Пригородные пассажирские предприятия попросили власти выделить им 200 млн рублей. Мнения представителей самарского областного парламента на счет помощи российскому монополисту РЖД разделились. Одни считают, что такие перевозки нерентабельны по всей стране и необходимо оказывать компаниям поддержку. Другие отметили, что РЖД может перераспределить свою прибыль от грузоперевозок, избавиться от лишней техники и закрыть тем самым брешь в бюджете.
Пригородные пассажирские предприятия попросили власти выделить им 200 млн рублей. Мнения представителей самарского областного парламента на счет помощи российскому монополисту РЖД разделились. Одни считают, что такие перевозки нерентабельны по всей стране и необходимо оказывать компаниям поддержку. Другие отметили, что РЖД может перераспределить свою прибыль от грузоперевозок, избавиться от лишней техники и закрыть тем самым брешь в бюджете. Железнодорожники отмечают, что нехватка средств блокирует реализацию таких важных проектов, как скоростная электричка Самара – Курумоч – Тольятти, к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Пригородные пассажирские перевозки в Самарской области несколько лет убыточны. Летом Минэкономразвития РФ подготовило проект постановления, согласно которому региональные власти будут обязаны заключать контракты на транспортное обслуживание с пригородными пассажирскими компаниями (ППК), а также компенсировать потери железнодорожных перевозчиков. При этом порядка 25 млрд рублей ежегодно на эту отрасль выделяет государство.
В Самарской области ППК получали субсидии от властей и в предыдущие годы. В отличие от других регионов, самарским перевозчикам не приходилось повально закрывать маршруты. Примечательно, что правительство региона владеет частью акций пригородных пассажирских компаний, например, самарской ППК. При этом областные власти также заявляли, что намерены вывести эти предприятия на безубыточность.
Так, в 2013 году на пригородные пассажирские перевозки регион выделил 344 млн рублей. Планировалось, что такие же дотации компании получат в 2014–2015 годах. Однако ситуация изменилась. Самарская область приняла бюджет на 2015 год с дефицитом в 9 млрд рублей. Общий объем расходов на 2015 год составит 138,249 млрд рублей, что на 23,329 млрд рублей меньше плановых назначений 2014 года. Соответственно расходы сократятся и в некоторых отраслях.
При этом пассажирские предприятия региона заявляли о возможных обновлениях. Так, СППК планировала установить новые турникеты на станциях, оснастить вокзалы терминалами для оплаты и обновить подвижной состав. Также предполагалось построить в регионе транспортно-пересадочные узлы, где в шаговой доступности будет пассажирский транспорт – автобусы и метро.
Во вторник, 25 ноября, на заседании Самарской губернской думы обсуждался вопрос выделения дотаций пригородным пассажирским компаниям. Начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин попросил у депутатов компенсировать дочерним компаниям ОАО «РЖД» 200 млн рублей. По его словам, предприятия – «дочки» РЖД – затратили на перевозку самарцев 247,6 млн рублей. При этом компания вложила средства в замену шести железнодорожных составов и приобретение новых вагонов. Также Соложенкин сообщил о ремонте в текущем году двух железнодорожных вокзалов (в Безенчуке и Октябрьске) и нескольких переездов.
У депутатов просьба представителей РЖД вызвала разные оценки. Так, по словам председателя комитета по ЖКХ и топливно-энергетическому комплексу Андрея Кислова, предприятие имеет крупные доходы от грузовых перевозок и может перераспределить доход внутри отрасли, так как уменьшить убыток за счет прибыли в случае с РЖД вполне возможно.
Представители РЖД с такой оценкой не согласились, заявив, что такое сокращение неприемлемо и отрасли нужна помощь государства. «Пригородные пассажирские перевозки во всех странах мира, например в Германии и США, считаются убыточными. Эти направления являются социально значимыми, поэтому финансируются за счет государства. В том случае, если власти не будут выделять средства, компании не будут платить налоги РЖД. Для компании убыток может составить миллиарды рублей. В таком случае РЖД в свою очередь не сможет производить ремонт подвижного состава, вкладывать деньги в безопасность транспортной инфраструктуры и заниматься реализацией других важных проектов», – отметил Соложенкин.
Также глава КбшЖД подчеркнул, что в том случае, если областные власти не выделят субсидии, часть маршрутов могут закрыть, и все пассажирские перевозки окажутся под угрозой. Например, проект скоростной электрички между Самарой и Тольятти буксует из-за нехватки финансирования. О строительстве скоростной ветки Самара – Курумоч – Тольятти в январе сообщил губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
Согласно проекту, электричка за 70 минут будет доезжать от станции в Тольятти до станции Безымянка на окраине Самары и за полтора часа – до вокзала в центре города. Поезда, которые будут курсировать в этом направлении, способны развивать скорость до 160 км/ч. Проект планировалось реализовать к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Сейчас на электричке от Самары до Тольятти можно добраться за 2 часа 50 минут. Однако, по словам Соложенкина, этот проект пока остается только на бумаге. Средств на его реализацию не хватает.
Впрочем, часть депутатов уверены: уменьшить расходы компании и сократить дотационную зависимость можно за счет снижения технических издержек. «У вас очень много средств уходит на обслуживание лишних составов. Я бы сказал, что это колоссальная сумма – 19 млрд рублей. Я думаю, что компании следует разобраться с ненужным имуществом. Это поможет сократить расходы РЖД. Конечно, региональные власти должны помогать перевозчикам. Но в нынешней ситуации 200 млн рублей из бюджета – это ощутимая сумма», – отметил депутат Вячеслав Малеев.
По словам других парламентариев, перевозчику нужно пойти навстречу, так как закрытие маршрутов вызовет недовольство населения. «Всегда перевозчикам компенсировались такие затраты в связи с их нерентабельностью. Очевидно, что закрытие маршрутов вызовет возмущение людей. Поэтому нам нужно положительно ответить на просьбу РЖД», – считает депутат Галина Светкина.
Парламентарии поддержали выделение средств для пригородных компаний РЖД. Предприятия получат 200 миллионов в качестве дотаций. «ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.