Челябинские общественники задали вопросы властям об итогах «Дорожной революции» и качестве дорог. На круглом столе, организованном общественной палатой Челябинска, было высказано множество претензий в адрес дорожников, но каких-то внятных ответов на актуальную тему озвучено не было. Основной посыл челябинцев можно сформулировать так: «мы требуем контроля за выполненными дорожными работами». Но вот контролировать и отвечать за сделанные дороги власти пока не торопятся.
Челябинские общественники задали вопросы властям об итогах «Дорожной революции» и качестве дорог. На круглом столе, организованном общественной палатой Челябинска, было высказано множество претензий в адрес дорожников, но каких-то внятных ответов на актуальную тему озвучено не было. Основной посыл челябинцев можно сформулировать так: «мы требуем контроля за выполненными дорожными работами». Но вот контролировать и отвечать за сделанные дороги власти пока не торопятся. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Общественная палата Челябинска подняла сегодня чрезвычайно актуальную тему качества дорожных работ. «Каждую весну дороги требуют ремонта, – констатировал руководитель палаты Юрий Зацепилин. – Прошедшая «Дорожная революция» увеличила количество улиц и автомобилей, встал вопрос о качестве дорожного покрытия».
Первым получил слово замначальника отдела по развитию и организации дорожной деятельности регионального минстроя Павел Рогожников. Из его выступления сложилось впечатление, что в городе с дорогами все хорошо, за исключением некоторых недостатков. «Много сделано в плане строительства, работы улучшили уличную сеть, – отчитался чиновник. – Проблемы дорог связаны с климатическими особенностями и нагрузкой автомобилей, замерзание и размерзание влияет на ямочность». Он также пообещал: весенние дорожные работы будут проведены, финансирование на них заложено. «Ситуация под контролем, состояние дорожной сети в общем хорошее», – отметил Рогожников. Добавим, что никаких иных чиновников, отвечающих за дорожное строительство в Челябинске или области, на круглом столе не было. Сам Павел Рогожников ни на какие возмущенные вопросы челябинских общественников и экспертов не ответил: не то не знал, не то не захотел.
Эксперт по дорожному строительству, директор строительной компании Александр Мамонтов признал, что за прошедшие семь лет была проведена большая работа в дорожном строительстве, если бы этого не произошло, челябинцы наблюдали бы сегодня совсем другую картину. «Дорожники применяют асфальтобетон, срок его службы – 15 лет, но у нас порой через два–три года происходит разрушение участков», – отметил Александр Мамонтов. Он заявил, что проблема дорог комплексная: требуется грамотное проектирование системы водостоков, также существует проблема водонепроницаемости полотна. «Недостаточно минерального порошка, применение качественного порошка повысило бы срок службы в полтора–два раза», – отметил он. Еще одна проблема – непрофессионализм подрядчиков, что видно любому челябинцу невооруженным глазом. «Нарушая технологию, не соблюдая правила, можно получить отрицательный результат, – говорит эксперт. – Надо усиливать контроль за качеством выполненных работ».
Гендиректор ООО «Кэмп» Яков Гуревич выразил свое полное согласие с Александром Мамонтовым, назвав «Дорожную революцию» «набором неподготовленных действий». «Не было построено ни одного метра дорог, было создано два миллиона квадратных метров асфальтового покрытия, – заявил он. – Отсутствует квалификация на уровне подготовки проекта. Например, при строительстве дороги у плотины внезапно обнаружили скалу. Перекрывается улица Энгельса на четыре месяца для укладки теплотрассы, хотя на это требуется максимум месяц. В результате ливневка будет уничтожена». Вообще, вся ливневка, по оценкам Якова Гуревича, была уничтожена в Челябинске в ходе масштабного дорожного строительства прошлых лет. «Свердловский проспект от Коммуны до проспекта Ленина делали пьяные: вы посмотрите, какая неровная кромка дороги, – посетовал он. – Нагрузка возросла из-за ликвидации общественного транспорта. Также отсутствует дорожная разметка».
Доктор экономических наук Сергей Гордеев считает: несмотря на то что многие процессы в государстве излишне забюрократизированы, в дорожном строительстве, напротив, не хватает чиновников и контролеров. «Должен быть поступательный, иногда даже бюрократический процесс, а не революция, – заявил он. – Мы наблюдаем следствие фрагментарных решений, нет цельности. В 90 % случаев работают гастарбайтеры, им наплевать на результат. Нужна комплексная программа, элементарное планирование должно быть».
Генеральный директор «ООО Научно-производственное предприятие «Энерготехсервис» Александр Булатов был более эмоционален. «Как подписывает результаты минстрой? В минстрое не контролируют ситуацию?» – обратился он к чиновнику из министерства. «Контролируем, но недостаточно», – нехотя ответил Павел Рогожников.
Его слова подтвердил Александр Мамонтов: лаборатория по контролю за качеством дорожных работ была ликвидирована. Впрочем, некоторые позитивные тенденции в дорожном строительстве он увидел: дорожники начали применять литой асфальтобетон, в результате при соблюдении нормативов долговечность ремонта может достигать трех–четырех лет.
Эксперты обсуждали также вопрос проведения дорожных аукционов. Для улучшения качества дорог предлагалось определить в требованиях аукциона нормативные обязательства, прописав количество и качество используемых материалов, а также указать в требованиях опыт работы исполнителя на строительном рынке. Предлагалось также страховать результаты дорожных работ, пусть даже это и увеличит их стоимость. Впрочем, единого мнения у экспертов о том, можно ли указывать в аукционах такие требования, не было: некоторые считают, что ФАС может отменить торги с такими подробными требованиями.
Журналист «УралПолит.Ru» обратился за разъяснением этого спорного вопроса к руководителю УФАС Челябинской области Анне Козловой. «Требования к дорогам определяются в соответствии с ГОСТом, хотя можно задать конкретные требования к щебню и к асфальту: например, потребовать размер гальки от трех миллиметров до пяти миллиметров или задать требования к асфальту, закон это позволяет, – пояснила Анна Козлова. – Но нельзя ограничивать условия под конкретного поставщика. Ограничивать участников аукциона по опыту работы на рынке нельзя. Но в новом законе о контрактной системе это будет возможно в некоторых видах работ».
Напоследок мы поинтересовались у одного из участников круглого стола, можно ли решить проблему качества дорог, организовав добросовестный контроль качества выполненных работ? «Конечно, это можно сделать, и это не так сложно, – ответил собеседник. – Но не всем во власти это нужно».