В парламенте Бурятии ведутся жаркие споры, как восстановить небольшой поселок Джида недалеко от границы с Монголией, практически заброшенный после передислокации полка бомбардировщиков Су-24 в Челябинскую область. Оставленный Министерством обороны РФ поселок потерял рабочие места и веру в светлое будущее.
В парламенте Бурятии ведутся жаркие споры, как восстановить небольшой поселок Джида недалеко от границы с Монголией, практически заброшенный после передислокации полка бомбардировщиков Су-24 в Челябинскую область. Оставленный Министерством обороны РФ поселок потерял рабочие места и веру в светлое будущее. В среду, 27 июня, на очередной сессии в рамках правительственного часа депутаты и представители правительства обсудили перспективы социально-экономического развития бывшего военного городка. Депутат Народного Хурала Сергей Пашинский попросил коллег не принимать скоропалительных решений, но поддержать поселок. Правда, до конкретных мер еще далеко. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«В Джиде практически царит запустение: ситуация вроде бы поправляется, но с другой стороны это мало заметно, – с горечью отметил Пашинский. – Людей сейчас волнует, как пройдет зимовка. Полумеры в этом вопросе не нужны, нужна конкретная работа по решению проблем. И я хочу услышать, что эти люди не будут брошены и нормально перезимуют. Думаю, нужно взять этот поселок под особый контроль и вывести его потихоньку из кризиса, потому что люди ошарашены. Главное, не поторопиться и не наворотить еще больше».
Для местных жителей больше всего, конечно, «наворотило» Минобороны, которое было для Джиды своеобразным градообразующим предприятием. Оршанский бомбардировочный полк перебазировался на территорию поселка примерно в 40 километрах от границы с Монголией в 1968–1969 годах. В 1974 году сюда же перебросили зенитно-ракетную бригаду, возвели военный городок. Здесь же был построен большой аэродром, спроектированный под две взлетно-посадочные полосы, на которые может приземлиться практически любой самолет. По свидетельству жителей поселка, навещать военную авиацию приезжал сам маршал СССР Андрей Гречко. Однако славный поселок Джида оказался на грани исчезновения более года назад в связи с передислокацией военной части № 62286 в Челябинскую область. В результате в 2010–2011 годах Джиду покинуло более двух тысяч человек – примерно 40 % жителей.
Как сообщил и. о. вице-премьера правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик, 21 % трудоспособного населения получили уведомления об увольнении, уровень общей безработицы мгновенно вырос с 7,1 % до 20 %. Жители столкнулись с проблемами, о которых прежде и не думали: увольнения, безработица, участившиеся кражи. Оставленные военными дома стали легкой наживой для воров, были закрыты многие магазины. Вскоре гражданское население также бросилось из поселка, оставляя пустые квартиры и еще большее уныние. В настоящее время квартиры в Джиде заселены в шахматном порядке: двадцать пустующих квартир на двадцать заселенных.
Размер консолидированного бюджета снизился на 40,4 млн рублей. Для предотвращения дальнейшего кризиса при правительстве была создана рабочая группа во главе с Александром Чепиком. «Основная проблема, по которой было невозможно предотвратить критическое развитие событий, это закрытый тип городка, на его территорию попасть было невозможно, – отметил в своем докладе зампред. – Военный городок открылся и стал доступен для инвентаризации только с 17 апреля».
Депутаты Народного Хурала вспомнили об имуществе, оставшемся после отъезда военных. Уже готов список объектов, передаваемых республике: инфраструктура поселка, включая котельную и сети водоснабжения, десять 80-квартирных домов, два 70-квартирных, один четырехквартирный, а также некоторые другие объекты. Депутатов особенно заинтересовал вопрос со взлетно-посадочной полосой и ангарами аэродрома, однако данные объекты не могут запускаться в эксплуатацию республиканскими властями, так как по-прежнему остаются в собственности Минобороны.
Депутат Иринчей Матханов напомнил правительству, что после передислокации остался и еще один нужный объект: «Насколько я помню, на Джидинской авиабазе имеется крупнейшее в регионе бензохранилище, которое ОАО «Славянка» сейчас планирует продать. У нас Закаменский район заинтересован в покупке, это бензохранилище пригодится району и республике, можно осуществлять поставки в Монголию». Александр Чепик не смог ответить на данное предложение, но пообещал, что правительство обязательно рассмотрит этот вопрос и в дальнейшем вынесет на обсуждение.
Депутат от «Справедливой России» Сергей Пашинский, сам уроженец Джидинского района, предложил не торопиться с решениями, а подойти к вопросу взвешенно. В первую очередь, по мнению Пашинского, необходимо обеспечить жителей нормальными условиями для жизни. В конце марта с рабочим визитом депутат посетил Джиду и напрямую пообщался с ее жителями.
«Этот поселок 30 лет работал вместе с военными, и не только Джида, но и два ближайших села получали рабочие места, – отметил эсер. – Люди в отчаянии, они спрашивают, как им жить. Сегодня требует ремонта котельная, если ее бросят, то у нас просто физически не хватит времени построить новую котельную. Ситуацию в целом тормозит Минобороны. Министерство должно было передать имущество в сопровождении денег, но они не передают его».
Депутат предложил пока обратить внимание на другие вопросы. Пашинский опасается, что если торопить процесс передачи имущества, то «можно получить «голые» стены, потому что Минобороны отдаст эти стены без денег». «Им это даже на руку, потому что они не потратят никаких средств, а нам достанутся убытки», – отметил справедливоросс.
Решая судьбу поселка, Народный Хурал учел позицию эсера и принял постановление, уделив внимание первоочередным проблемам брошенной Джиды. Изначально предполагалось построить новую котельную за 25 млн рублей, но в итоге законодатели пока ограничились рекомендациями. Депутаты предложили правительству Бурятии «обеспечить сохранность жилого фонда, оказать господдержку малому и среднему предпринимательству, в том числе в реализации инвестпроектов на территории поселка». Кроме того, депутаты рекомендовали правительству привлечь средства из федерального бюджета, чтобы решить вопрос безработицы.


