Больше 30 лет прошло с тех пор, как в Адыгею и Краснодарский край начали переселяться курды из Армении. По данным национально-культурной автономии «Мидия», сегодня здесь проживает порядка 20 тысяч представителей древнего народа – около 12 тысяч на Кубани, и семь–восемь тысяч в Адыгее. Но если в крае большая часть курдов стала частью местного сообщества, то в республике, особенно в ее Красногвардейском районе, проблема с адаптацией не решена.
Больше 30 лет прошло с тех пор, как в Адыгею и Краснодарский край начали переселяться курды из Армении. По данным национально-культурной автономии «Мидия», сегодня здесь проживает порядка 20 тысяч представителей древнего народа – около 12 тысяч на Кубани, и семь–восемь тысяч в Адыгее. Но если в крае большая часть курдов стала частью местного сообщества, то в республике, особенно в ее Красногвардейском районе, проблема с адаптацией не решена. Курдский вопрос – один из самых острых во внутренних межнациональных отношениях Адыгеи. Почему – читайте в материале корреспондент «ФедералПресс.Юг».
Активная миграция курдов на юг, тогда еще РСФСР, началась в конце 1980-х годов после Спитакского землетрясения, разрушившего порядка 15 небольших курдских сел, и военного конфликта в Лачинском районе, соединяющем Нагорный Карабах с Арменией. «Проблема адаптации мигрантов в Краснодарском крае и Адыгее действительно существует, но к ней применителен не национальный критерий, – рассказал «ФедералПресс.Юг» доктор политических наук, профессор Михаил Савва. – Представители самых разных национальностей могут мигрировать сюда из городов, а могут, как курды, из отдаленных сельских поселений. Большая часть курдских мигрантов – сельские жители, которые раньше не сталкивались с европейским укладом жизни». Среди особенностей их менталитета ученый выделяет полукочевой образ жизни, наложивший отпечаток на отношение к окружающей среде. Например, в середине 1990-х казачье общество Кореновского района Краснодарского края предложило курдским переселенцам заключить договор, содержащий в том числе такие пункты: не выбрасывать мусор на проезжую часть или не оставлять останки забитых животных в огороде. «Это разное отношение к окружающей среде у людей, которые всегда вели оседлый образ жизни, и тех, кто вел полукочевой», – подытожил эксперт.
Подобные ситуации сегодня происходят и в Адыгее. Так, в Красногвардейском районе республики курды пасут коров вне общественного стада на посевах и огородах местных жителей. «При этом решения сходов граждан по ограничению поголовья выпасаемого курдами скота игнорируются, что однозначно воспринимается местными жителями как проявление полного к ним неуважения», – говорится в одном из отчеток администрации республики. Не только у русских, но и у адыгов, исповедующих с курдами одну религию – ислам, – возникают сложности в отношениях с приехавшими.
Озабоченность властей вызывает постепенное вытеснение компактно проживающими курдами местного населения. Так, в школах ряда сельских поселений число учащихся-курдов составляет более половины, в Бжедугхабльской и Преображенской школах – 88 % и 87 %. По данным 2010 года, курды составляли 56 % жителей села Верхненазаровского, 55 % жителей Преображенского, 43 % – села Садового, почти 40 % – в ауле Бжедугхабль. Прирост курдского населения связан не только с прибытием мигрантов, поток которых за последние годы приостановлен, но и с высокой рождаемостью.
«Фактически они уже имеют свою автономию. Думаю, этот вопрос не за горами, – рассказал «ФедералПресс.Юг» Владимир Каратаев – редактор газеты «Закубанье», вокруг которой объединяется «Союз славян Адыгеи». – Когда русское население начинало поднимать вопрос о курдах, нас называли «фашистами», «экстремистами», прокуратура выносила предписания. Теперь конфликты вышли на республиканский уровень». По словам эксперта, курды пользуются коррумпированностью правоохранительной системы: «Если речь заходила об обращении в правоохранительные органы, они похлопывали себя по карману, в котором лежит кошелек – мол, прокурор у нас в кармане. Курдская община сильно поднялась за счет торговли наркотиками, в республике это ни для кого не секрет». Каратаев отмечает, что сегодня курдское влияние особенно ощутимо в селах Белом и Еленовском, поселке Первомайском. На вопрос, почему власть закрывала глаза на неконтролируемый приток мигрантов чуждой культуры, редактор «Закубанья» отвечает: «Национальная политика в России в целом не отражает интересы коренных народов. Москва забита мигрантами, Сочи забито, а своим гражданам условия для работы не создаются. Получается, государство работает не в интересах народа, на деньги которого содержится. Никакая империя не возможна без национального стержня, на который нанизывается все остальное. Порядок необходимо наводить с простого и понятного всем – есть гражданин, есть его права. Соответственно, к каждому должно быть равное отношение».
