Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Новосибирские танцы на грани весны

НГАТОиБ представил постановку балета «Весна священная» Игоря Стравинского, в которой удалось синтезировать элементы классического балета с приемами contemporary dance

Новосибирский академический театр оперы и балета включился в гонку постановок, которая охватила весь мир в год столетия легендарного оглушительного провала балета Игоря Стравинского «Весна священная», случившегося в театре Елисейских Полей в Париже 29 мая 1913 года. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

На прошлой неделе Новосибирский академический театр оперы и балета включился в гонку постановок, которая охватила весь мир в год столетия легендарного оглушительного провала балета Игоря Стравинского «Весна священная», случившегося в театре Елисейских Полей в Париже 29 мая 1913 года. В отличие от других театров мира, где для реализации своих версий балета пригласили самых радикальных постановщиков, работающих в стиле contemporary dance, балетная труппа НГАТОиБ пошла другим путем, пытаясь синтезировать язык классического балета с приемами современного танца. Но для этого хореографу Патрику де Бана действие балета пришлось перенести из языческой Руси в Африку, где в жертву приносят не девушку-избранницу, а двух близнецов, которых местные племена боятся и боготворят одновременно. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Огромное достоинство нашего спектакля в том, что в нем нет ни грамма сексуального подтекста, – считает солистка балета НГАТОиБ Елена Лыткина, оставленная хореографом Патриком де Бана куратором проекта балета «Весна священная». – Главные герои балета – близнецы, а не влюбленная пара. И поэтому нет никаких оснований для того, чтобы превращать балет в нечто, похожее на оргию, как это порой случается с этим произведением».

Приглашая хореографа Патрика де Бана, Новосибирский театр оперы и балета не скрывал, что готов включиться в международное соревнование постановок балета, приуроченных к 100-летию появления шедевра Игоря Стравинского, который впоследствии одни сравнивали с появлением «атомной бомбы», а другие называли «реальной русской революцией». Известный постановщик и автор балетных спектаклей в ведущих театрах мира – от Венской оперы до Токио-балета согласие на работу в Новосибирске дал, пригласив для реализации проекта команду, с которой не раз работал над созданием своих произведений.

Но балетмейстер не стал идти тем проторенным путем, которым на протяжении столетия шли хореографы, ставившие «Весну священную». Почти все они в той или иной степени брали за основу рожденный Игорем Стравинским и Николаем Рерихом сюжет из истории языческой Древней Руси об избрании молодой девушки в качестве великой жертвы, которой предстоит танцевать до смертельного изнеможения, чтобы пробудить весну. Специалисты уже подсчитали, что за век на музыку Стравинского было создано более чем 160 хореографических версий, но ни одна из них так и не стала каноничной. Некоторым особняком в этом ряду стоит известная постановка Мориса Бежара, в чьей труппе когда-то начинал Патрик де Бана, но в трактовке выдающегося французского хореографа не нашлось места для жертвоприношений, а свой спектакль он построил на развитии отношений между мужчиной и женщиной.



Выстраивая фабулу своего балета, Патрик де Бана не стал отказываться от темы жертвоприношения. Он перенес место действия балета на африканскую почву, где у обитающего в Нигерии народа йоруба существует трепетное отношение к новорожденным близнецам (ибеджи), в то время как другие племена континента считают их рождение дурным предзнаменованием. «Они не верят в возможность человека воспроизводить сразу двух детей, – пояснила «ФедералПресс.Сибирь» Елена Лыткина. – Близнецы изначально становятся теми, кого нужно принести в жертву».

По версии литературного консультанта постановки Жана Франсуа Вазеля, сюжет балета строится на конфликте племени Луны и племени Солнца, ведущих давнюю вражду. В надежде спастись от бед и войн они приносят в жертву двух близнецов, которых боятся и которым одновременно поклоняются. «Я сам по отцу африканец, а по матери немец, и знаю, ощущаю эти два разных мира, – утверждает Патрик де Бана. – Поэтому создание балета стало для меня путешествием в прошлое, к моим корням».

Тридцатиминутное произведение Игоря Стравинского, выстроенное как подготовка к человеческому жертвоприношению, которое совершается при экстатическом состоянии окружающих, практически всегда толкало балетмейстеров на радикальные эксперименты. Таким было провалившееся первое исполнение балета, поставленного Вацлавом Нежинским, где, как вспоминал присутствовавший Жан Кокто, «параллелизм музыки и жеста стал недостатком», что отчасти подтверждают современные реконструкции спектакля. Кажется, что все бравшиеся за «Весну священную» выдающиеся хореографы, среди которых Пина Бауш, Джон Ноймайер, Матс Эк и Анжелин Прельжокаж, пускались во все тяжкие, чтобы пройти через искушение создать нечто дерзкое и необузданное. Даже наивная по нынешним временам постановка балета, осуществленная Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым в Большом театре в 1965 году, была новаторской по своей сути.



Столетие шедевра Стравинского только подлило масла в огонь. Ведущие сцены России – Большой театр и Мариинский – словно соревновались в том, кто сделает постановку балета радикальнее, решив довериться ведущим хореографам, работающим в стиле contemporary dance. В то время как питерцы сделали ставку на звезду из Германии Сашу Вальц, в Большом театре рассчитывали на британца Уэйна Макгрегора, но после покушения на Сергея Филина его пришлось заменить на Татьяну Баганову из Екатеринбурга. Дважды лауреат премии «Золотая маска» поставила «Весну священную» в сверхкороткие сроки, но бурных оваций не дождалась. Постановка в Мариинском театре прошла с чуть большим успехом, но там за дирижерским пультом стоял сам Валерий Гергиев.

На этом фоне кажется, что Новосибирский театр оперы и балета пошел совсем иным путем, отдав должное здоровому консерватизму. Сценограф Ален-Мишель Лагард выстроил декорации в стиле условной пещеры, где все действие разворачивается между двух бочек для хранения ГСМ на фоне огромный дыры в потолке, сквозь которую видно черное небо. Но самое главное, что Патрику де Бана удалось найти ту четкую грань синтеза элементов классического балета с приемами contemporary dance.

«В какие-то моменты репетиций Патрик не уставал нам повторять: «Да, я тут поставил glissade pas de chat, но это не надо делать как в классическом балете», – рассказывает Елена Лыткина, ставшая одним из ведущих «моторчиков» спектакля. – Все это для того, чтобы показать зрителю, где твой противник и как ты его ненавидишь».

Впрочем, несмотря на заявленную «африканскую» тематику, в театре уверены, что балет остается вне времени и пространства, а сочетание классического хореографического языка с элементами современного танца превратило балет в некий энергетический сгусток, где есть место символическим жестам, красивым pas de deux близнецов и энергически насыщенным массовым сценам.

«Новосибирская постановка «Весны священной» оказалась на редкость невинной, – считает народная артистка России Татьяна Кладничкина. – Поразительно, но, несмотря на то что его действие было перенесено на другой континент, балет получился по-настоящему русским».




Фото Евгения Иванова

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.