Во вторник, 12 марта, на заседании Священного Синода Екатеринодарская и Кубанская епархия была разделена на пять отдельных церковных территорий, объединенных в одну митрополию: Новороссийскую, Ейскую, Армавирскую, Тихорецкую и Кубанскую епархии. В каждой из них будет самостоятельный епископ. О том, как это скажется на жизни православных кубанцев и к каким последствиям в церковной жизни может привести, читайте в материале «ФедералПресс.Юг».
Во вторник, 12 марта, на заседании Священного Синода Екатеринодарская и Кубанская епархия была разделена на пять отдельных церковных территорий, объединенных в одну митрополию: Новороссийскую, Ейскую, Армавирскую, Тихорецкую и Кубанскую епархии. В каждой из них будет самостоятельный епископ. О том, как это скажется на жизни православных кубанцев и к каким последствиям в церковной жизни может привести, читайте в материале «ФедералПресс.Юг».
Главой Кубанской митрополии назначен митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), руководящий епархией с еще советского 1987 года. Даже старожилы-священники уже подзабыли предыдущего архиерея – Владимира (Котлярова), управлявшего епархией с 1980 по 1987 год, ныне возглавляющего церковную жизнь Санкт-Петербурга. Престарелый митрополит Исидор популярен среди прихожан и священников, которые отмечают его доброту и понимание. К тому же архиерей в доверительных отношениях с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, всесторонне поддерживающим жизнь епархии.
Как сообщал «ФедералПресс.Юг», разделение пройдет следующим образом:
Екатеринодарская и Кубанская епархия включит в себя Краснодар, Сочи, Красноармейский, Динской, Абинский, Северский, Белореченский, Туапсинский, Апшеронский районы и Горячий Ключ с населением более двух миллионов человек.
Новороссийская и Геленджикская епархия, епископом которой поставят игумена Феогноста (Дмитриева) из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, включит Новороссийск, Геленджик, Анапу, а также Темрюкский, Славянский и Крымский районы с населением 897 тысяч человек.
Армавирская и Лабинская епархия включит сам Армавир, а также Лабинский, Усть-Лабинский, Гулькевичский, Новокубанский, Курганинский, Успенский, Отрадненский и Мостовской районы с населением 887 тысяч человек.
Ейская и Тимашевская епархия будет состоять из Ейского, Тимашевского, Щербиновского, Староминского, Кущевского, Ленинградского, Каневского, Брюховецкого, Калининского и Приморско-Ахтарского районов с населением 762 тысячи человек. Управлять ею будет епископ Ейский Герман (Камалов).
Тихорецкая и Кореновская епархия включит Тихорецкий, Кореновский, Павловский, Новопокровский, Белоглинский, Кавказский, Тбилисский, Выселковский и Крыловской районы с населением 626 тысяч человек.
Карта с новыми епархиями, составляющими Кубанскую митрополию
Разделение крупных епархий на более мелкие административно-церковные единицы – целенаправленная и последовательная политика патриарха Кирилла (Гундяева). Вскоре после избрания его патриархом в 2009 году Синод разделил надвое «свою» Смоленскую и Калининградскую епархию, которой лично руководил последние 25 лет. В 2011–2012 годах образовано порядка 70 новых епархий путем дробления существующих.
Как объяснял сам патриарх Кирилл, данная реформа необходима не для того, «чтобы ослабить власть архиерея, не для того чтобы ограничить его материальные возможности, а для того чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу». Получается, что официальная версия причины разукрупнения епархий – сделать епископов более близкими и доступными рядовым прихожанам. Действительно, в Краснодарском крае почти 600 храмов, и даже если каждый день переезжать из одного в другой, действующий митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) смог бы побывать в каждом приходе примерно раз в два года.
Другая официальная причина разделения епархий – углубление церковной жизни в данной территории. «Но что греха таить – и по количеству приходов на душу населения многие регионы у нас очень отстают. У меня есть список, где особо отмечены «красные зоны» – это епархии, где количество приходов меньше одного на 10 тысяч населения», – пояснил патриарх. С появлением на каждой территории самостоятельного епископа – высшего лица церковной иерархии, – по мысли проводников данной реформы, приходская жизнь станет более качественной и осмысленной. Таким образом жизнь приходов приближается к идеалам и практики раннего христианства, когда в каждом городе был отдельный епископ.
Противники политики патриарха Кирилла, главным образом из представителей альтернативного православия (то есть православных общин, не входящих в юрисдикцию Московского Патриархата), говорят о других, более меркантильных причинах: например, о том, что патриарх этими шагами ослабляет власть управляющих крупными и богатыми епархиями архиереев, которые могут составить ему конкуренцию. Поставление новых епархиальных владык, обязанных всем патриарху, усиливает число его сторонников в епископате. Однако реальные результаты данной политики, отмечают эксперты, будут видны минимум через 10–15 лет, когда вырастет поколение православных россиян, для которых встреча с архиереем станет не чудесным, а обыденным событием.
Известный православный публицист и священник альтернативной православной Церкви Яков Кротов еще полтора года назад прокомментировал ситуацию «ФедералПресс.Юг» так: «Официально было объявлено, что в ходе разделения епархий епископы станут ближе к людям, возрастет качество управления. Были ссылки на пример Греции, где на 11 миллионов человек – сто епархий. При жесткой централизации власти в Московском Патриархате, воспроизводящей жесткую централизацию светской власти, само по себе количество епархий и их размер никакого значения не имеют». По мнению отца Якова, реальных причин для реформы – реформы сугубо формальной, ничего не прибавляющей и не убавляющей для рядовых прихожан – может быть две. «Внешнеполитическая: на разных церковных встречах, на соборах, где голосуют епископы, Московский Патриархат окажется в более выгодном положении, чем ранее. Постепенно он может довести количество епископов до такого уровня, когда в любом голосовании его представители будут в абсолютном большинстве. Внутриполитическая: как и у светской номенклатуры, у номенклатуры церковной налицо классовое расслоение. Есть высшая знать, «церковное боярство», есть среднее и низшее звенья. Чем меньше епархия, тем беднее епископ, тем более он зависим от дотаций из центра. Процесс напоминает выпуск дополнительных акций, благодаря которым размывается значение мелких акционеров», – привел пример церковный публицист.
Напомним, что разделение епархий в предыдущие годы приводило к конфликтам с местным духовенством, представители которого не всегда находили общий язык с новым архиереем. Главным образом это касалось именно финансовой составляющей – приехавшему в епархию епископу сразу нужны были новый дом, представительский автомобиль, здание епархиального управления. Порой они привозили с собой целый штат сотрудников, обязанность содержать которых также вменялась приходам. Опасаются этого и многие кубанские священники. Но большинство экспертов уверены: к резкому росту отчислений с каждого прихода и, как следствие, подорожанию продукции в церковных лавках, а также «рекомендованному размеру пожертвований» (под который, не особо стараясь, завуалировали прейскурант) за таинства и требы это не приведет. В соседней Майкопской епархии всего порядка 50 приходов, которым, пусть и не на широкую ногу, но удается содержать своего епископа. При разделении Екатеринодарской и Кубанской епархии на пять самостоятельных единиц в каждой останется более сотни храмов – вполне достаточно для необременительного содержания архиерея.
Как сообщал «ФедералПресс.Юг», первая попытка разделить Екатеринодарскую и Кубанскую епархию была предпринята в августе 2011 года. Но тогда, по слухам, губернатор Александр Ткачев и вице-губернатор Галина Золина уговорили патриарха Кирилла не проводить дробления до Олимпиады-2014. Однако конъюнктурные изменения привели к разделению на год раньше.