Top.Mail.Ru
Общество
Чукотский автономный округ
0

Сургутский клинический центр: форпост материнства и детства в Югре

Важный проект здравоохранения в регионе реализуется на принципах государственно-частного партнерства

Компания – застройщик долгожданного перинатального центра в Сургуте скорректировала долю отечественного оборудования для медучреждения в сторону увеличения. Серьезные перспективы Сургутского клинического центра охраны материнства и детства врио губернатора ХМАО-Югры Наталья Комарова обсудила с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой.

Компания – застройщик долгожданного перинатального центра в Сургуте скорректировала долю отечественного оборудования для медучреждения в сторону увеличения. Серьезные перспективы Сургутского клинического центра охраны материнства и детства врио губернатора ХМАО-Югры Наталья Комарова обсудила с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. К реализации важнейшего для региона проекта подключится научный совет Минздрава РФ. Подробности – в материале «ФедералПресс.Урал».

Расширение возможностей импортозамещения медицинского оборудования на примере крупнейшего перинатального центра в России стало одной из главных тем, обсуждаемых в ходе рабочей встречи главы региона Натальи Комаровой с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. Как сообщила пресс-служба губернатора, после корректировки доля российского оборудования центра увеличилась до 48,1 %. Изначально проект перинатального центра насчитывал 397 единиц медоборудования, в том числе лишь четыре единицы российского производства. Но после внесенных изменений количество отечественного оборудования выросло сразу до 191 единицы.

«ФедералПресс.Урал» напоминает, что в декабре 2014 года было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве по проектированию, строительству, оснащению и технической эксплуатации клинического перинатального центра в Сургуте. В феврале 2015 года проект научно-производственного центра охраны материнства и детства межрегионального значения был представлен президенту России.

Глава государства в свою очередь поддержал идею участия в проекте ведущих отраслевых федеральных организаций. По поручению президента Владимира Путина к реализации проекта были привлечены специалисты профильных федеральных медицинских центров, рекомендовавшие развивать на базе центра высокие технологии. В том числе: оказание широкого спектра хирургической помощи новорожденным, развитие репродуктивной гинекологии, внедрение операций с применением робототехники, развитие предимплантационной генетической диагностики для выявления моногенных заболеваний.

«Мы исходим из того, что новый центр станет опережающей площадкой развития высоких медицинских технологий, и заинтересованы в продолжении сотрудничества с ведущими экспертами на всех этапах реализации проекта», – отметила Наталья Комарова.

ГЧП – правильный формат

В новом центре будет оказываться помощь не только женщинам и детям в перинатальном периоде, но и обеспечена преемственность с педиатрической службой. Потребность в столь важном для автономного округа объекте здравоохранения назрела давно. Еще в 2011 году была начата разработка проектной документации по новому центру, завершившаяся в 2014 году. По проекту новый перинатальный центр рассчитан на 10 тысяч родов в год, одновременно учреждение сможет принимать больше 300 рожениц. Только в первой половине текущего года в Сургутском перинатальном центре родилось почти 4,5 тысячи малышей.

«Существующий центр рассчитан на 3–3,5 тысячи родов в год, в настоящее же время принимает фактически более 9 тысяч родов за 12 месяцев, – отметила главный внештатный акушер-гинеколог УрФО, директор института ФГБУ «НИИ ОММ» МЗ РФ Надежда Башмакова. – Рождаемость в округе растет. Сургутский клинический перинатальный центр обслуживает не только женщин Сургута и района, но и аккумулирует на своей базе родоразрешение беременных и рожениц высокого риска материнской и младенческой смертности других территорий региона». Отметим, что в Югре за последние десять лет увеличилась доля женщин с осложненным течением беременности.

Формат государственно-частного партнерства по проектированию, строительству, оснащению и технической эксплуатации клинического перинатального центра был выбран неслучайно. Взаимовыгодное сотрудничество правительства автономного округа и представителей частного бизнеса позволяет успешно решить проблемы развития социальной инфраструктуры при недостатке бюджетного финансирования, делает объект привлекательным для инвесторов и эффективным с точки зрения расходования бюджетных средств.

…а караван идет

Пристальное внимание к реализации проекта не ослабевает уже несколько месяцев. Причем как стороны ряда депутатов Государственной и окружной дум, так и со стороны экспертов ОНФ, взявших на себя роль надзорных органов. Главная претензия общественных активистов состоит в том, что, по их мнению, слишком завышена строительная смета и учредители компании – победителя проведенного конкурса зарегистрированы в офшорах. Напомним, что победителем открытого конкурса стала компания «ВИС Инфраструктура», зарегистрированная в Ленинградской области и входящая в Группу строительных компаний «ВИС». В портфеле реализованных проектов этого одного из крупнейших в стране строительных холдингов – десятки построенных социальных объектов в нескольких регионах.

Общая стоимость проекта при условии его реализации в 2015–2024 годах составит 18,3 млрд рублей. Она включает в себя сметную стоимость строительства (2015–2017 гг.) в размере 10,9 млрд рублей, а также компенсацию расходов по технической эксплуатации объекта в 2018–2024 годах, инфляционную составляющую и возмещение процентов за пользование заемными средствами в течение семи лет. Интегральная стоимость заимствования для округа по проекту составит 11,7 % годовых. Стоит отметить, что такая структура финансирования типична для проектов государственно-частного партнерства, когда инвестиции частной стороны впоследствии компенсируются государством (затраты частного партнера составят не менее 8 млрд рублей). При этом механизм ГЧП эффективно конкурирует с привлечением обычного государственного долга, позволяя при тех же расходах включить в обязательства частной стороны целый набор рисков, которые в случае обычного госконтракта нес бы автономный округ: риски нарушения сроков ввода в эксплуатацию, риски сроков и объема финансирования, риски качества строительства (в том числе оснащения оборудованием) и эксплуатации и ряд других. Фактически публичная сторона платит за объект только тогда, когда удостоверилась в том, что он создан в срок и соответствует ожидаемому уровню качества. Но есть вероятность, что итоговая стоимость будет меньше. Соглашение предусматривает возможность досрочного погашения обязательств автономного округа перед инвестором. Если это произойдет, к примеру, в первом квартале 2018 года, сумма составит около 12,5 млрд рублей, если же в начале 2020-го, – 15 млрд.

