В начале октября в Кремле по итогам конкурса были избраны ученые, которые помогут руководителям страны найти для россиян «духовные скрепы». Исследователи должны предложить действенные механизмы воспитания подрастающего поколения на основе анализа «глубины исторической памяти населения России». Власти ожидают от ученых в том числе и того, чтобы они определили, какие исторические события и персоналии обладают «символическим консолидирующим потенциалом».
В начале октября в Кремле по итогам конкурса были избраны ученые, которые помогут руководителям страны найти для россиян «духовные скрепы». Исследователи должны предложить действенные механизмы воспитания подрастающего поколения на основе анализа «глубины исторической памяти населения России». Власти ожидают от ученых в том числе и того, чтобы они определили, какие исторические события и персоналии обладают так называемым «символическим консолидирующим потенциалом». Корреспондент «ФедералПресс.Юг» обратился к своим экспертам с просьбой назвать такие события и персоналии, а также с вопросом – на что следует обратить внимание, чтобы идея «консолидации» сработала. Подробности – в материале экспертного канала.
Патриотизм от сердца
Как стало известно в начале июля, кремлевские власти объявили тендер – управление делами президента с помощью исследователей намеревалось определить «перечень исторических маркеров, способных выполнять функцию духовной скрепы». В данном случае кремлевские чиновники, вероятно, выполняли поручение Владимира Путина, ранее озвучившего мысль, что «духовных скреп» России необходимо больше.
В декабре прошлого года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент отметил, что общество испытывает «явный дефицит духовных скреп» – того, что «всегда нас скрепляло и чем мы гордились». Тогда Путин акцентировал, что необходимо укреплять нравственные и духовные основы общества, но не попытками навязать нравственные нормы в форме законов.
Летом управделами президента разместило на сайте госзакупок так называемый «идеологический» лот. За предложение по «действенным механизмам воспитания» подрастающего поколения на основе анализа «глубины исторической памяти населения России» власти были готовы заплатить от 1,5 миллионов рублей. Как сообщается в прессе, из 16 претендентов на лот победителем оказался Институт социологии РАН, готовый взяться за работу за 1,48 миллиона рублей.
Чиновники, в частности, хотели бы знать, какие исторические события и персоналии обладают «символическим консолидирующим потенциалом». Также исследование должно определить «возможности использования религиозно-ценностных оснований для эффективности воспитательного процесса по рассматриваемым вопросам» и выявить динамику «традиционного и инновационного в молодежной среде, позволяющую предложить образ желаемого будущего».
Институт социологии РАН вскоре должен предложить «действенные механизмы воспитания» подрастающего поколения
Как ранее писал «ФедералПресс.Юг», эту тему подхватил и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. В августе он принял участие в заседании координационного совета общественного движения «За веру, Кубань и Отечество», в рамках которого шла речь о патриотическом воспитании кубанской молодежи. По мнению губернатора, необходимо прививать чувство ответственности и гордости за большую и малую родину со школьной скамьи. Хороший пример воспитания патриотизма «с младых ногтей» – уроки кубановедения, прочно вошедшие в школьную программу. В дополнение необходимы встречи молодежи с известными людьми края. И самая подходящая платформа – движение «За веру, Кубань и Отечество», объединяющее врачей, ветеранов, спортсменов и других известных личностей. «Только на личном примере, опыте можно показать, почему нужно гордиться своей страной и знать ее историю, которую сегодня многие хотят исказить, – заявил Александр Ткачев. – Это «тактика малых дел», но, поверьте, она работает. Патриотизм должен исходить изнутри – от сердца».
Консолидирующий потенциал «по умолчанию»
«Кого именно хотят консолидировать власти? И для каких целей? – задал встречный вопрос корреспонденту «ФедералПресс.Юг» известный кубанский блогер, гражданский активист Мирослав Валькович. – Все это мне напоминает попытку создать и оживить Франкенштейна. «Духовные скрепы», по всей видимости, нужны для скрепления его неоднородных, даже чужеродных частей тела. На самом деле этот монстр не жизнеспособен без души».
