Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Хорошо стоим. Краснодарские пробки бьют все рекорды

На решение проблемы дорожных заторов власти хотят потратить миллиарды, а оппозиция предлагает свои оригинальные решения

По данным сервиса «Яндекс», на минувшей неделе в Краснодаре была зарегистрирована самая длинная пробка, которая продержалась более 12 часов. Автомобили стояли по улице Красной, от Гаврилова до Гимназической. В дорожно-патрульной службе города скептически относятся к информации «Яндекса», называя ее недостоверной.

По данным сервиса «Яндекс», на минувшей неделе в Краснодаре была зарегистрирована самая длинная пробка, которая продержалась более 12 часов. Автомобили стояли по улице Красной, от Гаврилова до Гимназической. В дорожно-патрульной службе города скептически относятся к информации «Яндекса», называя ее недостоверной. Тем временем накануне, 30 июля, губернатор Александр Ткачев и мэр Краснодара Владимир Евланов в ходе городского объезда подтвердили планы потратить миллиарды рублей на борьбу с многолетней «болезнью». К теме пробок активно подключилась местная внесистемная оппозиция, которая предлагает радикальные изменения в системе работы транспортной сети. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс.Юг».

Болевые точки Краснодара

Сегодня в краевом центре зарегистрировано около 350 тысяч автомобилей. По этим показателям Краснодар опережает все регионы, уступая пальму первенства только Москве и Санкт-Петербургу. «Ежегодно количество авто в кубанской столице неуклонно растет, – отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» старший инспектор группы пропаганды отдельного батальона ДПС УМВД по Краснодару Михаил Земляков. – В среднем такой рост составляет от 10 до 15 тысяч машин в год». По словам сотрудника ДПС, помимо автомобилей, состоящих на учете в Краснодаре, в город приезжают из других муниципалитетов края, а также из соседних регионов. Из-за этого ежедневное количество транспорта в разы увеличивается. Все это только усугубляет ситуацию с пробками.

Раньше самыми тяжелыми для водителей Краснодара считалось утро понедельника и вечер пятницы. Прежде всего – из-за большого потока приезжающих и выезжающих. Но уже сейчас дорожный коллапс может произойти в любой будничный день. Главными болевыми точками дорожной сети краевого центра уже много лет принято считать улицы Уральскую, Северную, Красную, Ставропольскую и Красных Партизан. Осложняют ситуацию на дорогах города и погодные катаклизмы. Так, в мае 2013 года из-за сильных проливных дождей движение на некоторых улицах Краснодара было парализовано. Зачастую в воде стоит проезжая часть на пересечение улиц Вишняковой и Переходной.

Количество автомобилей в краевом центре неуклонно растет. В среднем такой рост составляет от 10 до 15 тысяч машин в год

По словам Михаила Землякова, информация, которую каждый день предоставляет «Яндекс-пробки», в среднем запаздывает на 1–2 часа. «Водители видят уже запоздалые данные, – говорит сотрудник дорожно-патрульной службы Краснодара. – Мы постоянно держим связь со своими патрульными, поэтому наш мониторинг ситуации на краснодарских дорогах проходит в режиме онлайн.

Чиновники пересядут на трамваи, когда там будут кондиционеры 

Администрация краевой столицы консервативна в борьбе с городскими пробками. По логике местной власти, в сильных дорожных заторах прежде всего виноваты сами дороги. Поэтому с них чиновники и начали свою работу. В Краснодаре уже готовы многомиллионные проекты по реконструкции старых дорожных сетей, строительству новых развязок, расширению подъездных магистралей. Для воплощения их в жизнь потребуется 3–4 года.

Как сообщили в мэрии города, в рамках краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» выделены средства для проектирования и строительства транспортной развязки в трех уровнях на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской. По мнению авторов проекта, это позволит полностью исключить заторы в этом районе. Еще один из грандиозных проектов городских чиновников называется «Краснодарский транзит». Он предусматривает демонтаж основного пути железнодорожного полотна Тимашевского направления из центральной части Краснодара на восточный обходной маршрут. По предложению разработчиков проекта, для этого нужно перенести функции по формированию и сортировке грузов с территорий станций Краснодар-1 и Краснодар-2 на станцию Краснодар-Сортировочная.

