Министерство культуры РФ одобрило идею вернуть Самаре статус исторического поселения федерального значения (город был лишен этого статуса в июле 2010 года). В ответе на запрос депутата Госдумы Александра Хинштейна заместитель главы федерального Минкульта Григорий Пирумов сообщил: такое решение представляется целесообразным. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Министерство культуры РФ одобрило идею вернуть Самаре статус исторического поселения федерального значения (город был лишен этого статуса в июле 2010 года). В ответе на запрос депутата Госдумы Александра Хинштейна заместитель главы федерального Минкульта Григорий Пирумов сообщил: такое решение представляется целесообразным, но перед тем, как внести Самару в реестр, необходимо разработать проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Решение о его разработке будет принимать губернатор Самарской области, к которому Министерство культуры РФ уже обратилось с соответствующей просьбой. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Тем временем город продолжают готовить к ЧМ-2018. Один из самых масштабных элементов подготовки – реконструкция исторического центра Самары. Планы масштабных перемен, озвученные Николаем Меркушкиным и представителями петербургской компании «Институт «Ленгипрогор», уже становились предметом критики самарского архитектурного сообщества. Архитекторы и урбанисты считают, что реализация этих идей приведет к разрушению многих объектов, важных с точки зрения культуры и истории. В частности, речь идет о домах (в том числе и деревянных), построенных в XIX веке, которыми заполнен исторический центр города.
Эксперты полагают, что присвоение Самаре статуса исторического поселения федерального значения может спутать карты сторонников глобальных перемен в центре города.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн предпочел несколько дистанцироваться от происходящего. «В мой адрес поступило коллективное обращение представителей самарского архитектурного сообщества, посвященное будущему города. Меня попросили донести их позицию до федерального министерства культуры, что я и сделал. В этом случае я выступаю не как инициатор, а как передаточное звено. Думаю, необходимо предпринять усилия, чтобы сохранить исторический облик города, не повредив подготовке к чемпионату мира», – сказал Александр Хинштейн.
Заместитель декана Высшей школы урбанистики Виталий Стадников полагает, что возвращение Самаре этого статуса может быть показателем того, что федеральный центр больше не доверяет местным властям. «Сначала нужно понять, сможет ли охранный режим, предусмотренный этим статусом, наложить обременение на объекты и землю, которую они занимают. Можно предположить, что в Самаре все равно будут реализовываться проекты, которые существуют вне регламента. Это и сейчас происходит. Самарская система охраны культурного наследия не работает. Охранные зоны игнорируют, выдаются разрешения на строительство, которые не учитывают этот режим. Статус исторического поселения федерального значения предполагает определенные гарантии со стороны федеральных властей. Думаю, это показатель того, что в глазах федералов самарские власти исчерпали доверие. Самару можно назвать чемпионом по количеству объектов культурного наследия, уничтоженных с начала нулевых», – заявил Виталий Стадников.
Напомним, только в 2013 году 292 архитектурных памятника на территории Самарской области не были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Более 120 таких памятников архитектуры располагались в Самаре (в основном жилые дома). Не попали в реестр усадьба купца Головачева, усадьба Куколевых-Милюковых, здание, в котором жил врач-офтальмолог Ерошевский (на ул. Куйбышева, 155), Торговый пассаж купчихи Дьяковой (ул. Самарская, 63), Машиностроительный техникум на пр. Масленникова, а также кинотеатр «Октябрь», клуб «Заря» и несколько школ.
Председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин – сторонник компромиссного варианта. «Необходимо рассматривать исторический центр как живой организм. Там живут люди, работает бизнес и так далее. Устанавливать строгие рамки охранных зон, в которых ничего трогать нельзя, – это непродуктивно. Нужно создавать среду, живой центр, а не «консервы», которые просто будут гнить дальше. Нужно определить границы целостных с точки зрения истории и культуры зон и соотносить с ними все проекты реконструкции. Совместный мозговой штурм представителей архитектурного сообщества, активных граждан и представителей власти может принести очень хорошие результаты», – уверен Юрий Корякин.
фото с сайта bfmsamara.ru