САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 апреля, РИА ФедералПресс. Средства массовой информации в интернете с каждым годом становятся все более популярными, отвоевывая аудиторию у традиционных медиа. Многие издания начинают делать ставку на яркие интерактивные мультимедиа: информационная картина в офлайне и онлайне начинает отличаться.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 апреля, РИА ФедералПресс. Средства массовой информации в интернете с каждым годом становятся все более популярными, отвоевывая аудиторию у традиционных медиа. Многие издания начинают делать ставку на яркие интерактивные мультимедиа: информационная картина в офлайне и онлайне начинает отличаться.
Обсуждению проблем и перспектив интернет-СМИ посвящена отдельная рабочая секция петербургского медиафорума ОНФ. Модератором дискуссии выступает Вадим Маршалко, генеральный директор фонда развития региональной журналистики «МИГ», в качестве спикеров приглашены начальник управления разрешительной работы Роскомнадзора Вадим Субботин, генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин и главный редактор Lenta.ru Алексей Гореславский.
«ФедералПресс» начинает онлайн-трансляцию мероприятия.
Модератор Вадим Маршалко предложил гостям сделать прогнозы относительно ситуации на рынке интернета, проблем с формированием рекламных бюджетов.
Алексей Гореславский, главный редактор Lenta.ru:
«Я не берусь сказать за всю отрасль, я отвечу за Lenta.ru и компанию «Рамблер» в целом. Не знаю, насколько интересен вам будет опыт трансформации, но, по крайней мере, часть этого опыта можно применить к региональным СМИ.
Давайте начнем с кризиса. Что мы видим? Видим большой провал. Естественно, это реакция на то, что происходило в прошлом году: обвал рубля».
Гореславский заговорил о проблемах отрасли, приведя в качестве примера издание «Лук эт ми»: там не платят зарплату, это связано со сворачиванием деятельности крупных западных компаний, уходом рекламодателей.
Коснувшись темы трафика и посещаемости в интернете, главный редактор Lenta.ru отметил, что в 2014 году наиболее популярными у аудитории стали события на Украине: «Любая вспышка в Донбассе оказывала влияние на инфополе».
Интерес к информации серьезным образом вырос: «В прошлом году мы жили в предельных значениях. По уровню информации ‒ 80 процентов людей потребляют интернет-новости. Мобильный трафик у Lenta.ru составляет 40‒42 процента, и все эти люди читают новости с мобильного телефона. Наш прогноз на следующий год составляет 50 процентов».
Трафик с телефонов и планшетов растет каждый год, а все, что «за столом», ‒ падает, отметил Гореславский.
«Все, что делается, надо переворачивать и ориентировать на мобильные версии порталов», ‒ уверен Гореславский. В скором будущем все, что касается мобильных приложений, будет «дико развито».
Маршалко задал вопрос, есть ли у Lenta.ru желание выйти на региональный уровень, и если да, то в каком виде.
Гореславский: «Здесь сразу две тенденции: Lenta.ru ‒ издание федеральное, и мы стараемся смотреть глазами всей страны, не вытаскивая на первый план такие новости, как десятибалльные пробки в центре Москвы. Год назад я завел отдел региональных репортажей, там работают три человека и мониторят региональные информагентства. Кроме этого, Lenta.ru собралась тесно работать с региональными журналистами и блогерами. Мы готовы обучать и проводить мастер-классы, талантливых людей в России много».
Слово переходит к Ивану Еремину.
Иван Еремин, генеральный директор РИА «ФедералПресс»:
«Мы работаем в девяти федеральных округах, жизнь регионов знаем «из первых уст». Многим известно наше агентство «ФедералПресс» ‒ межрегиональный информационный холдинг, состоящий из отдельных информагентств, со многими работаем на внештатной основе».
