Второй месяц руководитель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман и шеф-редактор информационного агентства «Ura.ru» Оксана Панова не покидают информационную повестку в связи с возбужденными уголовными делами.
Второй месяц руководитель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман и шеф-редактор информационного агентства «Ura.ru» Оксана Панова не покидают информационную повестку в связи с возбужденными уголовными делами. Пока участники событий заявляют о давлении на свободную прессу, раздают многочисленные интервью о конфликте с губернатором области и силовиками, правоохранительные органы находят все новые доказательства незаконной деятельности Пановой и Ройзмана, а ряды их сторонников заметно пустеют. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Искали наркотики, нашли раба
Представители следственного управления СК России по Свердловской области и областного управления МВД провели обыски в офисе фонда «Город без наркотиков», реабилитационном центре в поселке Изоплит и в квартире вице-президента фонда Евгения Маленкина.
«Мероприятия преследуют цель отыскать предметы, документы и иные носители информации, имеющие значение для полного, объективного и всестороннего расследования уголовного дела, возбужденного в июня 2012 года по ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы)», – заявил «УралПолит.Ru» пресс-секретарь областного главка МВД Валерий Горелых. На данный момент основным подозреваемым по делу проходит «старший» в женском реабилитационном центре Игорь Шабалин, который по решению суда заключен под стражу.
Как рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» начальник отдела по борьбе с оргпреступностью ГУ МВД по Свердловской области Константин Строганов, в женском реабилитационном центре в поселке Сарапулка правоохранительные органы искали записи с камер видеонаблюдения, которые были расположены в здании центра: «Этого никто не скрывает, но нам видеозаписей не предоставили, хотя они существенно помогли бы в расследовании уголовного дела. В ходе расследования появилась информация, что людей туда доставляли насильно, это фиксировалось камерами наблюдения, а через час «обработки» эти же самые люди говорили, что согласны на лечение добровольно. Мы на 100 % уверены в существовании этих записей. Более того, мы уверены, что сможем предоставить их в суд. Но в фонде предпочли их скрыть». Аналогичные записи, по его словам, искали и в мужском реабилитационном центре на Изоплите. «Вторая причина обысков заключается в том, что фонд предоставил следователю не все запрошенные документы по своей деятельности, в частности – по доходам и расходам от содержания реабилитантов. «Город без наркотиков» позиционирует себя как благотворительный фонд, но при этом реабилитацию проводил за деньги, которые им платили родители и родственники реабилитантов или лица, заинтересованные в том, чтобы человек находился в реабилитационном центре. Часть этой бухгалтерии уже найдена», – рассказал Строганов.
В квартире Маленкина силовики изъяли лишь айпад его супруги. Самого Евгения Маленкина правоохранительным органам застать по месту жительства не удалось – еще 29 октября он покинул Екатеринбург: «В отпуске не был несколько лет. Давно планировал съездить в паломническую поездку, по святым местам. Маршрут очень насыщенный. Телефон не беру, чтоб не отвлекаться. Не теряйте. Приеду после 30 ноября», – написал соратник Ройзмана в своем блоге. Отпуск Евгения Маленкина удивительным образом совпал с вызовом его в полицию – на 30 октября в областном управлении СКР был запланирован его допрос по уголовному делу о незаконном удержании реабилитантов в фонде. О необходимости посетить управление Евгений Маленкин был извещен, однако предпочел уехать из Екатеринбурга. В связи с этим, как рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» официальный представитель СУ СКР по Свердловской области Максим Чалков, следователь объявил Евгения Маленкина в федеральный розыск.
Представители фонда «Город без наркотиков» настаивают на том, что все следственные мероприятия правоохранительных органов – не что иное, как давление на фонд со стороны силовиков, которые проводят следственные действия с нарушениями: «Мы будем обжаловать все сегодняшние действия полиции и следователей, все документы, которые они составят по итогам обысков, так как допущены нарушения. Меня не пустили в помещение, хотя там находится мой адвокатский кабинет. Я допускаю, что следователям интересно посмотреть, какие у меня документы, адвокатские досье, как мы собираемся строить защиту по этому уголовному делу, но обыск в том виде, как сейчас, – нарушение», – заявила юрист фонда Анастасия Удеревская.
Сам Евгений Ройзман, который не имеет никакого юридического отношения к фонду, от официальных комментариев воздерживается. Ход следственных мероприятий в социальных сетях (не сдерживаясь в выражениях) комментирует лишь его помощник, 17-летний «гражданский активист» Вениамин Помазкин.
К слову, внимание силовиков к деятельности фонда связано еще и с работой так называемых «оперативников» – людей, которые проводили операции по выявлению наркопритонов: «Есть информация о том, что в ряде случаев при участии в задержании лиц, подозреваемых в наркоторговле, сотрудники фонда подбрасывали им наркотики. Мы отрабатывали версию, что какая-то часть веществ, используемых в этих целях, могла храниться в центральном офисе. Могу сразу сказать, что проверка с помощью служебной собаки показала отсутствие наркотиков в здании на Белинского, но в этом нет ничего удивительного – последнюю неделю Ройзман не скрывал, что готовится к обыскам», – заявил Строганов «УралПолит.Ru».