Валькович поясняет: «Если мы говорим о нашем обществе, то, конечно, это никакой не Франкенштейн – образный «россиянин», это живой и полноценный русский народ, его образ, дух, культура и являются основой, скрепляющей наше государство. Это не просто «духовная скрепа», а душа нашего общества, которую так ищет власть. Истинное «я». Как отмечает гражданский активист, сам он не стал бы искусственно искать «символический консолидирующий потенциал».
«Возвращаясь к нашей аналогии с Франкенштейном – подобное является попыткой оживить, через стимулирование мышц, монстра посредством подачи электрического тока. Да, определенные рефлексы будут проявлены, возможно, даже многим покажется, что тело стало шевелиться. Но от этого Франкенштейн не становится живым, в нем нет души», – считает кубанский блогер.
Валькович уверен, что в нашем народе консолидирующий потенциал заложен «по умолчанию» – «это природный дар, который невозможно искусственно вызывать». «Тем более, вредно постоянно общество держать в максимальной консолидации (или неумело играть с этим). Пружина не может быть натянута всегда, это может привести к непоправимым последствиям», – считает собеседник «ФедералПресс.Юг».
Валькович: «Во время трагедии в Крымске все наше общество было максимально консолидировано без сотен страниц научных трудов»
В качестве примера он привел два показательных, на его взгляд, события последнего времени: наводнение в Крымске и Олимпиаду в Сочи. «Так, во время трагедии в Крымске все наше общество было максимально консолидировано без сотен страниц научных трудов и приказа «Партии», – поясняет Валькович. – С другой стороны, Олимпиада: власть делала все возможное, дабы весь народ в общем порыве полюбил этот проект и в общем порыве (как БАМ, целина и т. д.) содействовал бы его реализации. Но, увы, кроме негатива и распила этот проект ничего не дал и в народе принят не был».
Объединить лоскутную Россию
«Как может объединить русская история русских, коих в России сегодня около 80 %, с остальными 20 % «нерусских»? – недоумевает в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» известный кубанский православный активист Роман Плюта. – Какое дело башкирам и татарам до «чужого» святого благоверного князя Александра Невского? А татарские националисты вон и вовсе в годовщину взятия Казани и присоединения Татарии к государству российскому устраивают митинги «День памяти защитников Казани», павших при взятии города в 1552 году войсками Ивана Грозного – и чуть ли не чучело его сжигают».
«А кавказские народы, присоединенные к империи железной рукой генерала Ермолова и других? Как их объединить с державными великороссами? – продолжает собеседник экспертного канала. – Часть этих граждан России и доныне находится в состоянии сопротивления русской экспансии – как наблюдаем мы это в Чечне и не только в Чечне. А новые «дорогие россияне», миллион за миллионом прибывающие то из Узбекистана с Таджикистаном, то уже и из Китая?»
Роман Плюта абсолютно уверен, что объединяющим фактором для нынешней лоскутной России могут быть только события из как можно более современной истории, а не «седой старины».
И тут, по словам православного активиста, на помощь приходит Великая Отечественная война: «героический подвиг народов, объединенных в некогда великое государство, переломившее хребет фашистской махине, снаряженной чуть ли не всей Европой на средства мировой олигархии. В войне участвовал весь СССР, а также братские народы – поляки, сербы, болгары, и так далее».
Плюта уверен, что объединяющими для нынешней лоскутной России могут быть события из современнейшей истории
«Но… Снова мы спотыкаемся, – констатирует Плюта. – В немецкой армии был целый чеченский полк, а также казачьи формирования, а в Кабардино-Балкарии нацистов и вовсе встречали хлебом-солью…Конечно, были среди воевавших в этой великой войне на нашей стороне героические представители без исключения всех народов и народностей, входивших в Союз, и можно всех их отыскать и превознести, и даже где их нет – придумать и сочинить, но… Снова это проклятое «но»…»
По словам собеседника экспертного канала, остается последнее великое событие в истории России нового времени. «Событие, о котором так не любит вспоминать современная власть, – революция и становление СССР – государства российского нового образца, – отмечает эксперт «ФедералПресс.Юг». – На «забывание» этого пласта нашей общей истории сегодня брошены многие силы. Но люди помнят! Как показали опросы, проведенные к 20-летию октябрьских событий 1993 года, более 50 % жителей России осуждают расстрел Белого дома. Про число мечтающих о возврате в СССР и вовсе промолчим».
