Во вторник, 19 августа, бывший Эл Башчы Борис Алушкин выступил с опровержением информации о том, что совет старейшин Республики Алтай проголосовал за захоронение мумии алтайской принцессы. Бывший руководитель Курултая алтайского народа, принимавший участие в собрании в Национальном музее в Горно-Алтайске, заявил, что вопрос о перезахоронении мумии на плато Укок, где ее нашли новосибирские археологи в 1993 году, даже не ставился на голосование.
Во вторник, 19 августа, бывший Эл Башчы Борис Алушкин выступил с опровержением информации о том, что совет старейшин Республики Алтай проголосовал за захоронение мумии алтайской принцессы. Бывший руководитель Курултая алтайского народа, принимавший участие в собрании в Национальном музее в Горно-Алтайске, заявил, что вопрос о перезахоронении мумии на плато Укок, где ее нашли новосибирские археологи в 1993 году, даже не ставился на голосование. Чуть позже информацию о том, что решение о перезахоронении алтайской принцессы не принималось, подтвердил глава республики Александр Бердников. В своем блоге руководитель региона призвал не спешить, чтобы «не принять решения, которое может повлечь непоправимые последствия». В правительстве республики настаивают, что к заявлениям общественника Акая Кине, который первый утром сообщил о грядущем перезахоронении мумии, стоит относиться с иронией. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Не принималось никакого решения о захоронении мумии в понедельник, – заявил «ФедералПресс» Борис Алушкин. – По-моему все прекрасно понимали, что такое решение не могут вынести несколько человек».
Как отметил Борис Алушкин, в состоявшемся собрании приняло участие не более 40 человек. Но принцип, по которому туда приглашались люди, так и остался для него неизвестным.
«Там даже не было голосования по этому вопросу», – сообщил Алушкин, который не только четыре года возглавлял Курултай алтайского народа, но и в свое время поработал секретарем Горно-Алтайского обкома КПСС, руководителем ГТРК «Горный Алтай», а также был председателем республиканской избирательной комиссии.
Утром вчерашнего дня все российское информационное пространство было взорвано сообщением о том, что главы алтайских родов приняли решение о захоронении мумии так называемой алтайской принцессы. В сообщении, которое было разослано по средствам массовой информации, особо подчеркивалось, что совет старейшин прошел в здании национального драматического театра в Горно-Алтайске, а на самом собрании лично присутствовал врио главы республики Александр Бердников. При этом по всем интересующим вопросам предлагалось обращаться к Акаю Кине, который позиционирует себя как зайсан рода телес
«Поскольку совет старейшин принял решение, мумия почитаемой женщины наконец-то будет захоронена, – приводились в сообщении слова Акая Кине, который активно рисовал картины будущего. – Теперь следующим шагом станет принятие местного закона, на основании которого мумия будет захоронена. Еще одним важным шагом станет подготовка одежды, утвари, принятие ритуала захоронения».
Две недели назад именно Акай Кине выступил основным инициатором кампании по сбору подписей за перезахоронение мумии, хотя уверял, что само движение в республике началось совершенно спонтанно. При этом подчеркивалось, что возникло оно после того, как этим летом в Горном Алтае произошел разрушительный паводок, а совсем недавно на столицу республики обрушился небывалый град.
Тема о «проклятии принцессы» впервые зазвучала после землетрясения 2003 года, от которого существенно пострадали несколько населенных пунктов Кош-Агачского района республики. Тогда в Горном Алтае прошла широкая общественная кампания с призывом вернуть мумию из института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске. Там «принцесса» хранилась почти 19 лет – до того момента, как в Горно-Алтайске были наконец созданы условия для ее хранения, для чего на деньги Газпрома был радикально реконструирован Национальный музей имени Анохина. В сентябре 2012 года она была помещена в специальный саркофаг, но, в отличие от Тувы, где в республиканском музее в настоящее время экспонируется уникальная коллекция золотых украшений скифского времени, собранная немецкими археологами в Горно-Алтайске, мумия никогда не выставлялась на всеобщее обозрение.
Как утверждает Борис Алушкин, на собрании в национальном драматическом театре в понедельник прозвучала и критика методов, которыми ведется сбор подписей. По его словам, к нему лично приходили сборщики, которые сначала предлагали подписаться против одной из инициатив министра культуры республики, а потом между делом предлагали оставить свой автограф за захоронение принцессы.
«Акай Кине утверждает, что уже собрал 16 тысяч подписей, но не говорит, зачем нам стоит так спешить, – сообщил Борис Алушкин. – Я сам выступил на этом собрании, где сказал, что по любым человеческим законам, независимо от вероисповедания, тело любого умершего человека должно покоиться в земле. Только почему мы должны игнорировать мнение ученых, которые десятилетия потратили на изучение мумии?».
Известно, что против захоронения мумии всегда активно высказывались ученые. Так, академик Вячеслав Молодин, который вместе с Натальей Полосьмак получил Государственную премию за археологические работы на плато Укок, два года назад в ходе передачи об «алтайской принцессе» подчеркивал, что мумия скифских времен представляет огромную научную ценность для ученых самых разных специальностей. По его словам, археологи дали согласие на перемещение только тогда, когда появилась возможность хранить мумию в подходящих для научных исследований условиях.
Сообщение о предстоящем захоронении мумии вызвало довольно активное обсуждение в социальных сетях. «Мне кажется, это стратегически неправильное решение, – сообщил в Фейсбуке участник экспедиции Натальи Полосьмак 1993 года, известный новосибирский тележурналист Антон Лучанский. – Теперь, если случится новое наводнение, волна суицидов среди молодежи, эпидемия ящура или засуха, -- хвать, а мумия-то уже закопана».
Однако в правительстве Республики Алтай довольно резко отмежевались от сообщений, где говорилось о принятом решении о перезахоронении мумии. Там предложили ознакомиться с появившейся вечером во вторник записи в личном блоге Александра Бердникова, где он прокомментировал движение за перезахоронение «принцессы» на плато Укок.
«Я по-прежнему с уважением отношусь к мнению и аргументам тех, кто считает, что человеческое тело не должно быть музейным экспонатом, – написал Александр Бердников. – С другой стороны, существует и сильная оппозиция этому мнению».
Глава республики призвал всех активистов не спешить, чтобы не принять решения, которое может повлечь непоправимые последствия. По его словам, еще предстоит детально изучить все стороны вопроса: действующее федеральное законодательство, необходимость обеспечения сохранности мумии, что может повлечь существенные дополнительные расходы, а также нужно обязательно выслушать мнение ученых, как республиканских, так и тех, кто посвятил изучению находки не один год своей жизни.
«Считайте сообщение в блоге Александра Бердникова официальной позицией республиканской власти по этому вопросу, – сообщила «ФедералПресс» руководитель управления по связям с общественностью правительства Республики Алтай Оксана Еремеева. – Вот к этой позиции стоит относиться серьезно, а к заявлениям Акая Кине можно относиться и иронично».