Top.Mail.Ru
Общество
Уральский ФО
0

Уральский драматург нашел православный ИГИЛ: «Это варварство. На дворе 21-й век»

Творческая элита возмущена деятельностью «Божьей воли»

Российские деятели культуры яростно обсуждают и осуждают действия так называемых православных активистов общества «Божья воля» и его руководителя Дмитрия Энтео, который после разгрома выставки в «Манеже» охотно общается с журналистами, а в одном из многочисленных интервью не обошел стороной и Урал. Нагрянут ли «православные братья» в музеи и театры Екатеринбурга – в материале «ФедералПресс.Урал» и интернет-журнала «ГлобалСити».

Российские деятели культуры яростно обсуждают и осуждают действия так называемых православных активистов общества «Божья воля» и его руководителя Дмитрия Энтео, который после разгрома выставки в «Манеже» охотно общается с журналистами, а в одном из многочисленных интервью не обошел стороной и Урал. Нагрянут ли «православные братья» в музеи и театры Екатеринбурга и какой отпор получат от творческой интеллигенции, – в материале «ФедералПресс.Урал» и интернет-журнала «ГлобалСити».

«Расточатся врази Его»

Возмущению уральских деятелей культуры нет предела. Руководители музеев, выставок и театров выступают с резкой критикой и призывают правоохранителей завести уголовное дело в отношении Дмитрия Цорионова, известного в социальных сетях как Дмитрий Энтео, и его так называемой «православной команды».

Так, широкий общественный резонанс вызвал погром скульптур 60–70-х годов на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже», устроенный православными активистами.

«Перед началом акции Энтео обратился к посетителям выставки и заявил, что экспонаты якобы выставлены в нарушение закона Российской Федерации «О защите чувств верующих». После этого активисты начали громить скульптуры и рельефы на тему распятия Христа. Часть экспонатов также посвящена христианским пророкам. В зале, где проходит выставка, находилось около 30 человек – 10 православных активистов и 4–5 охранников. Посетители попытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось», – сообщалось ранее в СМИ.

Впрочем, сам Энтео заявил, что ни один из экспонатов не пострадал от рук активистов. «Мы сейчас находимся в выставочном комплексе «Манеж», где происходит страшное кощунство, выставлен целый ряд экспонатов, где страшно глумятся над Иисусом Христом, над Божьей Матерью, святыми. Группа людей сюда пришла, у директора начала возмущаться. Экспонаты не повреждены, лишь одна тарелка из ИКЕА», – рассказал Цорионов радиостанции «Говорит Москва». В тоже время он заявлял, что возмущенные верующие не покинут «Манеж», пока выставка не будет закрыта, но в итоге активисты оказались в полиции.

Сразу после этого «православного перфоманса» российские деятели культуры выступили с резкой критикой деятельности активистов «Божьей воли». Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский в открытом письме осудил это нападение на выставку. «Союз музеев России расценивает действия странных активистов с галюциногенными кличками как подлинное проявление кощунства, богохульства и оскорбления веры», – говорится в письме.

Творческие уральцы активистов не боятся

В одном из интервью Дмитрий Энтео заявил, что и на Урале есть активисты «Божьей воли», которые, если надо будет, также выйдут на защиту православных ценностей. Действительно, люди, поддерживающие это движение, на Урале есть, и у них даже имеется своя группа «Божья воля Екатеринбург», руководителем которой значится некий Миша Бачинин. Правда, вопросы корреспондента «ФедералПресс.Урал» к лидерам уральских православных активистов остались без ответа. Телефон Михаила Бачинина оказался не доступен, в скайпе он также хранит молчание.

Отметим, что в группе «Божья воля Екатеринбург» состоит 16 пользователей и на стене сообщества всего одна запись: «Безмозглый Энтео разводит свой смрад на всю РФ.))) Правда через Вк, ведь в Екатеренбурге вряд ли такие идиоты будут» (орфография автора сохранена – прим. ред.).

Куда общительнее оказались представители творческой интеллигенции Екатеринбурга. Так, например, Николай Коляда в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» резко и со свойственной ему эмоциональностью осудил действия православных активистов. «Я не знаю насчет уральских активистов. Поводов ворваться ко мне на спектакли у них нет. Есть, конечно, в постановках крепкое слово, но я по каждому готов объяснить, тем более что возрастной ценз имеется. Вообще, все их действия – это ИГИЛ. Это ужасно, надо подавать в суд за такое. Это варварство. На дворе 21-й век. Я вообще человек воцерковленный, крещеный и верующий. Но то, что этих православных активистов надо судить, – безусловно. Это как если ворвется ко мне в театр бабуля и палкой начнет лупить – варварство. Это просто распоясавшиеся хулиганы. Экспозиция 60-х годов. Какого хрена вы сейчас-то проснулись? Думаю, что это сделано зачем-то, кем-то, чтоб отвлечь от чего-то главного», – возмущался известный уральский драматург.