«Таким образом, – заключает Плюта, – советское прошлое – общее прошлое для всех народов, входивших в СССР. А значит – и для подавляющего числа нынешних граждан России. О жизни в СССР в самых теплых красках вспоминают и в Сибири, и на Кавказе, и в Грузии, и в Абхазии, на Украине и в Белоруссии».
По мнению православного активиста, «наилучший путь – не продолжать очернение нашего общего прошлого – советской истории, а наоборот понять, что именно в ней наше нынешнее спасение». «Следует отыскать и превознести все то, что там было наработано хорошего. Не стоит забывать, конечно, и о плохом – предлагает Плюта. – И даже то плохое – не всегда наихудшее. Были массовые расстрелы священников в 30-е, но и был облет Москвы с иконой Казанской Божьей Матери в 1941-м, встреча Сталина с патриархом, открытые храмы и победная Пасха 1945-го».
По словам эксперта, сегодня всей современной России следует осознать различные пласты советского прошлого, понять, что было несколько периодов в истории СССР, а не один сплошной «советский период», а также то, что исторические личности нельзя красить только лишь белой или одной черной краской.
Главное – достоверность
Вся история России – это неразрывный поток событий, уже своим существованием подталкивающий наше общество к размышлению, в том числе о цели своего пребывания в этом мире, уверен начальник управления по делам молодежи города Краснодара Сергей Килин.
«Система формирования духовных скреп нашего народа – процесс необходимый, для государства чрезвычайно важный, – делится своим мнением с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» Сергей Килин. – Что касается выявления конкретных исторических якорей, то здесь все можно найти в богатом прошлом опыте». Собеседник экспертного канала перечисляет конкретные персоналии: Великий князь Вадимир, князь Александр Невский, Сергий Радонежский и многие другие.
Килин: «Конкретные исторические якоря можно найти в богатом прошлом опыте»
«Государственная политика России в целом, возлагавшая на дворянское сословие роль патриотического стержня страны, система патриотического воспитания в советское время также могут быть источником драгоценного опыта, – добавляет эксперт. – Важна в этом процессе лишь достоверность представляемой информации и ее ранжирование по значимости, которую без труда можно определить, взяв за основу классическую русскую литературу и труды общепризнанных (несомненно, поколениями) российских философов и историков».
На просьбу перечислить конкретные события и персоналии, которые для россиян могли бы обладать «символическим консолидирующим потенциалом», эксперты приводят десятки известных имен и связанных с ними эпизодов.
Так, например, известный ростовский политтехнолог Сергей Смирнов в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» отмечает, что героизм, самопожертвование, патриотизм, успехи и достижения страны и отдельных ее граждан, успешная реализация масштабных проектов – все это является возможными «духовными скрепами», и приводит в качестве примеров события: «освоение космоса (Юрий Гагарин), победа в Великой Отечественной войне (героизм советских солдат), защита и освобождение русских земель, освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Семен Дежнев, Витус Беринг…), грандиозные стройки (ДнепроГЭС, Магнитка, БАМ…)», а также – персоналии: «Александр Невский (Невская битва, Ледовое побоище), Дмитрий Донской (Куликовская битва), Минин и Пожарский, великая русская литература (Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов…), российская наука (Дмитрий Менделеев, Николай Пирогов, Петр Капица...)».
Роман Плюта добавляет: «Для православных верующих (коими среди русских себя считают более 80 %) также знаковыми фигурами могут быть русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский».
Однако, по словам православного активиста, чем выше мы поднимаемся во времени по страницам русской истории, тем все менее популярны и все более неоднозначны фигуры – возможно, из-за меньшей мифичности и большей летописной историчности, как, например: Иван Грозный, Петр Первый и Екатерина Вторая.
«В этом смысле более «чисты» прославленные полководцы – Александр Суворов, адмирал Ушаков, Кутузов, – отмечает Плюта. – Но и они – военные, исполнявшие приказ, «служаки» – масштаб личности, увы, уже не тот. Особняком стоит фигура патриарха Гермогена, на грамотах которого Русь поднялась против польской интервенции. Однако и тут личность теряется на фоне последовавших затем событий и фигур. А уж в ХIХ веке и вовсе пустота – для кого Александр «Освободитель», а для кого «угнетатель».
