обстоятельства требуют… Почему-то полиция сама, при огромных штатах и высоких зарплатах, не может выполнять возложенные на нее обязанности. Значит, или такая преступность большая, или полиция не способна справиться без посторонней помощи..

А наделение казаков травматикой? 

Крайне осторожно отношусь к вопросу с оружием. Помню,  когда в 90-е казаки надели форму, губернатор Кондратенко, узнав, что они с кинжалами будут ходить, начал кричать – да вы с черкесами перережете друг друга! Слава Богу, все обошлось. В данном случае, в вопросе с травматикой, думаю, казаки серьезно будут относиться к оружию.

В последнее время в Краснодарском крае участились межнациональные стычки местного населения с выходцами из кавказских республик и гастарбайтерами из Средней Азии. На Ваш взгляд, с чем это связано? Говорят же некоторые, что казаки и горцы всегда конфликтовали…

Подобные конфликты – результат низкой культуры молодежи, в том числе горской. Молодежь не знает своих традиций, культуры, норм поведения в обществе, она дерзкая, считает свое «я» и только «я»… Если мы приезжаем на другие территории, то стараемся уважать традиции живущих там народов. Меня тревожит другое – та часть молодежи, которая ведет себя недостойно, формирует у обывателей отрицательное отношение ко всем выходцам с Кавказа. Раньше такого разделения не было. В армии мы все – и кубанцы, и армяне, и грузины – считались земляками, все с Кавказа. До революции, особенно к началу прошлого века, были настолько тесные взаимообогащающие контакты, что казачьими полками командовали офицеры-горцы, в казачьих станицах, расположенных рядом с аулами, в школах изучали наречия соседей, в каждом казачьем полку были музыканты, игравшие и горские мелодии. Лезгинка была общекавказским танцем. В советское время эти взаимоотношения подтверждались интернациональным восприятием. И только в результате неграмотной кадровой и национальной политики на Северном Кавказе появились ростки экстремизма.

От решения межнациональных вопросов зависит будущее нашей страны. Молодежь должна учиться всему лучшему, что было у наших дедов, прадедов и родителей – как они жили, как Родину любили, как дружили, Отечеству служили. Воспитание молодежи – и горской, и не горской – главная задача власти, общества, родителей и семьи. Мало кто знает, что в ноябре 2006 года Кубанское казачье войско провело важнейшее мероприятие, имевшее огромный воспитательный эффект – встречу потомков всадников «Дикой дивизии», сформированной из горцев-добровольцев и воевавших за веру, царя и Отечество в годы Первой мировой войны, и потомков казаков – георгиевских кавалеров. В Краснодар приехало 186 потомков всадников «Дикой дивизии» от Дагестана до Абхазии, в зал пригласили горскую молодежь, обучавшуюся в вузах Краснодара, в зале присутствовали потомки казаков – георгиевских кавалеров. Это была незабываемая встреча! С таким восторгом и горцы, и казаки рассказывали о славе и подвигах своих дедов и прадедов во имя России. Вот в таких мероприятиях сейчас нуждается Кавказ.

Думаю, что к приближающемуся столетию Первой мировой войны необходимо провести такие мероприятия в субъектах страны. Правда, я опасаюсь, что если нашим чиновникам поручить, они завалят «любую посевную», они проведут так формально, как общественность не провела бы. В свою очередь я обратился к главе администрации Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву с предложением установить к 100-летию Первой мировой войны памятник кубанским казакам и горцам, воевавшим в ту великую войну. Вот такого рода мероприятия, которые заставляют узнать новое, задуматься, поразмышлять, будут содействовать и межнациональному согласию и пониманию того, что Россия для нас общий дом.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.