Творческие коллеги Николая Коляды также сравнивают действия православных активистов с ИГИЛ. «То, что произошло в Манеже, – просто катастрофическая история о том, как люди позволяют себе доказывать свою точку зрения через разрушение произведений искусства. Действия этих активистов находятся в прямой параллели с деяниями ИГИЛ и работают в одной логике с их манерой расправляться с культурными ценностями. Но есть статьи Уголовного кодекса, на основании которых за такие акты вандализма должно быть понесено наказание. Не хотелось бы проецировать эту ситуацию на себя, но, если бы такое случилось в залах Уральского филиала Государственного центра современного искусства, то вопрос решался бы исключительно в правовом поле», – рассказала корреспонденту «ГлобалСити» директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.

Тем временем в музеях Екатеринбурга сетуют на недостаточную охрану, говорят, что от воровства защищены, а вот от вандалов – нет. «Если речь идет об обнаженной натуре, то она еще со времен античности присутствует практически в каждом музее в большом количестве. У нас в итальянском зале такие произведения тоже есть. И в этой связи, я думаю, нельзя смешивать понятия мировоззрения и оскорбления чувств верующих. У нас ведь религия не борется с научными институтами. Если, по мнению православных активистов, та же обнаженная натура должна уничтожаться, то тогда надо, вероятно, и Академию наук взрывать. Это бред полный. По всей видимости, этим людям хочется набрать популярности на какой-то трешевой идее. К сожалению, на данный момент музеи в России не достаточно защищены от таких активистов. Да, у нас есть охрана, смотрители и видеонаблюдение, но если человек захочет не украсть произведение искусства, а испортить его, то противодействовать его умыслу очень сложно, потому что мы пускаем в музей абсолютно всех», – уточнил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Впрочем, больше всех в Екатеринбурге рискуют попасть под молот православных активистов авторы спектакля «Троица». Все-таки название совпадает с главным христианским постулатом – о триединстве Бога. «Когда мы работали над спектаклем «Троица», то действительно думали о том, что может такая ситуация возникнуть, и испытывали некоторое напряжение. Поэтому поставили перед собой цель – не задеть чувств верующих, а опираться исключительно на художественную составляющую образа Троицы. Как мне кажется, эту задачу мы выполнили. По крайней мере, ни от одного из зрителей мы не услышали негативных отзывов на эту тему, скорей наоборот. Даже если бы православные активисты ворвались в зал, то, думаю, проблему смогли бы решить путем диалога.

А вообще, я считаю, что театр – это пространство, где можно все, где границы реальности расширяются. Искусство в принципе должно быть отдельно от религии. А погромы, которые устраивают эти активисты, – это признак нетерпимости, что априори противоречит основам православия. В итоге эти люди идут против себя же и против того, что пропагандируют», – рассказала хореограф Анна Щеклеина, соавтор постановки «Троица».

От Энтео открестились

Отметим, что в Московском патриархате официально заявили, что движение православных активистов «Божья воля» никакого отношения к Русской православной церкви не имеет. В Екатеринбургской епархии вообще усомнились в религиозности подопечных Дмитрия Энтео. «Мы с ними никак не сотрудничаем, я вообще сомневаюсь, что это православные активисты», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс.Урал» руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжелика Бриль.

Напомним, выставка в Манеже посвящена «подвальному нонконформизму», который существовал в СССР параллельно официальному искусству. В экспозиции представлены около 300 работ таких авторов, как Вадим Сидур, Николай Силис, Владимир Лемпорт. Это скульптуры, живопись, графика и видео.

Также отметим, что это не первое противостояние православия и культуры. Так, например, возмущение вызвала представителей РПЦ вызвала опера «Тангейзер»: священники назвали ее богохульной и даже подали на ее создателей в суд. Кроме того, совсем недавно в Москве отец Дмитрий Смирнов с другими священниками и паствой ворвались на праздник радиостанции «Серебряный дождь» с криком: «Вы своей музыкой мешаете проводить богослужение», сорвали концертную программу и, посмотрев все бумажные разрешения и согласования, удалились обратно молиться Богу.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.