В центре Омска на оживленной магистрали произошла трагедия. Башенный кран упал поперек дороги и придавил два автомобиля. Четыре человека погибли, еще двое пострадали. На место приехали специалисты МЧС и следственно-оперативная группа. Пострадавшие, в том числе ребенок, пока остаются в больнице.
В понедельник вечером в центре Омска на оживленной магистрали, где обычно в это время можно наблюдать дорожный коллапс, произошла трагедия. Башенный кран упал поперек дороги и придавил два автомобиля. Четыре человека погибли, еще двое пострадали. На место приехали специалисты МЧС и следственно-оперативная группа. Пострадавшие, в том числе ребенок, пока остаются в больнице. Тем временем родственники жертв пытаются докопаться до истины. Их, как и многих горожан, волнуют разные вопросы: кто виноват в трагедии, почему ремонтные работы велись с нарушением техники безопасности, в результате чего башенный кран сошел с рельсов? Подробнее – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
Омичи еще не забыли июльскую трагедию, когда обрушилась казарма, расположенная на территории 242-го учебного центра воздушно-десантных войск, что повлекло множество человеческих жертв. И вот – новое ЧП: 26 октября в 16:55 по местному времени в центральной части Омска в районе дома № 111 по улице Маршала Жукова произошло падение башенного крана на проезжую часть. К ликвидации последствий происшествия от МЧС России было привлечено 26 человек и восемь единиц техники. Однако два автомобиля RAV-4 и «газель» оказались в буквальном смысле погребены под завалами железной конструкции.
В результате падения башенного крана погибли четыре человека, еще два человека пострадали. Начальник главного управления МЧС РФ по Омской области Владимир Корбут сообщил следующие подробности: «В Toyota RAV4 находилась семья Богдановых – четыре пассажира. 30-летний водитель, его 33-летняя супруга и четырехмесячный сын погибли, а второго ребенка, четырехлетнего мальчика, мы достали живым. Также 53-летний водитель автомобиля «Газель» и 36-летний крановщик были госпитализированы с различными травмами. Позже водитель микроавтобуса скончался. Аварийно-спасательные работы на месте происшествия на данный момент завершены».
Губернатор Омской области Виктор Назаров выразил соболезнования семьям погибших. Приехав почти сразу на место трагедии, он сообщил: «Региональному Минздраву поставлена задача оказать всемерную помощь пострадавшим, а также уделить особое внимание мальчику, потерявшему родителей, и связаться с его родственниками. За ребенком будет осуществляться полный уход до момента выздоровления и передачи под опеку». Кроме того, по распоряжению главы региона в связи с ЧП была создана комиссия в составе специалистов главного управления МЧС по Омской области, регионального минстроя и надзорных служб.
Местные жители посредством социальных сетей делились впечатлениями от увиденного: «Человек 30 пытались поднять кран. Спасатели быстро приехали».
Теперь дело за правоохранительными органами. Прокуратура Омской области с привлечением специалистов Сибирского управления Ростехнадзора в регионе организовала проверку соблюдения законодательства в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения. По словам президента Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрея Юрьева, иждивенцам погибших и пострадавшим положены страховые компенсации на сумму до двух миллионов рублей.
Омичей также волнует судьба ребенка, которому по счастливой случайности удалось выжить. По словам врачей, четырехлетнему мальчику была успешно проведена операция и сейчас его жизни ничего не угрожает. Пресс-секретарь министерства здравоохранения Омской области Светлана Оспенникова сообщила: «Врачи БСМП-1 провели трепанацию предплечья, то есть восстановили сдвинутые от удара кости предплечья. Ребенок находится в состоянии средней тяжести, и то, по оценке специалистов, больше из-за перенесенного шока. Пока он остается в реанимации, однако врачи БСМП-1 планируют до конца дня перевести его в палату. Водитель крана пока не приходит в сознание, его состояние оценивается как тяжелое. В результате ЧП были повреждены не только кости скелета, но и внутренние органы».
В связи с инцидентом возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Ее санкции предусматривают до семи лет лишения свободы. Отметим, что упавший кран был установлен на стройплощадке, где местная «Инвестиционно-промышленная компания «Жилстрой» с 2012 года возводит 14-этажный апарт-отель «Маршал». Также выяснилось, что упавший кран стоял слишком близко к дороге.
Следователи уже задержали подозреваемых. В частности, Виктора Полукарова – учредителя строительной компании ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф», в введении которой и находилась строительная техника. Также задержаны Константин Семенов – генеральный директор компании и Сергей Масленкин – начальник строительного участка. В офисах строительных компаний проведены обыски, в ходе которых изъята проектная и иная техническая документация, представляющая интерес для следствия.
Правоохранители выяснили, что причиной падения крана стали халатные действия сотрудников строительной компании при заливке свай фундамента бетонным раствором. Как оказалось, в момент ЧП не были соблюдены требования техрегламентов по установке рельсового башенного крана. Строительная конструкция, установленная полгода назад, по словам местных жителей, периодически раскачивалась ветрами. От проезжей части кран отделял забор и два метра обочины. Старший помощник руководителя СУ СК России по Омской области Лариса Болдинова рассказала: «Упоры на рельсах башенного крана были установлены фактически с нарушением требований технического регламента и других норм безопасности. Они должны быть установлены как минимум за 150 сантиметров до края рельсов, однако это расстояние было в разы меньше, вследствие чего башенному крану просто не хватило расстояния, чтобы остановиться. Он вылетел с рельсов и упал на дорогу. Сегодня планируется предъявить обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения – вероятнее всего, с учетом тяжести наступивших последствий, в виде заключения под стражу».
По словам специалистов, ситуация, когда концевыми упорами при движении кранов пренебрегают, к сожалению, не редкость. Только за три последних месяца, по данным СМИ, на кранах зафиксировано 13 аварий, в которых погибли десять человек, ранения получили девять человек. «Скорее всего, изначально кран был установлен правильно. Но в какой-то период времени упоры сняли. На других стройках, по сообщению портала stroitelstvodom.ru, такое бывает достаточно часто происходит– крановщик в принципе знает, как кран двигается, и иногда, чтобы сэкономить, упоры не делают. Местные рабочие также сказали, что из-за подмытого грунта рельсы могли наклониться. Но если бы тупиковые упоры были исправны, это бы остановило кран», – цитирует ТАСС координатора Омского профсоюза крановщиков Кирилла Сергеева.
Стал известен и еще один интересный факт. По данным Ростехнадзора, ответственность владельца башенного крана, в результате падения которого в Омске погибли четыре человека, не была застрахована.