Из всех вышеупомянутых способов борьбы с пробками есть наглядный европейский пример – когда чиновники всех рангов совершенно спокойно пересаживаются на общественный транспорт и велосипеды. Корреспондент «ФедералПресс.Юг» спросил у пресс-секретаря мэра Краснодара Павла Тычинкина, будет ли подобный метод использован в краевом центре как наглядный пример для других краснодарцев. «Такой опыт, безусловно, будет применяться, но прежде, чем пересаживаться массово на общественный транспорт, нужно наладить его работу, провести полную модернизацию», – говорит Тычинкин. 

По словам пресс-секретаря, сейчас городской автопарк и электротранспорт обновляются невиданными для Краснодара темпами. Уже сегодня по маршруту курсируют десять автобусов с кондиционерами. В конце этого года на краснодарских улицах должны появиться 36 новых троллейбусов и 20 современных трамваев с установленной системой климат-контроля. И это только начало. Всего же в транспортной системе города задействовано около 200 трамваев и столько же троллейбусов, большинство из которых отработали уже 3 срока эксплуатации.

Синдром утреннего санузла

Революционные решения в борьбе с пробками предлагает представитель Национал-демократической партии, известный гражданский активист и блогер Мирослав Валькович. Он с иронией сравнивает многолетние дорожные заторы с утренней очередью в ванную. «Синдром «утреннего санузла» легко можно спроецировать на городскую инфраструктуру, – пишет Валькович, – поскольку большая часть работающего населения начинает трудиться в 8–9 часов, то именно в этот период наблюдается час пик. Равно как и вечером, когда все примерно в одно же время пытаются покинуть свое место работы в 17–18 часов».

Как считает национал-демократ, уменьшить количество дорожных заторов в Краснодаре более чем возможно. Гражданский активист предлагает изменить график работы государственных и муниципальных служб. Причем начинать работать в 6, максимум 7 часов утра, а заканчивать в 15–16 часов. «Как следствие, за таким же графиком потянутся и частники, которые зависимы от работы этих служб, – пишет в своем блоге Мирослав Валькович. – При этом можно создать систему стимулирования тех частных предприятий, которые переносят свой график на более раннее время».

Следующий этап, который предлагает оппозиционер, – массовое использование вахт для чиновников и госслужащих. «Системная борьба с пробками невозможна без создания и соблюдения градостроительного плана и стратегии развития города, – делится своим мнением Мирослав Валькович. – Судите сами, когда проходит точечная застройка – это ведь не только нагрузка на инфраструктуру ЖКХ, но и значительное увеличение трафика этого района. Строить высотки в центре – значит убить его в транспортном коллапсе». По словам оппозиционера, необходимо остановить точечные застройки, ограничить этажность в центре, переносить «точки притяжения» из центра города на периферию.


Кубанские казак и казачка, установленные при въезде в Краснодар, становятся постоянными свидетелями городских пробок

«В Европе количество машин на душу населения не ниже российского, а вот количество их ежедневного использования в разы ниже, – говорит Валькович. – Никому там и в голову не приходит ездить на работу на личном автотранспорте. Но у них проще, у них развита система общественного транспорта – удобная, надежная». Как считает собеседник «ФедералПресс.Юг», в регионах России принято решать проблему экстенсивно – закатывать все в асфальт, строить мегаразвязки в локальных, проблемных точках, что принципиально не решит вопрос, а в лучшем случае отсрочит конец. В качестве примера Мирослав Валькович привел «Старокубанское кольцо».

«Проблема в решении еще лежит и в политическом русле, – говорит национал-демократ. – Дело в том, что многие решения, мягко говоря, могут выглядеть не популярно для избирателя и вызывать электоральный протест. Именно поэтому власть вынуждена идти на поводу и исполнять популярные решения: больше дорог, шире и выше! Хотя мало кто осознает, что это стратегически невозможно».

Краснодарский оппозиционер уверен, что администрации города вместе с общественными активистами нужно уже сейчас проводить работу с горожанами и разъяснять простую истину. «Есть выбор, – говорит Мирослав Валькович, – либо мы будем более рационально использовать транспортную систему и не ездить на личном авто в булочную, либо придется просто снести ваш дом, дабы построить 101 развязку в четыре уровня. Ведь количество места в городе, особенно в центре, ограничено. И здесь мы готовы помочь властям, если они осознают важность этого решения».