Напомним, что первоначальная оценка госэспертизы – 9,7 млрд рублей – была дана еще до падения рубля и не включала в себя так называемых дефляторов (коэффициентов, которые учитывают предполагаемую инфляцию в сроки строительства).

«Расчет делали по дефляторам, которые установлены Министерством экономического развития на 2015–2017 год, стоимость строительства на тот период, который заложен в проекте (56 месяцев) составила бы 12 млрд рублей», – пояснил директор департамента экономического развития Югры Павел Сидоров.

Немаловажный факт, что в рамках оптимизации технических и стоимостных характеристик проекта, которая проводится в соответствии с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве, удалось снизить стоимость строительства центра с 12,5 до 10,9 млрд рублей за счет уменьшения общей площади объекта. При этом коэффициент полезной площади объекта возрос 0,29 до 0,68. Кроме того, профильными экспертами, специалистами департамента здравоохранения округа, частным партнером проводится совместная работа по импортозамещению, что позволит снизить стоимость оборудования на 3,5 млрд рублей (с 8,5 млрд рублей до 5 млрд рублей).

Действительно, на момент проведения конкурса владельцами Группы строительных компаний «ВИС» были компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах и в Швейцарии. Такую структуру собственности объясняли подготовкой к IPO на европейских площадках, которое предполагалось провести в 2012 г. «Текущая экономическая ситуация внесла коррективы в планы компании. С апреля 2015 года структура собственности головной компании холдинга – ООО «ПФ «ВИС», которой и принадлежит «ВИС Инфраструктура», изменилась. На данный момент собственниками компании являются физические лица – граждане Российской Федерации», – заявил «ФедералПресс.Урал» руководитель службы по связям с общественностью Группы строительных компаний «ВИС» Сергей Козловский. Эту информацию подтверждают и данные информационной базы «СПАРК». О планах по деофшоризации холдинг заявлял еще в январе, и, как видим, свои обещания выполнил.

Отметим также, что эксперты Федеральной антимонопольной службы по автономному округу, аудиторы Счетной палаты Югры, которые в начале текущего года провели проверку, не выявили нарушений ни в части проведения процедуры проведения открытого конкурса, заключения соглашения о ГЧП, ни в части юридическо-правовой и финансовой модели проекта.

По мнению профильных экспертов, имеющих практику структурирования сложных проектов на условиях государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах, реализацию этого инфраструктурного проекта в округе сопровождает неконструктивная критика, возникающая из-за поверхностного рассмотрения ключевых условий соглашения о ГЧП. «Не погрузившись в тему, в расчеты, некоторые представители общественности создают лишь шумиху и негативный фон вокруг перинатального центра, при этом не думая о дальнейшей судьбе проекта, а также о том, что это отрицательно сказывается на деловой репутации и окружной власти, и частного партнера. Все это в конечном счете не способствует развитию института государственно-частного партнерства в округе, притоку частных инвестиций в регион», – отмечает один из экспертов.

Гарант сибирского здоровья

Современный клинический центр охраны материнства и детства в Сургуте имеет огромное значение, как для региона, так и для всей страны в целом. По мнению сопредседателя комитета по ГЧП и инвестполитике Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Вдовина, грамотное структурирование проекта позволяет сделать его эффективным с точки зрения расходования бюджетных средств.

Распределение рисков соответствует лучшей мировой практике: частный партнер несет риски финансирования, строительства и эксплуатации перинатального центра, а государство – риски, связанные с предоставлением земельных участков, предоставлением государственного финансирования в соответствии с соглашением о ГЧП, а также связанные с изменением законодательства.

Важен объект и с научной точки зрения. «Сочетание производственного, научного (в прикладном аспекте) и образовательного направлений позволит сформировать региональный научно-производственный кластер охраны материнства и детства, который как сможет решать задачи регионального уровня, так и участвовать в развитии передовых технологий на уровне Российской Федерации», – считает директор Института перинатологии и педиатрии Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра, главный внештатный неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов.

В свою очередь Вероника Скворцова поддержала проект и предложила вынести его на рассмотрение научного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить возможность дальнейшего расширения научного направления деятельности центра. Рекомендации специалистов Минздрава будут учтены при проектировании научной инфраструктуры объекта. Кроме того, власти округа ведут работу с Минпромторгом РФ по дальнейшему увеличению доли импортозамещения.

Сегодня реализация проекта создания Сургутского клинического центра охраны материнства и детства перешла в практическую плоскость. Все работы ведутся в соответствии с утвержденным графиком и контролируются уполномоченными органами со стороны публичного партнера. В настоящее время на участке проводятся подготовительные работы, связанные с обустройством площадки, мобилизацией строительной техники. Выполнение строительно-монтажных работ начнется после получения частным партнером результатов госэкспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости строительства. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в IV квартале 2017 года.

Таким образом, в автономном округе реализуется концепция государственной семейной политики в Югре, окружной департамент здравоохранения курирует организацию мероприятий по строительству перинатального центра в городе Сургуте. Как отмечают эксперты, после завершения строительства Сургутский клинический центр охраны материнства и детства станет одним из самых современных и передовых учреждений здравоохранения в России.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.