Участники первого всероссийского совещания «Региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности» в Екатеринбурге единодушно поддержали тезис, предложенный замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина: СМИ не должны и никогда не будут комплиментарными. Все подробности – в материале «ФедералПресс.Урал»
Участники первого всероссийского совещания «Региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности» в Екатеринбурге единодушно поддержали тезис, предложенный замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина: СМИ не должны и никогда не будут комплиментарными. Все подробности – в материале «ФедералПресс.Урал»
Более двухсот журналистов и издателей из 62 регионов России собрались 11 ноября в Екатеринбурге, чтобы обсудить проблемы выживания СМИ в сегодняшних экономических условиях и поделиться опытом становления новой, независимой и государственной печатной прессы, телевидения, информационных интернет-агентств. А кто из них кто – определил в своем вступительном слове руководитель федерального агентства Роспечать Михаил Сеславинский: «Мы профинансировали в этом году 322 печатных СМИ из 53 регионов. Каждая третья заявка от СМИ финансируется из бюджета».
Однако бюджетные деньги не обязательно означают стопроцентную зависимость прессы от власти. Это подчеркнул следом заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. «Мы как федеральная власть ставим задачу: пресса должна держать власть в тонусе. СМИ никогда не были и не должны быть комплиментарными».
Это было лейтмотивом совещания: не брать денег от властей могут позволить себе далеко не все региональные СМИ, но даже те, что хоть частично финансируются из бюджета, не должны выполнять госзаказ безусловно. Даже при нынешней, несправедливой и удушающей, по мнению руководителей СМИ, налоговой политике, необходимо оставаться прежде всего интересным читателю, зрителю, интернет-пользователю. Эту мысль поддержала и председатель Экспертного совета, недавно созданного при Минкомсвязи, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ Софья Дубинская. «У нас есть масса регионов, руководители которых правильно понимают роль СМИ в обществе и стараются им всячески помочь. Это, например, Воронежская, Пензенская области, Красноярский край и другие». Дубинская сообщила участникам форума приятную новость: благодаря усилиям Общероссийского народного фронта буквально на днях удалось получить дополнительное финансирование для региональных газетчиков. Правда, сумму она не назвала. Не выработан пока даже механизм распределения этого бонуса.
О 20-летнем опыте развития успешного СМИ рассказала участникам совещания генеральный директор тульской газеты «Слобода» Вера Кирюнина. Она сформулировала три главных принципа выживания и независимости газеты в сложных условиях. Это, прежде всего, мультимедийный (в печатном и цифровом виде) контент издания, независимость от властей, политических партий и иных интересов, и, в третьих, освещение актуальных процессов и событий в регионе. «Мы строим свою работу на принципах народной журналистики, – сказала Вера Кирюнина. – Печатаем то, что рассказывают нам заинтересованные читатели. И живем за счет рекламы, которую читатель воспринимает как полезную информацию». Своим положительным опытом поделились и генеральный директор ЗАО «Издательский дом «Свободная пресса» из Воронежа Юрий Таранцов, где сделали акцент на розничную продажу газеты, и Галина Ишмухаметова – главный редактор газеты «Уфимские ведомости», в которой научились готовить профессиональные кадры, и главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова, сформулировавшая модель потребления печатного продукта в когда-то самой читающей стране. «Интернет – это место, где можно быстро найти все самое нужное, – сказала Венера Якупова. – А газета – это как хороший ресторан, где готовят профессионалы».
Про опыт создания «хорошего ресторана» в Нижнем Новгороде рассказал собравшимся и министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Сергей Кучин. Там создали полноценную конкурентоспособную структуру из 62 государственных газет, 12 телестудий, девяти радиостанций и одного информагентства. Кросс-медиа получают из областного бюджета гранты и при этом не являются откровенным рупором властей, а пользуются авторитетом и популярностью у жителей области. Как сказал Сергей Кучин корреспонденту «ФедералПресс.Урал», власть заинтересована в деятельности таких СМИ, поскольку доверия у граждан к местным изданиям больше, чем к федеральным. Властям легче донести до них информацию и свою позицию. «На федеральном уровне «белого шума» больше, – сказал Кучин. – И в то же время свой апгрейд (изменения) федеральные СМИ уже опробовали, а региональным традиционным изданиям остается следовать их путем, творчески перерабатывая накопленный опыт». Рано говорить о кончине печатных изданий – эту мысль подчеркивали многие выступавшие журналисты.
«Интернет – не могильщик газет, – сказал главный редактор «Красноярского рабочего» Владимир Павловский. – Газету уничтожить сложнее, чем ее сайт. Нам интернет-атаками обрушили оба редакционных сайта, и защититься от подобных DDoS-атак очень сложно и дорого. Об этой проблеме говорил и уполномоченный при президенте РФ по делам интернета Дмитрий Мариничев, и другие участники совещания. Проблем у всех достаточно. О них участники совещания продолжат говорить завтра, во второй день форума. Завтра же на форуме ожидается губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. 12 ноября планируется также торжественная передача мероприятия в Крым – как сообщает «УралПолит.Ru» со ссылкой на замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, в феврале будущего года медиафорум пройдет в Крыму.