Накануне, 9 сентября, окончил свою работу саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который проходил во Владивостоке. «Курорты Северного Кавказа» смогли представить на саммите свой проект развития курортов Северного Кавказа, об этом «ФедералПресс.Юг» сообщили в пресс-службе госкорпорации.
Накануне, 9 сентября, окончил свою работу саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который проходил во Владивостоке. «Курорты Северного Кавказа» смогли представить на саммите свой проект развития курортов Северного Кавказа, об этом «ФедералПресс.Юг» сообщили в пресс-службе госкорпорации. Экспертный канал выяснил у независимых экспертов, интересен ли вообще проект для иностранных инвесторов и какие риски они в нем видят, безопасен ли проект с точки зрения экологии и насколько успешно ведется продвижение корпорации за рубежом. Собранный материал говорит о том, что с развитием госкорпорации, мягко говоря, не все так гладко, как пытаются представить журналистам и общественности. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».
Инвесторы рискуют
Первый заместитель генерального директора ОАО «КСК» Ислам Назаралиев заверяет, что ОАО «Курорты Северного Кавказа» уделяет большое внимание развитию сотрудничества с зарубежными инвесторами. «Уже заключены соглашения о сотрудничестве по реализации проекта туркластера с крупнейшими частными корпорациями Китая «Далянь Ваньда Груп Ко., Лтд.» и «Чайна Оушенуайд Холдингс Груп Ко., Лтд.». Работает совместное российско-корейское предприятие Eurasia Energy Holdings Pte. Ltd., ориентированное на развитие энергетики с применением «зеленых» технологий на Юге России», – сообщили «ФедералПресс.Юг» в пресс-службе госкорпорации. Там добавили, что в курортную инфраструктуру туристического кластера намерена инвестировать сингапурская компания Suprema Associates. При этом ведется работа по расширению круга партнеров из Сингапура, чей опыт в реализации крупных туристических проектов также представляет для КСК большой интерес.
В июле во время визита премьер-министра Италии Марио Монти в Россию был подписан протокол, подтверждающий намерения о сотрудничестве между ОАО «Курорты Северного Кавказа» и итальянским строительным концерном de Eccher. По сообщению пресс-службы КСК, итальянский холдинг Rizzani de Eccher готов привлечь от инвестфондов и девелоперов до 1 млрд долларов в строительство коммерческой и гостиничной инфраструктуры кластера, создаваемого на Северном Кавказе.
По мнению некоторых экспертов, иностранные инвесторы подвергают свои средства большому риску, намереваясь инвестировать в Северный Кавказ. «Пока не решен вопрос безопасности, никакого массового туризма там не будет. Это грозит тем, что с очень большой вероятностью проект будет убыточен, причем все убытки будет нести государство», – цитирует портал «Свободная пресса» слова директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич.
Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин уверен, что иностранных туристов меньше всего беспокоит тема безопасности – «им важно, чтобы был качественный сервис». Об этом полпред заявлял ранее на встрече с северокавказскими журналистами в Ессентуках. Кроме того, по словам Хлопонина, для привлечения потенциальных инвесторов к проекту Северокавказского туристического кластера правительством уже разработана система государственных гарантий, которая позволит в случае форс-мажорных обстоятельств, таких как теракты или боевые действия, вернуть до 70% вложенных средств.
Для иностранных инвесторов важно, чтобы курорты Кавказа стали не символом экстремального туризма, а безопасности. И для этого важен не только мир в регионе, но и стабильность политической системы России в целом
Сами зарубежные инвесторы перечисляют среди возможных рисков, связанных с проектом КСК, не только вопросы безопасности, но и в целом – политической обстановки. Так, например, Георг Айзат, итальянский предприниматель, управляющий одним из новых лыжных курортов в Италии и основатель компании «Техно Альпин», ведущей в производстве снегоустановок, в своем интервью для «ФедералПресс.Юг» отметил, что инвесторы обращают особое внимание на политические перемены в регионе, куда они намереваются вложить средства. «Если интересы региона или государства во время строительства кардинально меняются, то весь проект рискует потерпеть крах. Стабильность в этом отношении для инвесторов очень важна», – пояснил Айзат экспертному каналу.
Итальянский предприниматель к возможным рискам отнес и недостаточно тщательную планировку проекта. Также усилить риск инвесторов могут и неопытные архитекторы и инженеры. «Только в том случае, если в работе были задействованы лучшие планировщики, только тогда риск неверного планирования будет взят под контроль. В противном случае – в результате всего будет много проигравших», – уверен собеседник.
Айзат обратил внимание и на то, что в проекте основные виды инфраструктуры, такие как электричество, водоснабжение, канализация, телефон, дороги и аэропорт должны быть построены и сданы в эксплуатацию заранее. «Чтобы при завершении строительства лыжного курорта все тут же могло хорошо функционировать. По опыту знаю, что, как правило, это не так, в результате – запуск курорта очень осложнен. А сильные денежные потери особенно тяжелы, если они происходят в самом начале», – поделился с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» итальянец.
