Россия впервые за много лет столкнулась с массовой забастовкой. В авангарде гражданского общества оказались дальнобойщики, которые уже несколько недель протестуют против введения дополнительных сборов и системы «Платон». В некоторых регионах сегодняшняя акция «Улитка» закончилась трагически: для подкрепления властей вызвали автоматчиков. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Россия впервые за много лет столкнулась с массовой забастовкой. В авангарде гражданского общества оказались дальнобойщики, которые уже несколько недель протестуют против введения дополнительных сборов и системы «Платон». В некоторых регионах сегодняшняя акция «Улитка» закончилась трагически: для подкрепления властей вызвали автоматчиков. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Акция «Улитка», в рамках которой водители большегрузов движутся по федеральным трассам на минимальной скорости (5–10 км/ч), является частью большой и разнообразной забастовки дальнобойщиков против нововведений правительства.
Напомним, 15 ноября Росавтодор совместно с компанией РТИТС (проект сына Аркадия Ротенберга Игоря и госкорпорации «Ростех») начал взимать плату за проезд по федеральным трассам с грузовиков с максимальной разрешенной массой 12 тонн. До 29 февраля 2016 года километр пройденного пути будет стоить перевозчику 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф достигнет 3,06 рубля.
При этом многие водители жалуются, что система «Платон» работает из рук вон плохо, оплатить проезд невозможно, а штраф за неоплаченный провоз составит от 450 тысяч за первый проезд до 1 миллиона за последующие. Как рассказали в инициативной группе, многие компании, владеющие 20 фурами, в итоге должны будут за один день проезда по своем стандартному маршруту из-за перебоев с системой заплатить 19 млн рублей штрафов.
Дороги парализованы
По данным Коммунистического рабочего движения, на акцию заявились перевозчики из 75 регионов, включая представителей Дальневосточного округа. Самые масштабные акции прошли на Кавказе, в Петербурге и Москве. Многие разместили на машинах плакаты, где в цензурных и не очень выражениях объясняли, что не хотят «отдавать свои деньги Ротенбергу».
В Северной столице дальнобойщики тормозили движение дважды. В 11 утра практически остановился поток на Московском шоссе. Посты ДПС, рассредоточенные по всему маршруту проведения акции, старались рассечь колонну грузовиков, направляя фуры по другому, более длинному маршруту, но уже через час шоссе встало в плотной пробке. В два часа акция переместилась на КАД, где перевозчики заняли две крайних правых полосы. По данным на 15.00, пробка растянулась на восемь километров.
В Свердловской области дальнобойщики блокировали ЕКАД. По словам очевидцев, несанкционированная забастовка развернулась на съезде с Россельбана. Фуры либо стояли на обочине, либо ехали очень медленно. В Череповце «Улитка» парализовала проезд на основных улицах города, движение по которому и так было затруднено из-за внезапно выпавшего снега. Не менее тридцати водителей фур из Саратова, после того как устроили скопление своих грузовиков на кольце 10-го троллейбуса в поселке Солнечном, отправились на трассу Сызрань – Волгоград, где их уже ждали посты ДПС.
Не обошлось без жертв. Самый трагичный случай произошел в на 166-м километре трассы М-10 «Россия» в Калининском районе Тверской области. Водитель фуры Мичуринского мукомольного комбината не справился с управлением и врезался в другую машину, после чего наехал на четырех человек, стоявших на обочине. По предварительной информации, в ДТП один человек погиб, трое получили травмы различной степени тяжести, сообщает Tvergrad.ru.
В Петрозаводске на толпу дальнобойщиков наехал инспектор ГИБДД. После того, как патруль остановил одну из фур протестующих, другие грузовики также остановились, их водители вышли из кабин. Образовалась толпа, в которую и врезался еще один автомобиль гаишников. В результате наезда пострадал дальнобойщик: ему диагностировали ушиб мягких тканей и предположительно ушиб почки.
В акции протеста на территории селения Ачи-Су в Карабудахкентском районе Дагестана приняли участие около полутора сотен дальнобойщиков. Ранее с водителями встретился глава управления ГИБДД МВД по республике Валерий Громов, который провел переговоры и осведомился о наличии претензий к автоинспекторам. По информации из социальных сетей, на акцию в Дагестан были высланы военные. Согласно опубликованному видео, несколько вооруженных человек наблюдали с крыши грузовика за протестами, но не вмешивались.
В городах бунт
Перевозчики сегодня осложняли жизнь властям и инспекторам ДПС и другими способами. В Калуге дальнобойщики провели серию одиночных пикетов у здания администрации. По словам водителей большегрузов, штрафы им уже начали приходить, хотя в Минтрансе обещали, что наказывать начнут только с 1 мая 2016 года. «Наши ребята уехали в Ростов и назад вернуться не могут, потому что штрафы идут», – цитирует слова дальнобойщика местная «Комсомольская правда».
В Челябинске бастующие дальнобойщики перекрыли автодорогу «Меридиан», но не своими фурами, а по сути, собственными телами: несколько десятков человек непрерывно перемещались по нерегулируемому пешеходному переходу, что полностью парализовало движение на этом участке и создало пробку длиной в несколько километров. Как сообщают в одних СМИ, полиция попыталась разогнать бастующих, в результате чего произошла драка. По другим данным, драки не было.
Тактику потом повторили в Пскове, в районе улицы Чудской. Сами фуры решили припарковать неподалеку.
Тем временем в столице более сотни протестующих попытались пройти в офис «Платона» на Привольной улице. Но в здание их не пустили полицейские. Как сообщают организаторы в соцсетях, охранять контору приехал наряд ОМОНа. Сюда водители прибыли с места сбора около поселка Октябрьского на Новорязанском шоссе в Подмосковье. Поначалу людей было немного, но постепенно их машины заняли все парковочное пространство, а сотрудники полиции начали говорить, что автомобилисты нарушают правила дорожного движения.
Отметим, что многие дальнобойщики намерены продлить акцию как минимум еще на неделю. По словам экспертов, нововведение в большей степени затронуло средний бизнес – владельцев, у которых четыре-пять фур и которые просто физически не смогут оплачивать ни новые сборы, ни тем более штрафы. Что касается крупных логистических компаний, то они уже открыто заявили, что поднимут расценки на свои услуги. А значит, итоговая цена товаров для потребителей возрастет.