Более шести тысяч человек в Новосибирске за двое суток проголосовали за изменение часового пояса региона, который неизвестные инициаторы предложили перенести на один час дальше от Москвы. Такие темпы голосования даже не снились ни Томску, ни Барнаулу, где уже около месяца идет обсуждение проблемы действующего часового пояса «Мск+3». Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
Более шести тысяч человек в Новосибирске за двое суток проголосовали за изменение часового пояса региона, который неизвестные инициаторы предложили перенести на один час дальше от Москвы. Такие темпы голосования даже не снились ни Томску, ни Барнаулу, где уже около месяца идет обсуждение проблемы действующего часового пояса «Мск+3», из-за которого солнце в Западной Сибири восходит после 3 часов утра, а заходит в 21 час. Тема перехода Новосибирска на красноярское время под лозунгом «Власти опять напортачили» имеет все шансы стать одной из ведущих в преддверии выборов горсовета и депутатов законодательного собрания. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Мне думается, надо привыкнуть к одному и системно работать, – заметил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий на пресс-конференции, которая прошла 16 июня, – а не шарахаться то туда, то сюда».
Проблема, которую пришлось комментировать Владимиру Городецкому, была вовсе не случайной. Днем раньше, 15 июня, на сайте change.org некто Андрей Крапивин разместил петицию, где предлагалось проголосовать за возвращение Новосибирской области исторических четырех часов разницы с Москвой. Тема о том, что нынешний часовой пояс, в котором находится регион, приводит к слишком ранним рассветам и сумеркам, неожиданно стала суперпопулярной, едва не став главной новостью дня в социальных сетях.
Владимир Городецкий призвал жителей области не торопиться с решением: «Разные оценки есть, есть оценки Минэкономразвития с точки зрения экономики, влияния часового пояса на экономику. Но, думаю, здесь комплексное есть представление».
Вскоре счетчик на интернет-ресурсе закрутился со страшной силой, зафиксировав, что за переход в четырехчасовой пояс высказалось более четырех с половиной тысяч человек, в то время как за предыдущий день инициатива собрала чуть более полутора тысяч. При этом по числу голосов Новосибирск за двое суток переплюнул Томск, где голосование за переход в четырехчасовой пояс длится уже около месяца.
В советское время регионы Западной Сибири, в том числе Новосибирская, Томская и Кемеровская области, а также Алтайский край, находились в часовом поясе, который на четыре часа опережал Москву. Однако в девяностые годы под лозунгом «Надо стать ближе к Москве» регионы стали один за другим переходить в трехчасовую зону, в которой жила Омская область. Первой это сделала Новосибирская область в мае 1993 года. Ее примеру в 1995 году последовали Алтайский край и выделившаяся из него Республика Алтай. В 2002 году от соблазна перейти в трехчасовую зону не удержалась Томская область. Меньше всего в трехчасовом поясе прожил Кузбасс, который в 2010 году попал в трехчасовую зону только в результате реализации первого этапа реформы часовых поясов, затеянной Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России. Однако четыре года спустя Кемеровская область просто отказалась переводить стрелки часов для перехода на летнее время, оказавшись в результате в красноярском четырехчасовом поясе.
Последний перевод страны на «зимнее время», который произошел осенью прошлого года, стимулировал активное обсуждение проблемы на томских интернет-ресурсах. Там же впервые родилась инициатива начать сбор подписей за возвращение региона в пояс «Мск+4», которую пытались реализовать на сайте «Российская общественная инициатива». Возможно, зимнее время сыграло с инициативой недобрую шутку: оказалось, что с третьей декады ноября 2014 года за это предложение проголосовало только 650 человек. Приближение летнего периода вновь оживило затею с голосованием: на ресурсе change.org появилась новая петиция, адресованная главе региона, которая собрала более четырех тысяч подписей. В результате проблему стали комментировать первые лица Томской области, а депутат регионального парламента Олег Громов даже выступил на заседании Законодательной думы в поддержку предложения о переходе в четырехчасовой пояс.
Следующим регионом, который решил обсудить проблему смещения часового пояса, стал Алтайский край. Там тему подхватили доцент АГТУ Александр Каплинский и преподаватель АлтГУ Роман Неприятель, которые подготовили ряд развернутых публикаций с критикой медведевской реформы, в которых утверждалось, что смена часовых поясов необходима не только в Западной Сибири, но в других регионах России. Пик интереса к проблеме был зафиксирован 11 июня, когда предложение о переходе в четырехчасовой пояс стало предметом обсуждения на совете по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию, созданном при Алтайской краевом законодательном собрании (АКЗС). По его итогам было решено глубже изучить проблему, ссылаясь на то, что если парламент региона инициирует переход в другую часовую зону, до конца года не удастся пройти все необходимые процедуры в Госдуме, правительстве страны и в других инстанциях. Позже в интернете также появилась петиция в адрес губернатора региона Александра Карлина с призывом остановить «наступление сумерек». Опубликованная на сайте avaaz.org, она пока собрала всего чуть менее 300 голосов.