Чтобы идея работала
По мнению психологов, в этом вопросе есть несколько аспектов, имеющих отношение к общественному сознанию. С тем, чтобы идея консолидации сработала, событие или человек должны обладать силой мифа или предания. «При этом событие или человек описываются настолько подробно и красочно, что создается ощущение «их реального присутствия» или того, что вы – очевидец событий, – комментирует «ФедералПресс.Юг» специалист в области психологии менеджмента, доктор психологических наук, профессор МГУ Тахир Базаров. – Часто это либо исторические сюжеты, либо былинные. Событие, как правило, должно быть победоносным, а персонаж – героическим».
Эксперт подчеркивает, что здесь особенно важны детали. Событие снабжается характерными описаниями: Петр Великий собственноручно казнил стрельцов по утрам и стриг бороды боярам, гвардейцы Наполеона плакали на поле Ватерлоо, красногвардейцы штурмовали ворота Зимнего Дворца. Персонажи становятся «выпуклее» за счет своей символики: конь Буцефал, деревенская изба в Филях, весь в белом генерал Скобелев, «добрый ленинский взгляд», окровавленная повязка Щорса.
Базаров: «Важны детали. Событие снабжается характерными описаниями: Петр Великий собственноручно казнил стрельцов по утрам и стриг бороды боярам…»
Кроме того, по словам Базарова, особое внимание следует уделить непротиворечивости картинки. «Про это имеется (или сложилось) согласованное мнение в общественном сознании, – говорит профессор МГУ. – Крымская война (1855–1856 годы), несмотря на поражение России, описывается через яркие образы героев – от матроса Кошки и адмирала Нахимова до хирурга Пирогова. Особенно интересен образ последнего. Матросы были настолько уверены в его чудодейственном врачебном искусстве, что однажды принесли ему обезглавленное тело бойца в надежде, что ему удастся того оживить».
Также важно и соответствие современным тенденциям. Любое событие из прошлого получает свою трактовку, исходя из особенностей того момента, когда оно описывается и осмысляется. «Почти никто не помнит о том, что Первая мировая война (1914–1918 годы) первоначально в России воспринималась как Великая Отечественная, – отмечает Базаров. – Однако после Октябрьской революции она была практически редуцирована до «империалистической и грабительской».
Существует еще один аспект, имеющий отношение к общественному сознанию, – это влияние на происходящее в том направлении, которое ожидается, либо считается желательным. «В этом отношении характерен эпизод из истории Великой Отечественной войны, которую вел СССР (1941–1945 годы), – приводит пример Базаров. – В самый разгар Сталинградской битвы (январь 1943 года) советское руководство принимает парадоксальное решение о введении в армии новой формы одежды, предусматривающей ношение погон. Да и сама армия из РККА – Рабоче-крестьянской Красной Армии – превращается в СА – Советскую Армию».
Эксперт поясняет: «Говоря сегодняшним языком, можно было бы это действие назвать «ребрендингом». Но смотрите, на что делается упор в данном решении – вводится та атрибутика (погоны), которая считалась «презираемой» каких-нибудь 20 лет назад, то есть на памяти данного поколения. В чем состояло «сообщение»? Мы аккумулируем всю нашу героическую историю без различения на досоветский и советский период – протяженность нашего Отечества непрерывна! Мы больше не отступаем – мы идем только вперед! Наши погоны сияют блеском побед Донского, Невского, Суворова, Кутузова, Брусилова!»
Таким образом, в целом эксперты склоняются к мысли, что вся история России представляет собой неразрывный поток событий, уже своим существованием подталкивающий наше общество к размышлению, важна в этом процессе лишь достоверность представляемой информации. Как утверждают некоторые аналитики, консолидирующим фактором для сегодняшней «лоскутной» России могут являться события из современнейшей истории, а не «седой старины». Кроме того, по словам собеседников, объединяющий потенциал заложен у россиян «по умолчанию», а вот искусственно держать наше общество в максимальной консолидации не следует – это чревато нежелательными последствиями.