Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Новосибирский арбитраж ждет новой волны самобанкротств

В регионе растет число граждан, готовых признать себя несостоятельными

В прошлом году дел во всех смыслах этого слова у Новосибирского арбитражного суда добавилось – об этом свидетельствует статистика судебных разбирательств. В каких сферах экономики стало больше судебных споров, увеличилось ли количество заявлений о банкротстве, с чем связан рост числа споров по различным договорам – актуальных вопросов немало...

В прошлом году дел во всех смыслах этого слова у Новосибирского арбитражного суда добавилось – об этом свидетельствует статистика судебных разбирательств. В каких сферах экономики стало больше судебных споров, увеличилось ли количество заявлений о банкротстве, с чем связан рост числа споров по различным договорам – актуальных вопросов немало, но на встрече с журналистами председателя Новосибирского арбитражного суда Елену Козлову больше всего спрашивали о реализации в Новосибирской области закона о банкротстве физических лиц. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сначала председатель Новосибирского арбитражного суда, избегая разговора о конкретных делах, рассказала, чем запомнился судьям год минувший и чем он отличался от двух предыдущих лет. В 2016 году в суд поступило 24 тыс. 689 дел, при том, что годом ранее показатель был скромнее – 23 тыс. 611 дел. Но документооборот весьма велик: 59 судьям пришлось иметь дело с более чем 160 тысячами документов. Доля документов в электронном обороте неуклонно растет – с 2012 года она увеличилась с 7 % тогда до 34 % сейчас. Как заметила Елена Козлова, «электронное правосудие становится все более востребованным».

Всех дел набралось в сумме на 32 миллиарда рублей, но взыскано в итоге было больше половины – 18 миллиардов рублей. Соотношение между различными категориями дел тоже менялось. Выросло число дел по договорам купли-продажи, договорам подряда, договорам оказания услуг. Особо впечатляет рост числа дел по договорам об энергоснабжении: если в 2010 году их было всего 668, то сейчас уже 1971. По большинству категорий рост за год составил более 20 %, что увеличивает нагрузку на судей. Такая картина, по мнению председателя суда, определяется как раз кризисом.

Зато меньше стало дел по оспариванию нормативных документов, об административных правонарушениях, что связано с изменениями внутри самой судебной системы, когда одни категории дел переводят в другие суды, а что-то, наоборот, приходит. Именно поэтому примерно на треть стало меньше дел по законодательству о земле, что судьи, в общем, прогнозировали.

Мировые соглашения, конечно, случаются, но число их не больно-то растет. В 2014 году так завершилось 3,7 % дел, а в прошлом – 4,5 %. Правда, судьи полагают, что в этот список смело можно добавить еще 10 % дел, которые завершились из-за отказа истца от иска, что по факту означает то же соглашение.

Но наибольшее внимание, конечно, привлекла главная особенность прошлого года, хотя закрутилось все только в октябре – речь идет о вступлении в силу закона о личном банкротстве. По этой части Новосибирская область оказалась точно впереди России всей, о чем уже поведали различные исследования и рейтинги. Если говорить официальным языком, то картина такова: «В Новосибирской области оказалось довольно большое количество граждан, желающих признать себя банкротами». Причем темп был задан с самого первого дня, когда закон вступил в силу – 1 октября 2015 года заявления о личном банкротстве подали сразу 50 человек! В дальнейшем ажиотаж несколько спал, но по пять-шесть заявлений суд принимает каждый день. За три месяца было получено 333 таких заявления. Интересная получилась статистика: минимальный долг потенциального банкрота составил 136 тысяч рублей, а максимальный – 340 миллионов. 47 банкротов должны от 3 до 10 миллионов, 18 – от 10 до 100 и четверо – более 100 миллионов.

По оценке заместителя председателя Новосибирского арбитражного суда Ольги Дмитриевой, выделять какие-то группы внутри подавших заявление о личном банкротстве пока не получается: это совершенно разные люди, которые, как правило, оказывались в долгах из-за займов или кредитов. Нередки случаи, когда на новосибирце висит от 7 до 13 потребительских кредитов, и так постепенно набегает долг под миллион. Многие набрали долгов из-за незаметного попадания в зависимость по кредитным картам.

Сейчас Новосибирская область по числу заявлений о личном банкротстве опережает соседние регионы в разы. Меньше их, похоже, не будет – в январе поступило 42 заявления о банкротстве. Весьма показательно, что в журнале «Закон» в материалах, посвященных теме личного банкротства, приводятся примеры почти исключительно из Новосибирской области. Почему выделяется именно Новосибирская область? Эксперты, опрошенные «ФедералПресс» оказались единодушны – они полагают, что первопричина лежит в высоком образовательном уровне региона.

Ректор Нового сибирского университета, доктор социологических наук Надежда Вавилина констатировала: «То, что мы сейчас наблюдаем, связано с уровнем образования. То есть наши земляки понимают законодательство, знают его и думают, что они его обхитрят!» Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков полагает, что «Новосибирск – очень продвинутый регион и в плане бизнеса, и в плане знания законов. Вот это и есть причина». Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Артем Скатов также считает, что в регионе много людей, подкованных в плане законодательства, но это явление имеет две стороны: «Все понимают, что личное банкротство – это определенный инструмент защиты, и есть люди, которые готовы его использовать. Но также есть и такие люди, которые погрязли в махинациях и сейчас готовы использовать в своих интересах новый закон. К сожалению, это тоже есть».

По прогнозу судей, число банкротов в 2016 году может еще резко возрасти.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.