Несоразмерность трат местных властей на жителей блокадного Ленинграда и на собственные «хотелки» вызывает удивление у петербургской общественности. Мало того, что подарки от «благодарных потомков», состоящие из пачки печенья и чая, несколько дискредитируют идею благодарности, так и самих подарков ежегодно вручается меньше, чем насчитывается людей, переживших 900 дней голода.
Несоразмерность трат местных властей на жителей блокадного Ленинграда и на собственные «хотелки» вызывает удивление у петербургской общественности. Мало того, что подарки от «благодарных потомков», состоящие из пачки печенья и чая, несколько дискредитируют идею благодарности, так и самих подарков ежегодно вручается меньше, чем насчитывается людей, переживших 900 дней голода. «ФедералПресс» изучил госзакупки, чтобы понять, кто и как поздравил блокадников в этом году.
Согласно данным комитета по социальной политике, в городе сейчас насчитывается 111 тысяч человек, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». В этом году никаких городских выплат для них в связи с траурной датой не предусмотрено – дата не юбилейная. В этих условиях основная ответственность по поздравлению блокадников ложится на муниципальные образования Петербурга. В среднем на одно муниципальное образование (всего их в городе 111) приходится по тысяче человек.
МО «Сампсониевское», заказавшее в конце прошлого года съемки костюмированного документального фильма за 7,8 млн рублей, потратила в этом году на торжественные мероприятия в честь блокадников 585 тысяч. На эти средства муниципалы провели торжественный концерт и раздали 350 блокадникам три продуктовых набора: 250 грамм карамели, вафельный торт и горький шоколад.
Впрочем, даже такой скромный и откровенно не самый удачный подарок (у многих блокадников диабет, и сладкие конфеты – не лучшее угощение, а вот от подорожавших в кризис фруктов мало кто откажется) выглядит щедрым по сравнению с подарком от МО «Оккервиль».
Его администрация устроила чаепитие для 100 человек, на котором ветеранов угостили чаем, порцией оливье, картофельным пюре (или драниками с форелью на выбор) и блинами. При этом на самом чаепитии, если исходить из логики заказа, присутствовали только 45 ветеранов, которым выдали по подарку: конфеты, открытка и пакет с символикой округа. Еще сто таких же подарков исполнитель должен был передать блокадникам, которые не могут покинуть пределы квартиры из-за состояния здоровья. Стоимость контракта – 223 тысячи рублей. Для сравнения, на свой пиар Оккервиль потратит 7,4 млн рублей: 3,3 – на издание одноименного информационного листка и 4,1 – на печать собственной газеты «На девяти мостах».
Не лучшее впечатление производит контракт МО «Гагаринское», по которому на этот день выделили 180 тысяч рублей. На эти средства муниципалы пригласили на свой концерт 150 человек и вручили более сотни подарков, состоящих из одной кустовой гвоздики красного цвета и вафельного торта. Впрочем, в течение месяца для жителей округа будут организованы бесплатные экскурсии к мемориалу «Дорога жизни». Отметим, что только на выпуск пакетов с собственным логотипом округ потратил на 40 % больше. А на выпуск шести номеров местной газеты не поленился потратить 600 тысяч.
В очередной раз отличилось МО «Лиговка-Ямская», презентовавшее выжившим 256 подарочных наборов. Одаренные находили в пакете две пачки чая, банку кофе и печенье. Ну, и открытку от муниципалитета. Нельзя не вспомнить, что в 2014 году этот же муниципалитет умудрился указать целью закупки «формирование в сознании ветеранов положительного образа государства» и «утверждение ветеранов во мнении, что государство в лице муниципальной власти помнит о них», что в свою очередь «должно наполнять сердца людей счастьем и гордостью за то, что они внесли весомый вклад в дело воспитания благодарных потомков».
А если вдруг блокадники забудут о «благодарных потомках» из МО, они могут почитать об их деяниях в местной газете, на которую муниципалитет потратил 1,3 млн рублей. Или попросить прокатить их на новеньком легковом фольксвагене, купленном муниципалами в прошлом году за 713 тысяч.
