Ставропольский край направил в Крым в общей сложности 340 тонн гуманитарной помощи. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», краевые депутаты не могут понять, дошли ли продукты до адресата. Вопрос об этом даже поднимался на еженедельной планерке в законодательном органе региона. Подробности – в материале экспертного канала.
Ставропольский край направил в Крым в общей сложности 340 тонн гуманитарной помощи. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», краевые депутаты не могут понять, дошли ли продукты до адресата. Вопрос об этом даже поднимался на еженедельной планерке в законодательном органе региона. Подробности – в материале экспертного канала.
Документы в порядке
Еще в апреле на полуостров ставропольская автоколонна из 14 большегрузных машин доставила муку, крупы, макаронные изделия, минеральную воду и консервы. Кампания по сбору средств в помощь Крыму началась на Ставрополье в начале марта.
На благотворительном краевом счете для оказания помощи пострадавшим в ходе беспорядков на Украине бойцам спецподразделения «Беркут» и семьям погибших защитников правопорядка собрано 2,3 миллиона рублей. Но, как заявил «ФедералПресс.Юг» лидер фракции ЛДПР в думе Ставропольского края Геннадий Ефимов, в Крыму гуманитарная помощь потерялась. По словам парламентария, продукты просто исчезли.
– Я на планерке думы озвучил это вопрос. Узнал, что Севастопольская самооборона начала выяснять, куда ушла гуманитарная помощь. Они слышат из СМИ, что пришло много, видят по российским каналам, что регионы отправляют. Я будучи на полуострове рассказывал, что мы отправили тонны. И они начали выяснять, а где? Логично, что это должны быть садики, школы, больницы. Начали спрашивать там – нету. Никто не получал, никто даже не видел. Потом прошло время, я третий раз приехал туда и задался этим вопросом. Тем более что мы создаем там крымскую организацию ЛДПР, ответственный за это – депутат Госдумы Илья Дроздов. Я начал всех людей в Крыму, которых встречал, спрашивать, но оказалось, что никто не видел, ничего не знают. Я вчера специально созванивался с людьми, которые сопровождали груз со Ставрополья, они рассказывают, что ездили они с нашим министром краевым Александром Коробейниковым, а принял у них все первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев и расписался за получение. Тогда оговаривалось, что часть груза должна пойти в детские дома, дома престарелых, малоимущим и татарам. Почему татарам? Видимо, это определенный момент подкупа. По всему Крыму мы спрашивали. Я обзванивал директоров садиков, школ – никто не получал. Главврачи больниц сказали, что в районы приходят лекарства, но куда уходят – непонятно. Как они распределяются? Была версия, что через аптеки. Люди бы похвастались, если бы хоть кто-нибудь получил, а нет ни одного сигнала.
При этом у моего товарища крымско-краснодарское предприятие, он торгует в основном овощами и сахаром. Берет на заводах по минимальной оптовой цене. А этой весной столкнулся с тем, что привез сахар, звонит клиентам, а они отвечают, мол, не надо, у нас дешевле. И в магазинах появился именно российский сахар, который дешевле опта. Так же не бывает. Откуда он взялся? Приходится делать выводы, что это гуманитарка.
– Ставрополье же не отправляло лекарства, в основном консервы, макаронные изделия.
– Овощи еще, муку отправляли. Все было расфасовано, говорят, в мешках. Но я сам не видел. Просто нужен контроль. Я об этом много раз говорил, если оказывать помощь, то целевую. Молодец Сергей Шевелев (депутат ставропольской думы от «Единой России» – прим. ред.), он четко распределил деньги между семьями, в которых погибли люди. Сами приехали, сами развезли. Да, мы груз сами не можем развозить, но попросить кого-то, чтобы его четко развезли – можем, и имеем полное право спросить, кому пошли продукты и в каких объемах. Нужно все делать адресно.
– Будет какое-то расследование?
– У меня Белый (Юрий Белый, спикер думы Ставропольского края – прим. ред.) тоже спросил, как это сделать. Как отвезли груз, так же пусть и направят письмо, в котором надо задать вопрос, на что пошла наша гуманитарная помощь по списку, чтобы мы могли отчитаться перед жителями края, которые собирали продукты, перед предпринимателями, перед руководителями хозяйств. Чтобы мы знали, что это не было выброшено или отдано барыгам, а непосредственно попало к потребителю, который в этом нуждается. Это задача правительства – послать запрос. Иначе получается, что все зря и голословно. Не только Ставрополье присылало помощь, и другие регионы, ее должно быть очень много. Поэтому и удивительно, куда делась? Мне звонят знакомые, спрашивают, надо ли собирать продукты или еще что-то в Крым, я ответил, что сначала поеду и уточню, что там именно надо и кто действительно нуждается.
