Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Прослушивание новосибирской оперы закончилось фарсом

Общественная палата пыталась провести разбор полетов Владимира Кехмана

Полным провалом завершилась попытка провести общественные слушания по проблемам Новосибирского театра оперы и балета для того, чтобы добиться отставки его директора Владимира Кехмана. В ходе мероприятия, которое проводилось в областной научной библиотеке под эгидой Общественной палаты региона, противники директора не только не смогли добиться принятия хоть какой-нибудь резолюции, но и не сумели даже сформулировать обвинения в его адрес.

Полным провалом завершилась в четверг, 4 февраля, попытка провести общественные слушания по проблемам Новосибирского театра оперы и балета для того, чтобы добиться отставки его директора Владимира Кехмана. В ходе мероприятия, которое проводилось в областной научной библиотеке под эгидой Общественной палаты региона, противники директора не только не смогли добиться принятия хоть какой-нибудь резолюции, но и не сумели даже сформулировать обвинения в его адрес. Кехман же довольно внятно объяснил, что в отечественных театрах балетных спектаклей всегда будет примерно раза в два больше, чем оперных, а также то, что транспортной проблемой зрителей должна заниматься местная власть. Поразительно, но весь вчерашний день в соцсетях фиксировался неуклонный рост числа сторонников нового директора театра среди тех, кто еще недавно его недолюбливал. Судя по публикациям в интернете, Владимир Кехман им явно стал импонировать как человек, который готов нести ответственность за собственные поступки и слова. Все это происходило на фоне приближающейся премьеры оперы «Турандот», билеты на которую уже несколько дней как распроданы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Владимир Абрамович, поскольку вы участвуете в судебных процессах по своим прошлым бизнес-делам и уже нарушили законодательство по охране памятников, что бы вы там ни говорили... – голос Бориса Мездрича явно дрожал, когда он произносил это, – то я предлагаю передать Мединскому просьбу, чтобы на период следственных действий вас отстранили от должности».

Бывший директор Новосибирского театра оперы и балета взял микрофон уже в самом конце общественных слушаний, когда ему решили дать возможность высказаться. Было видно, что этот момент был действительно наполнен драматизмом, а сам Борис Мездрич чем-то напоминал Канио, исполняющего знаменитую арию в конце первого действия оперы «Паяцы». «Так поступают все порядочные люди, – заявил экс-директор с хрипотцой, которая добавляла трагизма его голосу. – И это будет соответствовать практике, сложившейся в нашей стране».

Но инициатива растворилась в воздухе, и продолжения действия не случилось. Фраза la comedia è finita, которая обычно завершает легендарное произведение Руджеро Леонкавалло, фактически прозвучала секунду спустя, когда сопредседатель Общественной палаты Новосибирской области Юрий Бернадский еще раз сообщил присутствующим, что никакой резолюции по итогам мероприятия принято не будет. 

Показательно, что, комментируя выступление бывшего директора театра на пресс-конференции, которая состоится через полтора часа после слушаний, Владимир Кехман посоветует Борису Мездричу заняться своим здоровьем и написанием книги, а также вспомнит факты, видимо, выявленные в ходе аудита: «Как можно было платить Рубикису (Айнарс Рубикис – бывший главный дирижер театра, – прим. ред.) по 15 тысяч евро за спектакль? Это же вообще недоразумение какое-то. Если вскрыть все цифры гонораров, которые получали, в моем понимании, профессионально неготовые для такой работы люди, то все эти бабушки и дедушки, которые присутствовали на слушаниях, очень бы удивились, сравнив со своей пенсией».

Стоит отметить, что инициаторы общественных слушаний не скрывали, что готовятся дать решительный бой директору НГАТОиБ Владимиру Кехману. Они организовали прямую трансляцию мероприятия в интернете, а кроме того, еще три городских сайта вели текстовую трансляцию акции. И хотя организаторы прекрасно понимали, что у региональной Общественной палаты, под эгидой которой проводилась акция, нет никаких возможностей влиять на решения федеральных органов, у них все-таки была надежда на доступность видеозаписи мероприятия. «Будьте уверены, что это будут единственные региональные слушания, которые точно посмотрят в Министерстве культуры РФ», – писали в своих агитационных материалах представители движения «Искалеченный Новосибирск», видимо, рассчитывая на экстравагантные заявления директора театра.