«Я хотел бы остановиться на теме, которая пока не столь хорошо осознается и властью и СМИ, – сущность соцсетей. Бурное развитие соцсетей выявило и еще одну проблему: расхолаживания СМИ. Когда штатные журналисты предпочитают использовать материалы из соцсетей, выдают их за эксклюзивный контент, за мультимедиапродукт, за интерактив с читателями – это тоже один из моментов взаимодействия СМИ и блогеров. Но гораздо важнее сейчас проблема высказываний блогеров и комментаторов СМИ, их-за которых ресурс может быть заблокирован.
Недавно в одном из полпредств я участвовал в совещании о противодействии экстремизму, в ходе которого выяснилось, что сами журналисты взвешенно подходят к освещению событий, а вот все экстремистские высказывания, за которые СМИ может быть заблокировано, зафиксированы именно в комментариях. И потому я поделюсь списком предложений, которые составил после общения с рядом СМИ. Хочу представить наши общие предложения по взаимодействию с Роскомнадзором. Главное из них: можно блокировать не сайт целиком, а отдельные страницы, где, с точки зрения Роскомнадзора, произошли нарушения.
Мы предлагаем, чтобы все блокировки интернет-сайтов происходили только по решению суда, а вот отдельных страниц – по решению Роскомнадзора, по представлению правоохранительных органов. Отмечу, что блокировка доменов должна происходить только после суда и после трех замечаний Роскомнадзора. Восстанавливать же доступ к страницам можно только по решению суда».
Позицию Роскомнадзора вместо начальника управления разрешительной работы Вадима Субботина представила Элла Вильчинская, и. о. начальника отдела надзора в сфере СМИ и вещания Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Элла Вильчинская, представитель Роскомнадзора:
«СМИ рождается у нас, мы его опекаем в течение всей жизни. Регистрируются все электронные издания в Роскомнадзоре в Москве. У нас 204 сетевых издания ‒ в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Регистрация интернет-СМИ ‒ дело сугубо добровольное».
Вильчинская напомнила об истории с перепечаткой карикатур издания «Шарли Эбдо»: «Это была хорошая практика. Мы сначала просто общались со СМИ, и только после официального предупреждения мы стали предъявлять претензии редакциям. По Санкт-Петербургу ‒ 24 предупреждения».
Много поступает обращений граждан, по большей части по незарегистрированным интернет-ресурсам, отметила эксперт.
«По поводу мер к сетевым изданиям: есть хорошее решение пленума Верховного суда, которое разъяснило меру ответственности изданий за форумы на сайтах. После этого ‒ приказ Роскомнадзора в течение суток или удалить, или отредактировать информацию. В Петербурге такая практика работает, отказов и проблем с редактированием нет», ‒ рассказала Элла Вильчинская, отметив, что от нецензурной брани «никуда не деться», но иногда сетевые издания «просто моментально удаляют те же нецензурные выражения».
По ее словам, роль интернета сегодня огромна: «Раньше дети росли во дворе, сегодня ‒ в интернете. Здесь очень велика ответственность сетевых изданий. Подходите ответственно к своим публикациям».
«По маркировке возрастных ограничений. Все сайты у нас в Петербурге ставят 18+, но порой лучше такой подход дифференцировать», ‒ добавила представитель Роскомнадзора. Алексей Гореславский не преминул отметить: «Если фото чуть-чуть «криминальное» и нет маркировки 18+, все, караул. Потому и ставят на всякий случай».
Иван Еремин уверен, что Роскомнадзор скорее союзник, чем противник: «Могу подтвердить по опыту работы в регионах. Это очень дружелюбная позиция. У нас довольно конструктивные отношения складываются. Все проблемы снимаются в ходе диалога, чего не скажешь про другие ведомства».
«Тоже выражаю респект, ‒ сказал Алексей Гореславский. ‒ Важно быть на связи. У нас бригады модераторов работают очень оперативно. Но всегда есть зазор, во время которого каждый может сделать скриншот, заверить и нажаловаться».
Элле Вильчинской задали вопрос, как в Роскомнадзоре осуществляют мониторинг матерных слов на интернет-ресурсах. Вопрос вызвал смех в зале.
«Сознайтесь, что вы в поиск забиваете матерные слова», ‒ допытывался Алексей Гореславский.