По его словам, в реабилитационном центре на Изоплите правоохранительные органы обнаружили раба – мужчину средних лет, который заявил, что не является наркоманом или уголовником и удерживался там насильно. «При обыске на Изоплите сразу два человека заявили о том, что их там удерживают насильно. При этом один из них, пожилой мужчина, заявил, что не является ни алкоголиком, ни наркоманом и содержится здесь фактически в качестве раба, стирая белье. По его словам, после освобождения из мест лишения свободы он ночевал на одном из стадионов Екатеринбурга. Местные жители по какой-то причине решили позвонить в «Город без наркотиков», мол, тут бомж спит. Боевики фонда приехали и забрали его на Изоплит, где удерживали до сегодняшнего дня. По заявлению проводится проверка, после которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела», – рассказал он.
Новые потерпевшие в деле «Ura.ru»
Тем временем расследование уголовного дела в отношении подруги Ройзмана, шеф-редактора «Ura.ru» Оксаны Пановой в полном разгаре. Она официально стала подозреваемой по уголовному делу о вымогательстве и накануне ей была определена мера пресечения – подписка о невыезде. Уголовное дело было возбуждено по заявлению генерального директора Областного телевидения Антона Стуликова, у которого, по версии следствия, Панова вымогала порядка 3 млн рублей.
Сама редактор утверждает, что заявление Стуликова – донос. «На допросе попросила следователя провести очную ставку со Стуликовым. Сначала не хотел, а потом внес в протокол. 7 ноября в 11:00. Посмотрю Антоше в глаза. Если решится прийти, конечно», – пишет Оксана Панова на своей странице в «Фейсбуке».
Ее адвокат Сергей Колосовский в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» заявил, что Панова попытается привлечь Антона Стуликова к ответственности. «Она говорит, что деньги, которые она якобы вымогала у Стуликова, – это деньги облбюджета, которые почему-то через ОТВ шли на PR-кампании, и намерена привлечь Стуликова к ответственности», – заявил он.
Сам Антон Стуликов в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» заявил о том, что события вокруг этого уголовного дела развивались иным образом. «На самом деле, я не понимаю, почему это (очная ставка, – прим. «УралПолит.Ru») подается как инициатива Оксаны. Меня во время разговора со следователем, две или три недели назад, сразу предупредили: «Будете готовы подтвердить во время очной ставки?», сказал: «Конечно, готов». Конечно, приду. Меня вызвали, допросили, сделали свои выводы. Все то, что я проговорил, я готов отстаивать, поддерживать, проговаривать снова и снова на любом уровне. Больше сказать нечего, а меньше говорить не буду. Все остальное – спекуляция. Это бизнес Оксаны, она последние 15 лет так играет», – заявил он.
Наряду с этим продолжается расследование уголовного дела о пропаже со счетов агентства 10 млн рублей, о чем заявили австрийские партнеры Пановой – компания BF Ten Holding GmbH. Австрийцы также пытаются доказать, что Оксана Панова в ходе сделки в конце прошлого года продала им «пустышку». Как сообщили «УралПолит.Ru» сегодня, 2 ноября, в пресс-службе областного управления МВД, в ведомство поступило официальное заявление от представителя BF Ten Holding GmbH о привлечении Пановой к ответственности за совершение хищения путем мошенничества денежных средств в сумме 5 миллионов долларов США.
На фоне этих разбирательств и фонд «Город без наркотиков» и Оксана Панова стремительно теряют поддержку. Так, от проблем «Ura.ru» практически самоустранился юрист агентства Андрей Бельянский, который ранее заявлял, что является адвокатом (при этом в его офисах также прошли обыски), а спустя три недели отказался от защиты. В комментарии «УралПолит.Ru» он заявил о том, что адвокатом по делу о хищении является Сергей Колосовский – юрист, который присоединился к защите спустя несколько дней после того, как было заведено уголовное дело. «Я занимаюсь юридическим сопровождением деятельности организации. По уголовным делам интересы сотрудников представляет другой адвокат – это разделение абсолютно логично», – утверждает он.
Поддержка Ройзмана также тает на глазах, несмотря на его регулярные угрозы «вывести людей на улицы». Еще летом, когда силовики впервые наведались в реабилитационные центры фонда, его поддержать приходили около сотни человек, а сегодня количество его сторонников составило не больше десятка.
Опыт организации массовых мероприятий у ГБН есть – в в 2010 году, после того как сотрудник нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» был осужден на два года, фонд при активной поддержке таблоида Пановой провел митинг в центре Екатеринбурга. Теперь у Ройзмана есть отличный шанс проверить, есть ли у него и фонда сторонники за пределами соцсетей. Рискнет ли он это сделать, станет ясно в ближайшие дни.
Фото с сайта ГУ МВД по Свердловской области


