В Новосибирске после полуторамесячного скандала все же открылась выставка «Родина», организованная галеристом Маратом Гельманом. Директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова подтвердила, что противодействие областных властей удалось преодолеть с помощью миллиардера Михаила Прохорова.
В Новосибирске после полуторамесячного скандала все же открылась выставка «Родина», организованная галеристом Маратом Гельманом. Директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова подтвердила, что противодействие областных властей удалось преодолеть с помощью миллиардера Михаила Прохорова. Художники говорят, что Новосибирск стал одним из самых консервативных городов, а «любое художественное событие становится политическим жестом». Правда, оппонентов они называют «кликушами». Те требуют от организаторов выставки уважения к людям. Подробности о скандальной выставке – в материале «ФедералПресс».
«Новосибирск – это очень консервативный город, – заявила «ФедералПресс» Анна Терешкова. – Отсюда многие хотят уехать, потому что здесь неинтересно: некуда сходить, нечего посмотреть. Но я хочу жить здесь, хочу, чтобы здесь жили мои дети. И нам нужно сами создавать среду на все вкусы. Человек должен иметь возможность посмотреть вокруг себя на 360 градусов и выбрать то, что ему нравится. А ведь именно наш город всегда был культурным и свободным, здесь можно было показать все, что угодно, заставить людей спорить. Поэтому обидно, что выставку «Родина» готовы принять государственные музеи в Красноярске, в Томске, но в Новосибирске ее представлять было нельзя».
В выставке участвует и работа новосибирской арт-группы «Синие носы»
Скандал в Новосибирске продемонстрировал, что современное искусство становится политическим. По крайней мере, такая судьба постигла и выставку «Родина». Как сообщал «ФедералПресс», изначально провести ее планировалось в мае в Новосибирском областном краеведческом музее. Однако затем на художников началось давление. После обращения депутатов Законодательного собрания и общественников министерство культуры Новосибирской области заставило краеведческий музей отказаться от выставки. Анна Терешкова договорилась с собственниками бывшего аэропорта Северного о размещении экспонатов. «Но затем нам сообщили о разрыве договора аренды. Сказали: мы не хотим портить отношения с властью», – отметила Терешкова.
«Если эта выставка вызывает значительные разногласия в гражданском обществе – она не должна размещаться на площадях государственного музея, – заявил в блоге 14 мая губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. – Пусть ее дальнейшую судьбу и форму проведения определят частные лица, заинтересованные в ее организации».
Вице-премьер Новосибирской области Виктор Козодой пояснял «ФедералПресс», что возлагать ответственность за ситуацию вокруг «Родины» на региональные власти принципиально неправильно. Ведь это частная выставка, и ее проблемы организаторы должны были решать частным образом. По его словам, аэропорт Северный «не очень соответствовал требованиям», организаторы «заключили плохое с юридической точки зрения соглашение». «Если мы посмотрим на то, что творится сейчас в Краснодаре, получается, что прежде чем организовывать в каком-то городе выставку, нужно устроить скандал. Поэтому то, что произошло в Новосибирске, лично меня не удивляет, это часть технологии», – констатировал Виктор Козодой.
На картине «Заседание Федерального Собрания» герои известной картины Репина оказались современными политиками
Через два дня Михаил Прохоров написал в блоге, что губернатор взял на себя роль главного «регионального мракобеса». Олигарх пообещал «тряхнуть стариной» и использовать связи в Кремле, чтобы добиться смены главы региона. Вскоре после этого стало известно, что выставка «Родина» пройдет на площадке «Сибирской ярмарки». Наблюдатели связали это с резким заявлением миллиардера. Тем не менее, о причинах изменения ситуации организаторы не говорят. «Нам помог Михаил Прохоров, деньги даже на аренду помещения пришли из его фонда», – кратко подтвердила «ФедералПресс» Анна Терешкова.
«Эта выставка началась в Перми, а стала новосибирской, – говорит Марат Гельман. – Я считаю, что это новосибирская выставка. И вполне возможно, что такая рабочая, революционная подача, может быть, больше соответствует сути выставки. В Перми было художественное видение, а здесь не только художественное».
В соседних регионах также отмечают политизацию искусства в Новосибирске. По словам координатора Сибирского фонда поддержки современного искусства Сергея Самойленко, красноярские художники упрекают здешних коллег в том, что их деятельность связана с политикой. «Это не наша беда, потому что художественный жест в Новосибирске обязательно будет истолкован политически. Возьмите Монстрацию, с которой власти боролись все эти годы», – комментирует Сергей Самойленко.
Терешкова сравнивает выставку «Родина» с выступлением барда Александра Галича в 1968 году в новосибирском Академгородке. «Галича услышали всего 400 человек, но этот шлейф свободы до сих пор витает в умах», – говорит организатор выставки. Художники уверены: скандал вокруг «Родины» обеспечил ей высокую посещаемость. По их рассказам, еще в аэропорту Северном люди приходили, «чтобы оскорбиться», но не смогли этого сделать. Анна Терешкова призывает противников современного искусства посетить экспозицию в «Сибирской ярмарке», чтобы не жить по принципу «Пастернака не читал, но осуждаю».
В инсталляции «Мавзолей» бюстам Ленина предлагается отдать всю Красную площадь
В четверг, 31 мая, во время открытия напротив входа состоялся пикет представителей религиозных и общественных организаций, выступающих за отмену выставки. В акции участвовало около десяти человек, на площадке находилось примерно столько же охранников из специально нанятого охранного агентства. Слова протестовавших заглушала специально приглашенная музыкальная группа, выступавшая перед входом. А Сергей Самойленко назвал противников выставки «демагогами» и «кликушами», на которых современное искусство «действует, как ладан на чертей».
«Банка с клизмами – больная фантазия, но подается как искусство, картина «Целующиеся милиционеры»… стыдно говорить, не знаю, как назвать, – заявил «ФедералПресс» участник пикета координатор клуба православных семей Бердска Иван Квасницкий. – Показываю двуглавое чучело орла – как можно так издеваться над родиной и ее гербом. Вполне возможно, что там есть талантливые художники и картины. Но мухи и котлеты должны быть отдельно. Этот проект – снобизм Гельмана, насмешка над всеми нами. Мы, простые люди, может, не понимаем в искусстве, но не надо издеваться».