– Крымчане сильно нуждались в помощи?
– На самом деле в такой помощи никто не нуждался. Это не война, там прошло все тихо-мирно. Все у них там есть. У меня отец там живет, я часто приезжаю на полуостров. Могу сказать, что на рынках цены выросли, в основном на овощи. Картошка подорожала больше чем в два раза. Но, с другой стороны, и пенсии повысились. Папа когда получил первую пенсию, удивился: «Почему мне так много дали?». Раньше он получал украинских 4 тысячи гривен, это около 16 тысяч рублей, в прошлом месяце заплатили около 20 тысяч рублей, а в этом – 25 тысяч. Это значительная прибавка. И бензин там подешевел, правда не до российского уровня. Единственное – для полива воды нет, для них это просто беда.
Не мог проверить все школы
Ставропольский корреспондент Валерий Подколзин, сопровождавший груз в Крым, вспоминает, что тогда краевая делегация торопилась, но все документы были подписаны. «Паром в свою юрисдикцию забирало Минобороны России, и мы торопились обратно. Саму гуманитарную помощь мы выгрузили на складе местной сети гипермаркетов. Нам выделили семь мальчиков-грузчиков, а у нас 14 фур, все очень долго происходило. Обе стороны подписывали акты сдачи-принятия, все официально. Я не думаю, что Ефимов обошел все школы и все детские сады. Зашел, думаю, в несколько».
Депутат краевой думы, лидер фракции КПРФ Виктор Лозовой заявил «ФедералПресс.Юг», что гуманитарная помощь региона доходит до крымских адресатов. «Это неправда, что гуманитарная помощь, передаваемая Ставропольем жителям Крыма, направляется для продажи в магазины и аптеки. Здесь есть контролер, который направляет ее по назначению. Я могу абсолютно точно сказать, что из муки, привезенной в качестве гуманитарной помощи делегатами Ставрополья, выпекаются булочки и хлеб для детских садов и больниц Крыма. Помощь также направляется ветеранам и семьям бойцов «Беркута», – уверен парламентарий.
Лозовой постоянно принимает участие в поездках в Крым для передачи гуманитарной помощи. Он и сейчас находится в Крыму, куда парламентарии Ставрополья привезли очередную, четвертую по счету партию гуманитарного груза на сумму 1,7 млн рублей.
«Списали»
Представитель Севастопольской самообороны Владимир Коваль, в свою очередь, подтвердил экспертному каналу, что ни о каких продуктах никто не слышал. «В свое время я занимался гуманитарной помощью, поэтому в курсе темы, – рассказывает Коваль. – Я позвонил человеку, который возглавляет два фонда: «Селену» и «Надежду», и спросил его, получал ли он что-нибудь для ветеранов, для малоимущих, для детей. Он ответил, что ничего не получал и ему никто ничего не давал. Он бы точно знал, если бы распределяли гуманитарную помощь. Потом я позвонил ветеранам, есть у нас замечательный человек, композитор, его все знают, Яков Машарский. Он возглавляет интеллигенцию нашего города. Он у нас такой же популярный, как Кобзон – в Москве. И у него спрашивал, получали ли помощь ветераны труда, творческая интеллигенция, пенсионеры, он впервые от меня услышал о помощи. Если бы кто-то что-то получил, то все бы знали. Никто эту тему тут не хочет ворошить. Мы знаем, куда она девается, это не секрет для нас. Никаким татарам не отдавали, а списали, куда-то положили и она в этом месте лежит. Речь идет о тоннах. Если я получал один контейнер и раздавал в городе – так весь город гудел, все знали, все об этом говорили. А тут 340 тонн, это больше десяти контейнеров. Вы представляете, какой бы праздник случился в Крыму, если бы такое количество стали раздавать? Так это только ваш регион. А остальные тоже отправляли: и Москва, и Дальний Восток, и другие города. С первых дней эта история для обычных людей покрыта мраком».
Руководитель всеукраинской общественной организации «Русское молодежное движение», глава крымского отделения партии «Родина» Антон Тицкий также подтвердил, что ни он, ни кто-либо из его коллег гуманитарную помощь не видели и даже не слышали о том, чтобы кому-то эти продукты достались. Но он добавляет, что делать определенные выводы из этого не стоит: «Мы можем просто не знать, а она уже распределена».