МО «Сестрорецк» предпочло и вовсе вариант лайт, потратив на все траурные мероприятия 29 тысяч рублей. 27 января состоится торжественное возложение венков к нескольким мемориальным военным комплексам в Сестрорецке, для чего будет нанят профессиональный ведущий и закуплено 250 гвоздик. Впрочем, не всегда муниципалы столько скупы. В этом году они выделят 2,5 млн рублей на трансляции передач о своей работе на Сестрорецком кабельном телевидении, совладельцем которого является местный депутат Николай Заборовский. И 2,7 млн – на издание газеты «Здравница Санкт-Петербурга», в которой подробно рассказывается о деятельности муниципалитета.
Столько же потратит Стрельна, заказавшая в честь памятной даты траурный митинг.
Фуршет в Финляндском округе выгодно отличает разнообразие стола. Пришедшим блокадникам предложат целых три бутерброда, порцию салата «Домашнего», один банан, два мандарина, пирожок, пирожное, три стопки водки, два бокала вина, минеральную воду и сок. Весь банкет на 130 человек обойдется округу в 300 тысяч рублей. На допечатку различной полиграфии (например, брошюр с итогами года от муниципалитета или советами по борьбе с терроризмом) округ зарезервировал 4,7 млн рублей.
Как следует из контрактов, опубликованных на официальном сайте госзаказа, блокадники МО «Васильевский» и вовсе остались без праздничных подарков. Вместо этого администрация предложила устроить концерт и возложить венки. Стоимость организации – 320 тысяч рублей.
С другой стороны, нельзя сказать, что местные власти совсем не заботятся о людях. Например, почти в полмиллиона обойдется контракт на посещение бассейна «для жителей округа». Как сказано в ТЗ, списки допущенных «жителей» будут предоставлены администрацией. Однако на сайте или в местной газете «Муниципальный вестник округа № 8» (издание которой обходится в 1,1 млн рублей) о возможности укрепить свой организм людей не извещали. Всего контракт предусматривает 1700 посещений в год, то есть если один «житель» будет посещать бассейн два раза в неделю, абонемента хватит на 20 человек. Примерно столько человек заседают в местном совете и администрации.
Соседний муниципальный округ «Морской» проведет для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда праздничный концерт и траурную церемонию на Смоленском кладбище, на котором будет работать полевая кухня (греча с тушенкой, пирожки) за 100 тысяч рублей. Смета обоих мероприятий составит около 100 тысяч рублей. Это меньше, нежели Морской потратил на организацию курсов по дыхательной гимнастике и психогигиене для народных избранников.
Без подарков останутся 300 приглашенных на вечер памяти в МО «Ломоносов». Жителям обещают устроить концерт с музыкой военных лет и приветственным словом от руководства администрации. Смета полуторачасового мероприятия перевалила за 444 тысячи. А потом все желающие смогут прочитать репортаж о торжествах в местной газете, на которую округ в общей сложности тратит ежегодно 1,3 млн рублей.
На этом фоне щедрым выглядит продуктовый набор от МО «Лахта-Ольгино», куда помимо традиционной открытки с теплыми словами от депутатов и администрации положили пачку чая, кофе, вафельный торт, рижские шпроты и дефицитную семгу. Остается надеяться, что санкционный продукт позже не изымут и не уничтожат. Всего муниципалитет приготовил 100 таких подарков за 237 тысяч рублей. На печать собственной газеты они потратили всего 600 тысяч рублей.
Есть округа, в которых представителям местной администрации даже удастся заработать на памятной дате. Так, 28 января для ветеранов МО «Дачное» пройдет праздничный вечер, на который выделили 200 тысяч рублей. Организует банкет общественная организация «Отчизна», учредителем которой числится депутат Дачного Александр Волков.
Но не каждый контракт муниципалов производит впечатление жесткой экономии на тех, кто «не забыт». Так, МО № 54 приготовило для ветеранов тысячу термосов, заплатив за это 750 тысяч рублей. И это один из немногих муниципалитетов, где количество подарков совпадает с приблизительным числом проживающих блокадников. В то время как в большинстве контрактов фигурируют цифры в десять раз меньше.