Представители общественности и архитектурного сообщества Самары воспротивились намерениям снести усадьбу архитектора Александра Зеленко. Как стало известно, в 2014 года компания «Трансгруз» (известная в городе благодаря строительству элитных многоэтажных зданий) заказала экспертизу, которая показала: включение трех из четырех строений комплекса в реестр культурного наследия необоснованно.
Представители общественности и архитектурного сообщества Самары воспротивились намерениям снести усадьбу архитектора Александра Зеленко. Как стало известно, в 2014 года компания «Трансгруз» (известная в городе благодаря строительству элитных многоэтажных зданий) заказала экспертизу, которая показала: включение трех из четырех строений комплекса (одно из зданий – жилое) в реестр культурного наследия необоснованно. Региональное правительство с таким выводом согласилось, объекты исключили из соответствующего перечня. На этом застройщик не остановился. Теперь речь идет о том, что здания и вовсе нужно признать ветхими, а значит – подлежащими сносу. Подробности – в материале «ФедералПресс».
С такой позицией не согласились многие, в том числе и жители усадьбы. На круглом столе в самарском Доме журналиста (который располагается в единственном строении комплекса, сохранившем статус культурной ценности) они объявили результаты заказанной ими технической экспертизы. По их словам, здание изношено менее чем на 50 %.
В обсуждении приняли участие представители власти: главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников и замруководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Александр Аксарин. Первый заявил, что в любом случае застройщик не сможет согласовать проект, не соответствующий регламенту. Второй же подтвердил: «Трансгруз» действовал в рамках закона, но это не значит, что выводы экспертизы не могут быть оспорены.
Особенную тревогу у защитников усадьбы вызвал тот факт, что подобная ситуация для Самары не нова и раньше «Трансгруз» добивался своего. В частности, ранее на улице Вилоновской снесли особняк XIX века и возвели на его месте здание высотой 34 этажа. Эксперты отмечают: в тот раз Анатолий Баранников встал на сторону застройщика. Более того, утверждается, что проект высотки разрабатывала компания, которой руководила его сестра.
Отметим, что ситуация с усадьбой Зеленко находится под контролем депутата Госдумы Александра Хинштейна. На его официальном сайте опубликовано сообщение о том, что жильцы проблемного дома попросили помощи у парламентария. В твиттере политик написал, что уже обратился к министру культуры РФ Владимиру Мединскому, чтобы не допустить уничтожения усадьбы.
Председатель самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин считает, что проектные материалы, которые готовит застройщик, необходимо подвергнуть публичному обсуждению до того, как компания перейдет к каким-либо активным действиям. «Сначала рассмотреть проектные материалы. Вынести их на экспертный совет, провести публичные слушания. Что строительная компания собирается делать? Если речь идет об уничтожении усадьбы, допускать этого нельзя. Нужно вернуть объекту статус культурного наследия и в случае необходимости работать над его реконструкцией. Я надеюсь на здравый смысл участников процесса», – сказал Юрий Корякин.
Руководитель самарского реготделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко полагает, что сложившаяся ситуация может стать проверкой способности властей разрешать конфликты. «Пока в происходящем меня радует одно: то, что активная часть общественности начала консолидироваться. Ранее в аналогичных случаях количество и организованность общественников была ниже. Надеюсь, это сработает. Шансы есть, ведь в этом году в регионе пройдут сразу две избирательные кампании. Собирать негатив, недовольство жителей власти невыгодно. Более того, мы сможем увидеть, насколько власть способна улаживать конфликты. Не вставать на одну из сторон и проводить определенные решения, а действовать тоньше. Например, интересы упомянутой компании не ограничиваются только участком, занятым усадьбой. Можно предложить застройщику другой участок, без объектов, которые порождают споры. Дело за властью», – подытожил Игорь Ермоленко.
Фото: drugoigorod.ru