Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

«Артефакт трагической сталинской эпохи лучше сохранить». Ремонт новосибирской оперы может стать опасным прецедентом

Архитектор Игорь Поповский дал оценку происходящему в многострадальном театре

Руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что директору Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману грозит штраф за отступление от проекта реконструкции. Ситуацию с ремонтом Новосибирского театр оперы и балеты специально для «ФедералПресс» прокомментировал Игорь Поповский.

Руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что директору Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману грозит штраф за отступление от проекта реконструкции. Управление считает, что ремонт интерьера театра был проведен вне рамок согласованной документации. Предполагается, что сначала ситуация в театре будет обсуждаться на научно-методическом экспертном совете, а впоследствии все материалы будут переданы  в суд, который должен принять окончательное решение. Ситуацию с ремонтом Новосибирского театр оперы и балеты специально для «ФедералПресс» прокомментировал доцент кафедры архитектуры НГУАДИ (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств), сопредседатель экспертного совета при Управлении охраны историко-культурного наследия Новосибирской области Игорь Поповский:

«На данный момент в ходе ремонта Новосибирского театра оперы и балета произошло нарушение федерального закона. Те решения, которые там были реализованы, не были согласованы с государственными органами по охране, а на самом деле должны производиться на основе историко-культурной экспертизы, проводимой тремя специализированными экспертами федерального уровня. И только на основе их заключений должно приниматься решение об изменении реноваций интерьерных решений.

Честно говоря, мне еще предстоит детально ознакомиться с тем, что было сделано в оперном театре, но предварительную оценку сделать можно. Сразу стоит отметить, что терракотовый цвет, который используется на первом этаже, – очень активный, и дает серьезное изменение восприятия деталей. Интерьер оперного театра в свое время был сделан довольно грубо. Сам театр появился как результат реконструкции конструктивистского объекта, и поэтому некоторые детали становятся особенно заметны, когда используется такой цвет как терракотовый. Его нельзя так просто использовать.

Что касается кресел в партере театра, то тут стоит сказать, что театром были приобретены похожие итальянские кресла. Они не обладают таким индивидуальным характером в отличие от кресел, которые стояли с самого начала. И чтобы принять их, необходимо экспертное заключение. Стоит особо отметить, что экспертиза должна проводиться в течение 60 дней, поскольку уже бывали случаи, когда прокуратура отменяла заключения экспертов, если они проводились в меньшие сроки.

Конечно, все это не идет ни в какое сравнение с тем, что произошло со зданием вокзала Новосибирск-Главный, интерьеры которого Российская железная дорога решила в камне. Естественно, тогда она получила отказ в согласовании от государственных органов, которые подали в арбитражный суд. В итоге РЖД заплатили 28 млн рублей штрафа за уничтожение сталинского интерьера. Все это сопровождалось административным давлением, в результате которого было решено не восстанавливать прежний облик, поскольку это привело бы к колоссальным расходам. Меня больше всего смущает в этой истории то, что при таком богатом интерьере ничего не было сделано, чтобы улучшить сервис, – не были установлены эскалаторы, не были установлены навесы над перронами, совсем не используется шикарный прямой вход в вокзал. Если уж какие-то изменения делаются в памятнике архитектуры, то это должно делать для удобства людей.

Новосибирский оперный театр находится в аналогичной трагической ситуации. В ходе строительства он был переделан из здания Дома науки и культуры, у которого совсем другие задачи и подходы. Надо сразу отметить, что классические интерьеры в театре получились плохо. Входы на ярусы сделаны неудачно и с очень плохой навигацией, не говоря о том, что они не отвечают пожарным нормам. Кресла на ярусах – неудобные. Там вообще очень много странного: античные герои соседствуют с балалайками и гербом Советского союза. Но оперный театр – артефакт трагической сталинской эпохи и Победы 1945 года, и таких зданий с сохранившимися интерьерами в Новосибирске практически не осталось. С исторической точки зрения такие объекты лучше сохранять, о чем и говорят сторонники ортодоксальной точки зрения.

Но надо отметить, что во всей этой истории есть какой-то алогизм. Люди, которые яростно всю свою жизнь защищали театр от реноваций, неожиданно стали высказываться в поддержку последних изменений. Я себя приверженцем ортодоксальных взглядов не считаю. Но полагаю, что нельзя так поступать, ставя государственные органы надзора перед фактом. Тут необходим какой-то элемент вежливости. Если ты попал в здание, которое охраняется государством, но, наверное, надо сначала спросить разрешение, а не действовать по принципу «победителей не судят». Боюсь, история с оперным театром превратиться в прецедент и с другими памятниками Новосибирска будут поступать жесточайшим образом, говоря: ну вот с оперным же сделали.

Полагаю, что управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области будет выступать жестко, чтобы не было такого прецедента. Не могу утверждать, что получится возвратить исходный интерьер, но штрафные и другие административные санкции, скорее всего, будут наложены на руководителей театра по всем статьям. Александр Кошелев, руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, выступил с предупреждением довольно давно, но оно было проигнорировано. Теперь он не собирается принимать объект – он открыто об этом заявил – и отказаться от своих слов уже не получится, что само по себе означает, что сложилась ситуация скандала. Научно-методический экспертный совет, действующий при управлении по государственной охране объектов культурного наследия, – орган довольно жесткий, который в свое время не позволял себе даже разрешения на изменение спусков в подвал обычных жилых зданий на улице Урицкого.

Очень плохо, что сейчас мы живем в ситуации, когда давление на государственные органы оказывается со всех сторон. Мне кажется, что надо нормально, спокойно и без оскорблений разобраться в ситуации, придя к какому-то консенсусу».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.