Парк легковых автомобилей в России за последние 15 лет увеличился в два раза: по статистике, в 1997 году в эксплуатации находились 17,6 млн машин, а к началу текущего года их число достигло 36,9 млн единиц. Эти данные, не учитывающие возросший также объем общественного транспорта, говорят о высокой загруженности городов личными легковыми авто. Согласно статистике, машина есть в каждой второй российской семье, а средний показатель – 257 легковых автомобилей на тысячу человек.
Парк легковых автомобилей в России за последние 15 лет увеличился в два раза: по статистике, в 1997 году в эксплуатации находились 17,6 млн машин, а к началу текущего года их число достигло 36,9 млн единиц. Эти данные, не учитывающие возросший также объем общественного транспорта, говорят о высокой загруженности городов личными легковыми авто. Согласно статистике, машина есть в каждой второй российской семье, а средний показатель – 257 легковых автомобилей на тысячу человек.
Наиболее ярко проблема «лишнего» легкового автотранспорта прослеживается на примере крупнейших городов России. Известно, что в городах-миллионниках число машин постоянно увеличивается – то есть растет автомобилизация населения. Одновременно для улучшения пропускной способности в городах, как правило, меняется улично-дорожная сеть – открываются новые магистрали, производится реконструкция и модификация имеющихся дорог, их расширение. И, конечно, отношение протяженности дорог общего пользования к количеству автомобилей в городе; то есть доступность дорог в городах-миллионниках – это важный показатель комфортности жизни в мегаполисе.
РИА «ФедералПресс» представляет рейтинг, позволяющий оценить уровень автомобилизации и доступности дорог в крупных городах России.
Рейтинг городов-миллионников по уровню автомобилизации населения
(в колонке «автомобилизация» указано количество местных жителей, имеющих личный легковой автомобиль)
№ |
Город |
Автомобилизация |
1 |
Новосибирск |
61 % |
2 |
Пермь |
59 % |
3 |
Омск |
52 % |
4 |
Екатеринбург |
48 % |
5 |
Красноярск |
38 % |
6 |
Ростов-на-Дону |
37 % |
7 |
Челябинск |
35 % |
8 |
Уфа |
34 % |
9 |
Москва |
34 % |
10 |
Воронеж |
30 % |
11 |
Санкт-Петербург |
29 % |
12 |
Самара |
24 % |
13 |
Казань |
24 % |
14 |
Нижний Новгород |
24 % |
15 |
Волгоград |
16 % |
Новосибирск лидирует в рейтинге автомобилизации населения: на 1,5 млн жителей приходится 936 тыс. легковых автомобилей. В плане социально-экономического развития города до 2025 года в качестве основных проблем транспортной системы указаны: «Сильная загруженность основных транспортных артерий Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта, и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах. По густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие является показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации, и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста».
Рейтинг доступности дорог
(цифры в колонке «доступность дорог» обозначают количество автомобилей на 1 км дорог общего пользования)
№ |
Город |
Доступность дорог |
1 |
Новосибирск |
676 |
2 |
Москва |
635 |
3 |
Пермь |
523 |
4 |
Екатеринбург |
505 |
5 |
Санкт-Петербург |
470 |
6 |
Челябинск |
380 |
7 |
Красноярск |
370 |
8 |
Ростов-на-Дону |
34 |
9 |
Омск |
282 |
10 |
Уфа |
247 |
11 |
Самара |
232 |
12 |
Воронеж |
227 |
13 |
Нижний Новгород |
191 |
14 |
Казань |
162 |
15 |
Волгоград |
88 |
Лидером, как видим, вновь является Новосибирск. На втором месте располагается Москва, где ключевой проблемой транспортной инфраструктуры является последствие бурной автомобилизации – перегруженность улично-дорожной сети и систематические заторы. Уральские города Пермь и Екатеринбург догоняют лидеров рейтинга по загруженности городских дорог легковым автотранспортом: на 1 километр дорог общего пользования в Перми приходится 523 автомобиля, в Екатеринбурге – 505.
Некоторые российские города, в первую очередь две столицы и относительно компактный Екатеринбург, уже серьезно столкнулись с проблемой перегруженности дорог, и легко предположить, что другим городам-миллионникам, где проблема пока стоит не столь остро, также не избежать этой участи.
Однако если Москва и Санкт-Петербург вынуждены искать решения методом проб и ошибок, то в других крупных агломерациях власти смогут воспользоваться опытом столиц. Важно заранее уделить этой проблеме внимание, ведь чем напряженнее становится движение, тем сложнее и дороже обходятся любые ремонтные работы.