Начальник городского управления по делам молодежи Сергей Килин (на фото) уже экспериментирует с альтернативным транспортом


«В городе позорные велодорожки»

Некоторые предложения Мирослава Вальковича вызвали недоумение у краевых политиков. Местные единороссы считают абсурдным сдвигать график работы госслужащих, так как это не решит проблему дорожных заторов. Депутат ЗСК, известный блогер, член партии «Единая Россия» Алексей Гусак назвал инициативу оппозиционера «фантастикой». «Как на одном автобусе перевозить чиновников, если во время работы нужно съездить из одного министерства в другое? – говорит парламентарий. – Снова вызывать автобус и ждать, пока его салон заполнится другими чиновниками, которым нужно ехать по такому же направлению? Чиновничья работа не самая быстрая, а так еще затянется».

Алексей Гусак разделяет идею Мирослава Вальковича об ограничении этажности в центре города, борьбе с точечными застройками в спальных районах. Как считает политик, все эти меры помогут разгрузить транспортную систему Краснодара. Депутат ЗСК также скептически относится к строительству в городе новых дорожных развязок. «Затрачиваемые на это денежные средства можно направить на создание эффективно работающей системы, которая бы жестко наказывала нарушителей правил парковки, – говорит единоросс. – Опыт Москвы показывает, что введение платных парковок в центре расчистило улицы». 
На вопрос, как пересадить краснодарских водителей массово в трамваи и троллейбусы, Алексей Гусак ответил следующее: «Необходимо менять менталитет, а он меняется с развитием нашего общества. Думаю, если сейчас всем предложить резко пересесть на общественный транспорт, люди не поймут. Должно быть коллективное осознание этого, но при этом должна быть и пропаганда этой идеи».

Депутат рассказал, что на одно из заседаний заксобрания он приезжал на велосипеде. По словам Гусака, тем самым он хотел указать на проблему городских пробок, а заодно поддержать тенденцию на спортивные виды транспорта. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» Алексей Гусак раскритиковал краснодарские велодорожки, назвав их «позорными». По мнению парламентария, первые велодорожки Краснодара не соответствуют современным стандартам, маршрут для велосипедистов плохо продуман. По личным наблюдениям единоросса, из-за незнания велосипедной культуры водители паркуются прямо на велодорожке, а на Кубанской набережной разметку для велосипедистов вообще заняло местное кафе. «Сегодня велодорожка для Краснодара остается экзотикой», – подытожил Алексей Гусак.

Штрафы как метод стимуляции

В отличие от своего однопартийца, депутат ЗСК, заместитель председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин более критично отнесся к идеям Национал-демократической партии. Как считает парламентарий, предложения Мирослава Вальковича не доработаны, в особенности это касается идеи сдвинуть график работы госслужащих на более ранее время. По словам Андрея Булдина, работать чиновники могут и в 6, и в 7 утра, а заканчивают все равно за полночь. «Сомнительно, что администрации смогут заканчивать работу в 15–16 часов», – говорит депутат. – Насчет создания вахты для сотрудников государственных и муниципальных служб тоже не реально. Ведь госслужащие не живут в одном доме или районе, чтобы за ними приехал автобус, всех забрал и поехал. Они все очень тонко сосредоточены по всему городу». По мнению Андрея Булдина, реконструкция городских дорог, строительство новых развязок, безусловно, нужны Краснодару. Как заметил краевой парламентарий, все предложения Мирослава Вальковича не новы – есть четкие законы урбанистики, которые можно изучать и воплощать в действие.

Существующие парковки города заполнены, однако это не значит, что нужно закрыть глаза на нарушителей, бросающих свои автомобили где попало

По словам некоторых экспертов «ФедералПресс.Юг», пересадить людей в общественный транспорт и частично победить дорожные заторы все-таки возможно. Для этого штрафы от нарушений правил парковки должны идти не в федеральный бюджет, как сейчас, а в муниципальный, то есть городской. Сегодня местные власти не заинтересованы штрафовать водителей, в свою очередь денежные выплаты за такие штрафы составляют незначительную часть федерального бюджета. По мнению экспертов, если на законодательном уровне страны изменить эту систему в пользу муниципальных бюджетов, то городские власти будут заинтересованы в жестком соблюдении правил парковки. Тогда многие горожане поймут, что им финансово не выгодно оставлять свои машины в центре, на обочинах дорог, тротуарах. Люди сами придут к выводу, что выгодней пользоваться общественным транспортом, – заключают эксперты.

Для решения проблемы пробок есть и глобальная идея деурбанизации, которую продвигают, в том числе, известные российские политтехнологи Олег Матвейчев и Михаил Ковалев. Но это тема для отдельной статьи.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.