«У нас есть толковые и оперативные сотрудники, у них свой метод!» ‒ утверждала Элла Вильчинская.
Блогер из Екатеринбурга Сергей Колесников поинтересовался, как ему одному удалять всю нецензурную ругань: «Матерные слова нельзя оставлять в комментариях, у моего блога посещаемость доходит до 70 тысяч человек в день. В такой ситуации невозможно чистить чисто технически».
На это Элла Вильчинская напомнила: «К ответственности привлекают СМИ, а вы блогер, вас не привлекут. Речь идет о зарегистрированных изданиях».
«Новость про Украину ‒ взрыв посещаемости, про новый завод ‒ тишина. Смотришь на СМИ и блоги, и к концу дня жить не хочется, ‒ вздохнул Колесников. ‒ Добавление позитивных новостей ‒ это уже социальная функция».
«Тут уже проблема темы, кто является заказчиком аудитории, ‒ заметил Иван Еремин. ‒ Считают, что читатели, но это не совсем правильно: заказчиками выступают и государство, и бизнес, и общественные организации. И прислушиваться надо не только к отдельным лицам, которым нравится, что кругом взрывы и паника, но и к другим заказчикам. Впрочем, это на совести редакторов».
Отвечая на вопрос о желтых заголовках как способе привлечения аудитории, Еремин сказал: «Насчет ярких и кричащих заголовков ‒ по опыту работы в регионах могу сказать, что такие заголовки – это борьба не только за аудиторию, но и за внимание федеральных СМИ. Иногда федералы берут информацию и не ссылаются. Вот чтобы новость выстрелила и федеральные СМИ ее взяли, перепечатали, сослались, региональным СМИ и приходится формировать повестку с упоминанием в заголовках персон вроде Дмитрия Медведева или Аллы Пугачевой. Если бы была выстроенная модель по взаимодействию региональных и федеральных СМИ, было бы здорово».
Александр Матвеев, блогер из Новосибирска, спросил, есть ли в штатах изданий должность корректора: «Влияет ли грамотность на посещаемость? Считаете ли вы нужным выполнять эту функцию?».
Алексей Гореславский ответил: «Наш новостной поток делится на части. Группа выпуска, новостной поток из регионов ‒ их не перечитывает корректор. Аналитика ‒ материалы у нас круглосуточно читают три корректора. Люди нам пишут про опечатки и несогласования, но в течение часа корректоры все же прочитывают».
Представитель Краснодарского края спросил, могут ли электронные СМИ вносить правки онлайн: «Вы часто используете это? Особенно после того как вашу новость уже цитировали».
«Интернет на самом деле как газета: вышло ‒ и вышло, и все! ‒ заявил Алексей Гореславский. ‒ Меняем только в случае стилистических или фактических ошибок. А дополнительный комментарий можно добавить другим шрифтом и позже, если он существенен».
Поступил вопрос от Мадимы Магомедовой из Саратовской области: «Депутаты предложили возложить ответственность за пресечение межнациональных конфликтов на местную власть. Одна редакция подготовила опрос и написала заголовок: «Если я захочу, я могу устроить межнациональный конфликт». Насколько этично вырывать фразы из контекста?».
Иван Еремин ответил: «Если задавать вопрос в моральном плане, то, конечно, неэтично, а в плане закона ‒ вопрос к Роскомнадзору».
«Надо смотреть и оценивать, есть ли в заголовке подстрекательство к массовым беспорядкам», ‒ уточнила Элла Вильчинская.
Алексей Гореславский добавил: «Вопрос о выдергивании из контекста вечен. По составу преступления ‒ вопрос к юристам. Если в этом какой-то состав преступления, то нужна оценка. На мой взгляд, это элемент политического жонглирования».
После этого поступил вопрос к Ивану Еремину и Алексею Гореславскому: «Вы говорите о региональной журналистике и регионах. Какой смысл вы вкладываете в слова «работать с регионами»?».