Однако в ходе мероприятия Владимир Кехман довольно уверенно отвечал на возникающие вопросы. Так, на предложение проректора Новосибирского театрального института Ирины Яськевич сбалансировать репертуар, где количество балетов явно больше, чем опер, директор театра ответил, что Россия не Италия, где более популярно оперное искусство. «К сожалению, хочу вас расстроить, заполняемость оперы – ниже 50 процентов, – сказал Владимир Кехман. – В России за последние 20 лет традиция балетного и оперного репертуара сложилась следующая: в театрах за сезон исполняется приблизительно 170–180 балетов и 80–100 опер. Все-таки опера – это элитное искусство, а балет, как говорил Темирканов, должен быть красивый и глупый. У нас в театре баланс балета и оперы будет примерно 65 на 35 %».

«Вы видели «Бориса Годунова»? – поддержал директора музыкальный руководитель театра Дмитрий Юровский, когда прозвучали обвинения о том, что театр зачастил с концертными исполнениями опер. – А будет еще «Турандот». Я не могу назвать их концертным исполнением, если есть декорации и костюмы, а певцы поют наизусть. Речь о чистом концертном исполнении не идет. Независимо от того, в какой форме исполняется произведение, мы подходим к этому очень серьезно».

Как сообщил «ФедералПресс» Владимир Кехман, первую серьезную оперную постановку театр намерен осуществить не раньше сезона 2017–2018 годов. «Но до этого момента мы будем оперной труппой с частотой раз в два-три месяца тестировать известные оперные названия, – сообщил директор. – Все-таки Дмитрию Юровскому нужно время для того, чтобы привлечь в театр кого-то, кто мог бы поставить достойный спектакль».

Неожиданно для присутствующих Владимир Кехман взял на себя ответственность за реконструкцию театра, которая была проведена без разрешения органов государственной охраны памятников культурного наследия. На вопрос известного архитектора Игоря Поповского о том, почему не были остановлены работы по предписанию надзорных органов и планирует ли директор театра нести ответственность, Владимир Кехман ответил довольно коротко: «Вся ответственность на мне, что мы начали работы без разрешения. Если суд и прокуратура решат, буду отвечать». Еще более емко и четко Кехман также ответил на вопросы новосибирского журналиста Константина Кантерова, который напомнил, что директор театра является подозреваемым в нескольких уголовных делах, а также находится под угрозой банкротства. Ответ был такой: «В этой стране все вопросы, связанные с обвинениями, решает только суд. Будет суд – будет разговор».

Особенно интересно было наблюдать за реакцией пользователей интернета, которые мало-помалу сочли правильными действия Владимира Кехмана, прекратившего практику предоставления бесплатного автобуса зрителям из Академгородка. После того как директор рассказал о практике, применявшейся в Санкт-Петербурге, где вечернее движение транспорта было организовано с учетом работы театров и концертных залов, люди вдруг стали осознавать, что такого рода решения должны находиться в компетенции местных властей. В соцсетях стали появляться посты: «Кехман прав», «Общественный транспорт – позор не руководства театра, а города», «Не так страшен черт, как его оппоненты wink emoticon», «К сожалению, Кехман был лучше».

Но к этому моменту общественные слушания уже стали переходить от стадии трагедии к стадии фарса. Его кульминацией стало выступление депутата заксобрания Анатолия Кубанова, порадовавшегося за Общественную палату, которая, по его словам, пытается ввести цензуру в театре. «Давно пора проверить остальные театры – «Красный факел», Музкомедию, – заявил депутат под общий хохот. – Можно посмотреть, что в цирке творится – вдруг репертуар воздушных гимнастов кого-то не устраивает!»

В таком настроении участники слушаний решили не принимать итоговую резолюцию, подготовленную депутатом горсовета Натальей Пинус, которая уже более полугода является одним из основных драйверов кампании против Владимира Кехмана. Народ уже готов был расходиться, хотя у свободного микрофона продолжала стоять один из лидеров движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер, требуя, чтобы ей дали слово.

«Нет, – жестко пресек возобновление дискуссий ведущий мероприятия, сопредседатель Общественной палаты Новосибирской области Юрий Бернадский, который был явно раздосадован «посыпавшимся» регламентом. – Вот вам я точно слово не дам».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.