Некоторое время назад для оценки ситуации создали межведомственную комиссию по урегулированию миграционных процессов в Красногвардейском районе, был разработан план мероприятий культурно-психологической адаптации курдов. Но, как это часто бывает с межведомственными комиссиями и планами российских органов власти, это ровным счетом ничего не изменило. Оправдывая неэффективность плана адаптации, в администрации перечисляют факторы: «Курды имеют чрезвычайно сильные этнические традиции, играющие важную, во многом доминирующую роль в жизни всей курдской общины… обособленный образ жизни, устойчивое (часто явно демонстрируемое) нежелание считаться с местными традициями… этническая консолидация (степень которой довольно высока) порой носит агрессивный характер». Но эти же черты можно отнести к любой замкнутой национальной группе, тем более оказавшейся в неизвестной и малопонятной цивилизационной среде. Следовательно, причина в другом?
«Адаптация необходима в виде, в котором она проводится в США и Европе, где также большой поток мигрантов, – объяснил «ФедералПресс.Юг», почему чиновники не смогли навести порядок в Красногвардейском районе, профессор Михаил Савва. – Там адаптацию за государственные деньги осуществляют некоммерческие общественные организации, в ходе занятий людей с различными навыками и культурой на протяжении нескольких месяцев учат строить совместную среду и избегать конфликтов». Политолог, являющийся директором грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, уверен – адаптацию мигрантов должны проводить не госслужащие, которые просто не могут этим заниматься эффективно, а общественные организации. «Необходим аутсорсинг, когда функции власти вместе с деньгами передаются тем, кто эти функции может выполнить эффективно», – подытожил собеседник. Но в отличие от Краснодарского края, не говоря уже о зарубежных примерах, Адыгея крайне небогатая республика. Бюджетная поддержка даже столь популярного сегодня казачества – порядка 400 тысяч в год. За эти деньги ни одно НКО не возьмется реализовывать проект.
Доктор социологических наук Айтеч Хагуров также полагает, что никакой особенной проблемы с курдами нет. «Слышал, что с ними возникают местечковые столкновения на бытовом уровне. Но это бывает и в любом территориальном сообществе», – кратко ответил корреспонденту «ФедералПресс.Юг» ученый.
О том, что стоит за этим конфликтом и почему так разнится адаптация курдов в соседних Краснодарском крае и Адыгее, «ФедералПресс.Юг» рассказал руководитель курдской национально-культурной автономии «Мидия» Ишхан Анкоси.
По его словам, на Кубани эта проблема действительно не стоит, потому что в свое время последовательно проводилась адаптация мигрантов, встречи с коренным населением, пресекались конфликты с местными жителями.
Хотя в 1990-е столкновения приехавших и кубанцев случались. «Стычки с местным населением были не только у курдов, но и у всех лиц кавказской национальности. Это естественно – местные жители никогда не видели такого потока мигрантов, тем более совершенно другой культуры и образа жизни. Потом завязалась дружба между соседями, появились смешанные браки, уже целое поколение выросло в таких добрых отношениях. Меняется менталитет и самих курдов, например, сейчас в семьях стало меньше детей», – рассказал глава «Мидии». Он уверен, что ситуация с курдами в Адыгее не является настолько напряженной. «Сами правоохранительные органы часто «создают проблему», чтобы потом ее же успешно «решить». Бытовые конфликты есть везде, но из-за этого не стоит поднимать ажиотаж», – полагает собеседник.
Есть на что пожаловаться и самим переселенцам. Несколько десятилетий курды из поселка Неберджаевского Крымского района не могут оформить документы. «Около 30 семей, переехавшие после землетрясения 1988 года, до сих пор не получили российские паспорта, свидетельства о рождении, аттестаты, – рассказывает лидер курдской общины. – Они живут в крайне плачевном состоянии. Говорят, чтобы получить квоту на прописку, нужно заплатить, но у них денег нет». Прошлым летом поселок, как и Крымск, накрыла большая вода. По словам Ишхана Анкоси, когда община собрала гуманитарную помощь для пострадавших курдов, один из полицейских потребовал прекратить ее раздачу – не давайте им помощь, они не наши граждане. «Если так считают представители власти, какое будет отношение у населения?» – подытожил собеседник.
Ишхан Анкоси не отрицает, что столкновения с местными бывают. Особенно, если приезжие выросли не в СССР, а уже в независимой Армении или Грузии, где не изучали в школах русский язык и культуру. Но это, уверен руководитель «Мидии», временные трудности – «пройдет десять-пятнадцать лет, и о курдах будут писать, что они не приезжие, а живут здесь не первое десятилетие».
Проблема с курдами в Адыгее, бесспорно, есть. Как есть проблемы и с приезжими армянами, азербайджанцами, выходцами из кавказских республик. Можно, как предложил недавно в своем послании губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, снижать квоты, сводя их до приезда отдельных иностранцев дефицитных профессий. Такую точку зрения разделяют и в администрации Адыгеи. Там признаются, что практически не испытывают проблем с переселенцами-соотечественниками – славянами, черкесами из Сирии, то есть людей той же культурной и цивилизационной традиции. Что же делать с курдами и другими, чей образ жизни разительно отличается от уклада местных жителей? Вопрос остается открытым.