«Нам очень бы хотелось войти в каждый город, ‒ сказал Иван Еремин. ‒ Но пока возможности такой нет. Однако надо четко понимать, что у каждого СМИ – федерального, окружного, регионального – есть своя миссия, свой формат и своя специфика работы. И у каждого есть своя модель развития в регионах. Я знаю, как заходит в регионы, например, РБК, вот сейчас в регионы заходит Lenta.ru. А есть примеры, когда СМИ развивается из регионов. Если говорить о нашем холдинге, то редакции работают в крупных городах, а в муниципалитетах заказываем публикации внештатным авторам».
Максим Захаров из Смоленска поинтересовался, как коррелируют зарплаты и трафик статьи, посещаемость.
«Привязка есть, но не буквальная, мы премируем», ‒ ответил Алексей Гореславский.
Алексей Малышев, представитель «Вятского наблюдателя», поинтересовался у спикеров: «Как вы строите взаимоотношения с региональными редакциями? Видение из Москвы и видение из регионов разительно отличаются».
Иван Еремин уточнил: «Для нас более актуален вопрос часовых поясов – как проводить федеральные планерки, например. Безусловно, есть внутри наших редакций разные подходы и к пониманию процессов, которые проходят на федеральном и региональном уровне, особые подходы к производству разных по жанрам материалов. Но всегда есть общий формат «ФедералПресс». Когда мы начинаем работать с автором, всегда проводим некое обучение, объясняем ему формат. Кто понимает – тот остается, и работаем мы с ним долго и стабильно».
Ксения Дубинина, представитель екатеринбургского агентства АПИ, спросила, как издания наполняют главные страницы сайтов: «А то у вас порой очень серьезная новость, а тут же – какой-то «трешак» рядом».
«Такая подборка всегда была чертой Lenta.ru, – подтвердил Алексей Гореславский. – Компьютерные игры уравнены в правах с политикой – для кого-то игры много интереснее».
Дмитрий Старостенко из Орска поинтересовался следующим: «Вопрос ко всем, касается он персональных данных. Ожидается ли дальнейшее ужесточение? Пример – розыск пропавших людей с указанием персональных данных. Многие издания уже начали перестраховываться и не публикуют».
Алексей Гореславский ответил: «Мы аккуратно разбираем редакционные адреса, чтобы ничего не уходило в отвал. Можно же человека даже зашифровать, поставить инициалы. И мы стараемся, конечно, уходить от таких материалов, не вмешиваться на стадии производства».
Элла Вильчинская уточнила: «Есть статья 4 закона о СМИ, в которую входят и персональные данные. Если же никак не обойтись – ну, что ж».
Юлия Фейзрахманова из Казани спросила: «Каким образом формируется наполнение региональными новостями? Вот Волгу засыпают, но никто не отреагировал из федеральных СМИ. Как можно привлечь к теме федерального читателя?».
«Рассылать новости, проявлять свою активность, привлекать и находить профильных редакторов, присылать несколько раз в неделю заметку и комментарии, – поделился рецептом Алексей Гореславский. – Я вас уверяю: после такой работы крупные СМИ будут сами за вами бегать».
Гость из Смоленска Юлия Моисеева поинтересовалась у спикеров, как они относятся к фотожабам как к иллюстрациям для материалов.
Иван Еремин ответил: «Пусть все фотожабы и демотиваторы будут в интернете – это вообще такая большая среда. Но в рамках свеого холдинга я использования такого формата не вижу».
Представитель Белгорода Оксана Артемова поинтересовалась, существуют ли налоговые льготы для интернет-СМИ. Льготы для всех средств массовой информации общие, отметила Элла Вильчинская.
* * *
Модератор обсуждения Вадим Маршалко подвел итоги работы сессии. По его словам, большая часть дискуссии стала мастер-классом Lenta.ru, «ФедералПресс» и Роскомнадзора.
«Нападок на Роскомнадзор стало меньше. Думается, с развитием ситуации большинство вопросов отпадут. Я благодарен вам за активность, за интересные и необычные вопросы, мы их обработаем и передадим в ОНФ. Меня удивили вопросы этики в журналистике: тема сложная, и ее необходимо обсуждать», – сказал Маршалко в заключение.
Трансляция завершена