Минувшая неделя была отмечена громкой акцией протеста дальнобойщиков, которая прокатилась по всей стране. Новосибирск не стал исключением. Десятки большегрузов выстроились вдоль обочин федеральных трасс, грозясь перекрыть движение в знак протеста против введения сбора для машин грузоподъемностью более 12 тонн, которое должно произойти 15 ноября. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
Минувшая неделя была отмечена громкой акцией протеста дальнобойщиков, которая прокатилась по всей стране. Новосибирск не стал исключением. Десятки большегрузов выстроились вдоль обочин федеральных трасс, грозясь перекрыть движение в знак протеста против введения сбора для машин грузоподъемностью более 12 тонн, которое должно произойти 15 ноября. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
По словам президента Сибирской Ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, акция в Новосибирске прошла успешно, без происшествий и дорожных заторов. Правда, обошлась она в 20 тысяч рублей. Такую сумму штрафа предстоит выплатить Вячеславу Трунаеву, как организатору акции, за то, что мероприятие не было санкционировано местными властями.
Несмотря на финансовые потери, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков доволен полученными результатами. Главная задача выполнена: протестующим удалось привлечь внимание властей и общественности. Правительство пошло на уступки, снизив плату за проезд. Вместо тарифа в 3,73 рубля за километр, который предполагалось брать изначально, тариф снижен до 1,53 рублей. Но с 1 марта 2016 года сумма сбора будет повышена до 3,06 рублей.
На первый взгляд, взимание платы за проезд с большегрузов в нынешних экономических реалиях кажется негуманным. Объемы перевозок и без того падают – спрос не тот, а топливо и запчасти дорожают. Себестоимость доставки груза увеличилась за год на 10 процентов, а с введением новых правил затраты возрастут еще как минимум на столько же, и в конечном счете все это ляжет на плечи потребителя. Продукты и товары народного потребления, ввозимые с разных концов страны, вырастут в цене.
Вторая причина негодования перевозчиков объясняется тем, что огромные деньги, а это около 50 миллиардов рублей, которые предполагается собрать за их счет, могут бесследно раствориться в различных фондах, в том числе осесть у оператора системы «Платон», которая будет вести контроль и собирать деньги. Когда дело касается дорог, то почему-то сразу все говорят о коррупции.
Анатолий Костылевский, первый заместитель начальника Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» высказался однозначно: «Все собранные средства, 100 %, пойдут на содержание, капитальный ремонт и строительство дорог». И уточнил, что не только федеральные трассы получат денежную подпитку. Правительство рассматривает возможность часть средств пустить в регионы на строительство новых крупных дорожных объектов на условиях государственно-частного партнерства.
Костылевский напомнил, что Федеральный закон № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», где с 15 ноября вводятся новые правила перевозки, был взят в разработку еще в 2011 году. Это не новость, но другое дело, что к моменту принятия поправок ухудшилась ситуация в экономике, поэтому владельцы бизнеса достаточно критично настроены к этому закону. Никто не хочет добровольно платить. Но оттягивать введение новых правил правительство не намерено.
Денис Крылов, представитель федерального оператора системы взимания платежей – руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест транспортные системы», рассказал о технической готовности: «На сегодняшний день система взимания платежей смонтирована и успешно функционирует. 23 центра пользователей во всех крупных городах работают с 8 утра до 8 вечера, а в воскресенье переходят на круглосуточный режим. В Сибирском федеральном округе уже зарегистрированы более 6 тысяч владельцев транспортных средств и 12 тысяч автомобилей».
По словам Дениса Крылова, бортовые устройства, с помощью которых будет осуществляться контроль над перевозками, раздаются бесплатно. Пока контроль возможен лишь в мобильном режиме: с помощью радара и системы видеонаблюдения. Что касается стационарного контроля, то это следующий этап. На федеральных дорогах в Новосибирской области до 2017 года будет построено порядка 70 рамок прохождения весового контроля.
По этой причине, вероятно, вводится отсрочка штрафа за неуплату дорожных сборов до 1 мая 2016 года. Штрафовать тех, кто не соблюдает ФЗ-257, будут только на территории Московской области. Данная поправка, кстати, была введена сразу после акции дальнобойщиков. Объясняется это тем, что на территории Московской области система контроля работает в полном объеме, на остальной территории страны – только в мобильном режиме.
Вячеслав Трунаев не рад послаблению, потому как полумеры не дисциплинируют перевозчиков, а наоборот толкают на искушение. По мнению, Трунаева, у дальнобойщиков будет соблазн переписать дорожную карту в своих интересах. Например, доставляя груз из Новосибирска в Москву, указывать не весь маршрут в целом, а лишь кусок, примыкающий к Подмосковью.
Закон суров, но это закон. Новосибирские перевозчики готовы его выполнять, но не готовы сдаваться. Вячеслав Трунаев считает, что закон нуждается в доработке, и готов войти в состав региональной комиссии с представителями депутатского корпуса, чтобы разобраться до конца и расставить все точки над i. По мнению лидера Сибирской Ассоциации автомобильных перевозчиков, тариф за проезд может быть еще ниже – на уровне 96 копеек за километр, как предлагало ранее Минэкономразвития России. Этих средств достаточно, чтобы компенсировать ущерб, наносимый федеральным трассам автомобилями весом свыше 12 тонн. Хотя не в машинах дело, считает Вячеслав Трунаев, – просто дороги у нас такие.
Елена Азарова