В целом все опубликованные в Томске, Барнауле и Новосибирске петиции, которые написаны как под копирку, сводятся к нескольким тезисам. В них утверждается, что с момента ввода в России в 1919 году международной системы исчисления времени регионы всегда жили в поясе «московское время + 4 часа». Последние же реформы с часовыми поясами привели к тому, что рассвет летом в Западной Сибири начинается около 3 часов утра, а закат наступает около 21 часов. Ссылаясь на подсчеты географического факультета МГУ, в петициях говорится, что из-за реформы у населения регионов «украдено» около 200 светлых часов в год. В документах также говорится о необходимости учитывать биологические ритмы человека, когда условием нормального ночного сна человека является пробуждение не раньше восхода солнца.
К теме уже подключились ученые разных регионов, которые, с одной стороны признают, что поясная карта России выглядит достаточно сумбурно (когда третий пояс соседствует с шестым, а в четвертом поясе оказались несколько разрозненных регионов). В то же время специалисты, напомнив, что даже в СССР коррекция часовых поясов осуществлялась около сорока раз, отмечают, что в данном вопросе важно «апеллировать к научно обоснованным данным, а не просто жаловаться, что темнеет слишком рано».
«То, что солнце должно достигать зенита ровно в полдень – простая условность, – считает завкафедрой метеорологии и климатологии ТГУ Валентина Горбатенко. – Для многих регионов Земли это не является обязательным, и у нас в России серединой дня назовут скорее 13:00–14:00, чем 12:00. Чтобы принять решение в пользу того или иного часового пояса, необходимо не только опираться на экономические и управленческие дивиденды от этого, но и провести серию экспертиз: метрологическую, медицинскую, гигиеническую, управленческую, оборонную, транспортную, коммуникационную и другие».
Точку зрения, что разговоры об изменении времени должны иметь научное обоснование, поддержал председатель совета по науке при АКЗС, Яков Шойхет. «Если вы считаете, что это влияет на людей, выдайте результаты трех-пяти лет наблюдений, посвященных смене часового пояса, – говорит заслуженный деятель науки РФ. – В Бийске учеными исследования проводились. Выяснилось, что никакой зависимости здоровья населения от часовой перемены нет. Час туда – час сюда на здоровье не влияет».
«Были сделаны расчеты, которые показали, что в целом изменение времени в пределах часа мало сказывается на суточных значениях этого показателя, – уверяет доцент кафедры метеорологии и климатологии ТГУ Любовь Кижнер. – То есть с этой точки зрения нет большой разницы, находится Томск в пятом или шестом часовом поясе».
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин заявил, что решения о смене часового пояса могут негативно отразиться на здоровье томичей, но считает, что в этом вопросе должны разобраться медики. «Надо прекратить издеваться над организмом, гоняя часовой пояс то туда, то обратно», – заявил в мае нынешнего года глава Томской области. Проблему также признала спикер Томской облдумы Оксана Козловская, отметив, что обращения поступают в основном от жителей сельских территорий. «Мы сейчас этой проблемой очень серьезно займемся и попытаемся изучить, есть ли для этого объективные предпосылки», – отметила спикер, подчеркнув, что к смене пояса нужно подходить «очень аккуратно и продуманно».
В какой-то степени понять представителей властей можно. Заявления инициаторов смены часового пояса в Западной Сибири порой делаются частенько «на грани дозволенного». Так, доцент АГТУ Александр Каплинский, выступая на совете по науке при АКЗС, высказал предположение, что проблема часовых поясов может «вызвать всплеск народного недовольства». Обращают на себя внимание довольно радикальные высказывания на форумах популярных в регионах порталов, где посетители не стесняются в выражениях, обвиняя власти «в очередном обмане населения». Даже в созданной в начале мая 25-летним Иваном Бутаковым группе в соцсети «ВКонтакте», которая едва ли не первой начала активное обсуждение темы смещения часового пояса, можно увидеть обращения к модератору «банить» всех, кто высказывается против перехода региона в четырехчасовую зону.
Интересно, что на инициативы по изменению часового пояса пока никак не отреагировала общественность Республики Алтай, которая также находится в трехчасовой зоне. В этом смысле особым местом уже стал Новосибирск, который до 15 июня вообще не обращал внимания на тему часового пояса, активно обсуждаемую у соседей. Ряд новосибирских средств массовой информации, обычно выступавшие за «любой кипиш кроме голодовки», писали и об инициативах в Томске, и о выступлениях Александра Каплинского и Романа Неприятеля в Барнауле. Но только после появления петиции Андрея Крапивина решились взяться за тему «с чистого листа», забыв про ранее написанные тексты про томские и алтайские предложения, что, возможно, свидетельствует о том, что проблема изменения часового пояса может стать горячей темой в преддверии осенних выборов.