Top.Mail.Ru
Общество
Сибирский ФО
0

Со всех сторон «золотая» долина: военные сокровища скифов извлекут волонтеры Русского географического общества

А тем временем рядом ведется подготовка к строительству крупной железнодорожной развязки и горно-обогатительного комбината

Третий полевой сезон экспедиции Русского географического общества «Кызыл – Курагино» стартовал 5 июня. Об этом объявили в ходе пресс-конференции, прошедшей 10 июня в штаб-квартире РГО. Это один из самых крупных археологических проектов в России.

Третий полевой сезон экспедиции Русского географического общества «Кызыл – Курагино» стартовал 5 июня. Об этом объявили в ходе пресс-конференции, прошедшей 10 июня в штаб-квартире РГО. Это один из самых крупных археологических проектов в России. Уже третий год ведутся раскопки в зоне строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино, обязанной соединить Туву с Красноярским краем. Подробнее о географической и геологической стороне ипостаси Кызыл – Курагино читайте в материале «ФедералПресс».

Тайны Долины царей

Современный проект железнодорожной линии Кызыл – Курагино, утвержденный правительством РФ в 2006 году, совпал со старинными кочевыми тропами. Усинским трактом, который соединяет Туву и Красноярский край, пользовались еще в эпоху неолита, пять тысяч лет назад.

Именно эти земли буквально нашпигованы археологическими артефактами самых разных эпох: скифские курганы, стоянки эпохи камня и бронзы, образцы петроглифов – древних наскальных изображений... В течение двух лет, в 2009 и 2010 годах, ученые собирали информацию о крупных объектах. Всего в различных частях трассы был обнаружен 51 археологический памятник. В 2011 году волонтеры РГО и ученые из Института истории материальной культуры РАН приступили к раскопкам.

Ежегодно Русским географическим обществом проводится конкурс волонтеров – в этом году его победителями стали 600 человек. «Мы так же, как и в прошлом году, объявили большой международный конкурс – приедут студенты более чем из тридцати стран, – сообщил Сергей Шойгу, президент РГО, министр обороны РФ. – Вещь удивительная, никак не думали, что наше предложение долетит до Колумбии, Непала и других стран».

Третий сезон обещает быть одним из самых богатых по числу находок. В этом году раскопки будут вести в Долине царей – священном месте, где скифы хоронили знать и воинов. Как пошутил на пресс-конференции Сергей Шойгу, в этом году его служебные обязанности как министра обороны будут тематически пересекаться с экспедиционными проектами РГО.

Наталья Соловьева, заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, отметила, что по терминологии археологов Долина царей – это герос Центральной Азии. По ее словам, стоит ожидать не только находок, связанных с оружейной тематикой, но и драгоценных артефактов. По ее словам, в степной почве сохраняется как металл, так и органика: деревянные чехольчики, кость, кожи, ткань.

Пока не ясно, стоит ли рассчитывать на открытия, сопоставимые с прошлыми. Напомним, что прославило «Кызыл – Курагино» знаменитое захоронение средневекового правителя. Без малого две сотни лошадей, две жены, лежащие рядом, и огромное количество золота. И лошади, и женщины были умерщвлены непосредственно перед захоронением. На шее у правителя лежал уникальный шейный браслет. Как позже выяснили ученые, правитель носил его с самого детства, никогда не снимая. Своего рода наказание и почетная обязанность – полтора килограмма чистого золота в искусной обработке. Будет ли найдено что-то подобное в 2013 году, пока не ясно. В любом случае, эти земли можно назвать «золотыми» безо всякой натяжки.

Угольный Клондайк Тувы

Стоимость инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в увязке с освоением Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» составляет 200 млрд рублей. На эти деньги помимо железной дороги будет построена ТЭЦ, горно-обогатительная фабрика, разработано месторождение.

Государство дает гарантии в размере 75 %. Оставшаяся сумма, 25 %, – инвестиционный вклад Тувинской энергетической промышленной корпорации.

«С учетом того, что Руслан Сулимович взял на себя все расходы по строительству железной дороги Кызыл – Курагино, средства, ранее предусмотренные в инвестфонде, отправлены на «расшивку» (модернизацию, расширение, – прим. ред.) участка. В этом году 16 млрд рублей уже отправлены ООО «РЖД», ведь уголь надо не только добыть, его надо еще и вывезти», – подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов.

По словам Руслана Байсарова, генерального директора компании, «проект большой, сложный». «Мы просчитали риски; конечно, наша задача их минимизировать, – заявил Руслан Байсаров, отметив, что переговоры на инвестиционную тематику пока не начались. – Мы планируем вести переговоры с банками, привлекать их. Если проект покажет свою эффективность, то и банки придут».

Исходные данные внушают оптимизм: по словам Байсарова, объем угольного месторождения – 1 млрд тонн, это одно из самых крупных месторождений в мире, 74 кв. км. В перспективе оно будет давать порядка 15 млн тонн в год. «Мы уж сейчас ведем разработку, но шахты начнем строить, когда пройдем экспертизу, года через два», – сделал акцент генеральный директор компании в интервью «ФедералПресс».

Поворотный момент всей истории – стартующая в августе 2013 года государственная экспертиза, где будет оценена эффективность, а также стоимость проекта с привязкой к инфляции. Серьезное внимание будет уделено экологической чистоте месторождения. По словам Байсарова, в шахтах можно будет работать в белых халатах и перчатках. Уголь, выходящий на поверхность, будет закрыт специальной скорлупой, не допускающей распространение пыли.

Разработка месторождения позволит решить транспортную проблему региона. Тува – одна из самых богатых республик страны. Долгие годы она не имела возможности развивать транспортную инфраструктуру. По словам Руслана Байсарова, местное население, затаив дыхание, ждет строительства дороги: «Им нужно двигаться, они хотят жить. Каких-то неожиданностей для них не существует. Наоборот, они поддерживают меня, ведь в ходе реализации планов в регионе будет создано порядка 15–18 тысяч рабочих мест». С ним соглашается и Алексей Цыденов, заместитель министра транспорта России: « По этому участку железной дороги будут перевозить не только грузы, но и будет обеспечено пассажирское движение. Все это позволит увеличить не только экономический потенциал региона, но и мобильность населения».

По данным официального портала министерства экономики Республики Тыва, при сооружении железнодорожной магистрали специалистам предстоит выполнить колоссальный объем работ. Планируется отсыпать более 74 миллионов кубометров грунта, возвести 180 больших, средних и малых мостов общей длиной свыше 18 км, уложить порядка 1087 водопропускных труб общей протяженностью более 25 км, построить около 11 км тоннелей и шесть галерей общей длиной 1,5 км. Кроме того проектом предусмотрено строительство 600 км автодорожных подъездов и временных автодорог. А общая протяженность самой магистрали составит 411 км.

Уже сейчас, по словам Руслана Байсарова, завезено семь мостов, огромное количество техники, строительных материалов. В августе начнется строительство, которое, по предварительным оценкам, будет закончено в 2018 году. Пока тувинский строительный спецпроект не коснется Долины царей. Русское географическое общество и ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» подписали соглашение о ведении археологических раскопок в 2013 году. Экскаваторы строителей сменят лопаты археологов лишь в 2014 году.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.