«В целом, инвестиции за границей и в подобные огромные проекты являются всегда рискованными. Поэтому в таких проектах способны участвовать и вливать в них финансовые средства только глобальные финансовые группы», – констатирует предприниматель. Но, по словам итальянца, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Отставание от графика
Пока потенциальные инвесторы анализируют возможные риски, связанные с проектом, появление туристического кластера на Северном Кавказе отстает от изначально намеченного плана уже практически на год. Дело в том, что необходимые для подписания документы от республик Северо-Кавказского федерального округа и КСК должны были поступить в Минэкономразвития еще в ноябре прошлого года. В результате Минэконоразвития до сих пор не может заключить с северокавказскими республиками соглашение, по которому ему в управление перейдут земля и объекты недвижимости, где будут располагаться курорты. «Поэтому оформление земельно-имущественных отношений на территории туристического кластера не завершено полностью ни в одном субъекте СКФО», – сообщают «Известия», ссылаясь на источник в Минэкономразвития.
Работы по созданию кластера начали существенно отставать от графика
Издание передает, что одной из причин, по которой документов до сих пор нет, является то, что у регионов и КСК нет самой земли. Собеседник «Известий» в органах власти на Северном Кавказе, задействованных в этой работе, говорит о том, что в части регионов, например, в Дагестане, земля неожиданно оказалась в частных руках, у родственников чиновников, и теперь за нее требуют гораздо больше денег, чем изначально рассчитывали потратить. По словам собеседника, вероятно, люди воспользовались инсайдерской информацией с помощью родственных связей и в определенный момент земли купили. А пока эти земли не переданы, на них нельзя ни строить, ни проводить подготовительные работы, их нельзя межевать. «Никто не выделит госфинансирование на проект, под который еще не выделен земельный участок. То есть это базовый вопрос, без которого дальше двигаться нельзя», – цитирует издание слова источника.
Замдиректора департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Вадим Третьяков привел изданию другие причины невыполнения графика: «Причины срывов сроков отчасти объяснялись географическим положением площадок туристического кластера, а также плохими климатическими условиями. Кроме того, следует учесть, что объем работ по формированию полного пакета вышеуказанных документов занимает достаточно продолжительное время».
Следует отметить, что в пресс-службе КСК утверждают: никаких срывов сроков нет.
По мнению некоторых наблюдателей, проект КСК представляет собой очередной источник для «распила» поступающих сюда миллиардов. Так, политолог Ростислав Туровский прокомментировал электронной газете «Век»: «Никто не отменял проблем с коррупцией на Северном Кавказе. Вопрос в том, насколько прозрачным будет распределение средств? Пока нет оснований считать, что деятельность правительства и государственных корпораций станет более открытой, подконтрольной обществу. Если что-то и будет меняться в этой сфере, то очень медленно».
Как уже сообщал «ФедералПресс.Юг», создание кластера стало возможным после принятия фракцией «Единая Россия» в Госдуме в ноябре прошлого года поправок, смягчающих природоохранное законодательство. Активным лоббистом этих изменений выступил председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» сенатор от Краснодарского края Ахмед Билалов.
«Депутаты находятся под пятой исполнительной власти, им продиктовали из Кремля как голосовать, – прокомментировал «ФедералПресс.Юг» принятие законопроекта лидер «Яблока» Сергей Митрохин, обращавшийся к парламентариям с просьбой отклонить поправки. – Под видом развития курортной отрасли в туристическом кластере официально разрешат застройку фактически частными резиденциями уникальных биосферных заповедников. Уверен, строительство туристического кластера в условиях коррупции превратится в разворовывание денег, чиновники обеспечили себе очередную кормушку. До жителей эти деньги не дойдут».
Эксперты опасаются, что вместо интересного и захватывающего туризма объекты КСК могут превратиться в инструмент лишь для выкачивания денег и лишнее препятствие для местных жителей. Подобное уже произошло в Гуамском ущелье
То, как обустраиваемые туристические зоны превращаются в большей частью коммерческое предприятие, наглядно демонстрирует ситуация в Гуамском ущелье Апшеронского района Краснодарского края. Это чудо природы сейчас претендует на включение в число объектов КСК. Несколько лет назад на пути туристов здесь появился забор, который открывался только для пассажиров узкоколейного поезда. Попасть на него можно было только купив билет. Впрочем, в вечернее время оставалась возможность свободного прохода. Несколько недель назад и эта возможность была закрыта, и теперь здесь можно пройти только через кассу. Администрация заповедника это объяснила целями безопасности, якобы туристам здесь угрожают камнепады и прочее. Примечательно, что на самом деле езда на поезде не менее опасна, поскольку составы уже неоднократно падали с обрыва. Полное перекрывание пути в ущелье вызвало другую проблему – обострение отношений с местными жителями. Жители п. Мезмай, для которых дорога по узкоколейке чуть ли не единственная связь с внешним миром, по данным источников «ФедералПресс.Юг», намерены перекрыть ущелье.
Продолжение следует