Второй день Пермь задыхается от запаха газа. При этом из-за того, что власти твердо решили молчать о происшедшем, ситуация обрастает самыми невероятными слухами. Единственным «власть имущим», кто оперативно «успокаивал» город посредством своего твиттера был глава Перми Игорь Сапко. Хроника событий – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Второй день Пермь задыхается от запаха газа. При этом из-за того, что власти твердо решили молчать о происшедшем, ситуация обрастает самыми невероятными слухами. Долгое время наиболее вероятной версией считался несанкционированный слив химикатов в канализацию; теперь же говорят о выбросе на одном из предприятий Перми. Горожан мучают два вопроса – почему не сработала система оповещения и почему власти в принципе не ставят себе в приоритет хоть какое-нибудь информирование жителей. Единственным власть имущим, кто оперативно «успокаивал» город посредством своего твиттера, был глава Перми Игорь Сапко. Хроника событий – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Первые жалобы на запах газа от пермяков стали поступать в среду, 10 июля, около пяти часов вечера. Чем дальше, тем больше – люди задыхались в своих домах, некоторые уезжали. Ситуация была близка к панике. Первым представителем власти, отреагировавшим на эти сообщения, стал мэр города Игорь Сапко – он (в своем твиттере) и директор по связям с общественностью ООО «Новогор-Прикамье» Николай Иванов (в своем блоге) сообщили, что предварительная причина появления запаха – слив непонятной жидкости в канализационный колодец на улице 1905 года. Сапко же первым успокоил жителей, сообщив, что превышения допустимых параметров концентрации газа в воздухе не обнаружено.
А потом наступила тишина – ни МЧС, ни Роспотребнадзор не сочли нужным сделать какие-либо заявления по этому поводу, что сподвигло блогеров на рождение огромного количества версий происшедшего. Вплоть до глупостей вроде «оператор городских сетей водоснабжения «Новогор-Прикамье» залил в коллектор «что-то вроде тирета» для того, чтобы пробить затор в канализации». Другие кричали, что отравлена не только канализация, но и вода. Впрочем, понять горожан можно: ни одна контролирующая структура, никто из чиновников (кроме Игоря Сапко), ровным счетом никто не желал официально сообщать хоть что-то и успокаивать людей.
Пресс-служба «Новогора» активно подключилась к освещению проблемы сразу вслед за мэром – тоже в соцсетях. Выяснилось, что сообщение об автоцистерне, сливающей жидкость в коллектор, поступило от местного жителя именно на телефон «Новогора». Кроме того, соответствующее заявление житель района сделал в полицию. Специалисты коммунальной компании сразу приступили к проверке очистных сооружений, проверкой воздуха занялись специалисты Роспотребнадзора и Росприроднадзора. Сброс, по такой версии, дошел до биологических очистных сооружений ночью с 10 июля на 11 июля. После очистки стоков анализ показал, что очищенная вода соответствуют санитарным нормам. Однако запах газа продолжал преследовать горожан.
О результатах проверки Роспотребнадзор отчитался лишь сегодня после обеда. Превышения ПДК метана, бензола, толуола, аммиака, хлора и других вредных веществ обнаружено не было. Пермяки недоумевают – как так, запах есть, а превышения нет?
Позднее к освещению ситуации подключилась полиция, которая выдала сенсационную версию – автомобиль, сливавший неустановленную жидкость в коллектор, работал по договору с «Новогором». Некоторое время спустя руководитель пресс-службы коммунальной компании Николай Иванов пояснил, что если договор действительно существует, то стоки должны были соответствовать нормам, прописанным в договоре. «Отсюда вывод. Либо они нарушили договор, либо это не та машина, либо машина вообще ни при чем», – добавляет Николай Иванов. Позднее он же сообщил, что эксперты УВД не нашли в машине никаких ядовитых веществ.
Базовой стала версия выброса на одном из промпредприятий Мотовилихинского или Орджоникидзевского района города – причем и в канализацию и в воздух одновременно. Эту версию поддержал в беседе с корреспондентом «Эха Перми» сотрудник природоохранной прокуратуры Антон Федосеев. Однако сами предприятия о ЧП не заявляют, а контролирующие структуры информацией не делятся.
Кроме того, городские власти выступили сегодня с похожими заявлениями о том, что в городе «нет системного подхода к оповещению жителей в подобных ситуациях». То есть с технической точки зрения все оперативные службы сработали правильно, а вот с оповещением вышла осечка. Мэр Игорь Сапко и глава администрации Анатолий Маховиков пообещали детально разобрать ситуацию. Интересно, что проверялась система оповещения почти ровно год назад, и, по совпадению, о том, что в городе включены сирены, пермская редакция «ФедералПресс.Приволжье» узнала тоже из мэрского твиттера. На этом фоне прошлогодняя история с фразой, якобы сказанной губернатором Виктором Басаргиным в адрес Игоря Сапко («В твиттере строчить – не снег грести»), обрастает новыми смыслами.
Глава ГУ МЧС России по Пермскому краю Олег Попов вынужден был ответить градоначальникам в эфире «Урал-Информ ТВ»: «Какая система оповещения? Чтобы народ пугать, что ли? Система оповещения включается либо автоматически, когда существует реальная угроза и на каком-то промышленном предприятии есть серьезный выброс, либо она включается в ручном режиме, тогда, когда есть реальная угроза населению. Здесь реальной угрозы для населения не было… Еще раз повторюсь, что на 18:00 мы уже точно знали, что никаких аварий ни в крае, ни в городе на промышленных объектах нет, на газопроводах аварий нет. Если бы была реальная угроза, то сработала бы система оповещения».
Отметим, сообщения о запахе газа поступают до сих пор, в больницы за помощью обратилось несколько десятков человек, однако серьезно никто не пострадал.


