Незаконно занятые участки земли, многие из которых когда-то были колхозными и совхозными полями; незаконные постройки – выросшие на месте бывших пунктов приема стеклотары роскошные офисные центры, конференц-залы и даже офисы коммерческих банков в Крыму за два с лишним десятилетия, проведенных в условиях украинской «незалежности», стали обыденным явлением...
Незаконно занятые участки земли, многие из которых когда-то были колхозными и совхозными полями; незаконные постройки – выросшие на месте бывших пунктов приема стеклотары роскошные офисные центры, конференц-залы и даже офисы коммерческих банков в Крыму за два с лишним десятилетия, проведенных в условиях украинской «незалежности», стали обыденным явлением и обозначаются краткими терминами «самозахваты» и «самострои». Новой российской власти Крыма предстоит объяснить гражданам, что если не все, то большая часть того, что 23 года присваивалось и строилось либо по понятиям, либо по принципу «кто смел, тот и съел», теперь подлежит возврату или сносу. По своим масштабам эта задача сравнима с очисткой Авгиевых конюшен, но по длительности и сложности практического выполнения превосходит эпический подвиг Геракла многократно. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».
Самозахваты: протестовать как-то привычнее
На пресс-конференции 6 ноября глава профильной правительственной комиссии Руслан Бальбек сообщил, что списки участников «полян протеста», а проще говоря, самозахватов сдали только десять из 59 лидеров протестных групп. Заместитель председателя Государственного комитета Крыма по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Надир Номанов уточнил, что предоставили списки нуждающихся в наделении участками руководители небольших «полян», а лидеры крупных самозахватов (в том числе в Симферополе и Симферопольском районе) – почему-то нет. Кроме того, по словам Бальбека, муниципальные органы власти должны были предоставить в распоряжение комиссии списки граждан, стоящих в очереди на получение участка в течение последних 23 лет. Однако этих списков тоже нет – они не то пропали, не то и вовсе отсутствовали.
«Все списки тех товарищей, которые спекулировали земельным вопросом, как с одной стороны, так и с другой, есть у правоохранительных органов, – сообщил Бальбек. – Ведется работа, и, поверьте, все люди, которые нуждаются в этом, получат земельные участки».
Перспектива ликвидации самозахватов не вызывает оптимизма отнюдь не только среди сторонников нелегального меджлиса, но даже в среде тех национальных организаций, которые позиционируют себя как пророссийские.
Весьма показательным выглядит заявление пресс-центра ОО «Себат» («Стойкость»). «Активисты «полян протеста» и члены правления ОО «Себат» в последние месяцы провели большую работу в деле донесения проблем земельных акций протеста федеральным органам власти Российской Федерации. Министерство по делам Крыма информировало о доработке законопроекта «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым» в соответствии с предложениями ОО «Себат». Готовилась встреча на государственном уровне с участниками «полян протеста», – говорится в заявлении общественной организации. – Но все это оказалось под угрозой срыва из-за того, что журналисты устроили информационный бум, неправильно истолковав слова главы Крыма Сергея Аксенова о ликвидации всех самозахватов на территории полуострова».
Статья пресс-службы ОО «Милли Фирка» («Народная партия») «Кто роет землю под Сергея Аксенова?», опубликованная в начале ноября и получившая широкий общественный резонанс, объявлена провокационной и с официального сайта ОО «Милли Фирка» уже исчезла, однако ссылка на нее осталась. В статье содержалась критика позиции власти относительно сноса самовольных строений и освобождения всех самозахватов без исключения и высказывалось мнение, что главу республики, эту позицию высказавшего, просто «подставляют» тайные враги.
Стоит отметить, что, несмотря на критику в адрес союзников по борьбе с меджлисом, «Себат» почти также критикует закон республики «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым», используя при этом риторику, весьма напоминающую ту, которой пользовались лидеры нелегального меджлиса, которому и «Себат» и «Милли Фирка» последовательно противостоят.
Авторы заявления считают, что в результате применения упомянутого закона возможности получения участка лишатся 70 % участников «полян протеста», и прогнозируют массовые волнения. А заканчивается заявление ОО «Себат» угрозой в стиле Мустафы Джемилева: «Народ не вышел отстаивать Меджлис, но отстаивать свое право на землю выйдет».
Закон против понятий
Правительство в свою очередь разрабатывает комплекс мер по предотвращению спекуляций земельными участками. В частности, рассматривается возможность введения запрета на отчуждение участка в течение пяти или семи лет с момента его получения. Кроме того, если освоение полученной земли не будет начато в течение трех лет, владелец может быть лишен ее за неэффективное использование.
Министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий предостерег крымчан от начала строительства на неоформленных участках.
«Не спешите, потому что может получиться такая ситуация, когда вы не получите участок в силу того, что будете являться нарушителем и будете вычеркнуты из списка претендентов на его получение, – предупредил министр. – Давайте действовать согласно требованиям, и мы предоставим всем, кто действительно нуждается, земельные участки».
По сообщению Гордецкого, несколько случаев самовольного начала строительства уже было выявлено и пресечено властями.
Впрочем, проблема самостроев, которые достались новой крымской власти в наследство от прежних, куда сложнее. Это касается не только символических хижин из ракушечника, прозванных «туалетами Джемилева», без которых уже трудно представить крымский пейзаж, но и внутригородских построек, возникавших в соответствии с финансовыми возможностями и степенью влиятельности застройщиков, а не с требованиями законодательства и градостроительных норм. В том, насколько далеко все зашло, глава республики в ходе рейда по строительным объектам крымской столицы 8 ноября убедился сам. И, по его словам, пришел в состояние «тихого ужаса».
Сергей Аксенов немедленно дал поручение и. о. главы администрации Симферополя Геннадию Бахареву подготовить соответствующие обращения в прокуратуру.
«Всеми чиновниками, которые принимали решения о выделении земли под эти объекты, должны заняться правоохранители», – заявил Сергей Аксенов и распорядился пересмотреть решения, принятые прежним составом столичного горисполкома перед выборами 14 сентября относительно примерно двух десятков градостроительных объектов, а также предупредил местных чиновников о личной ответственности за все, что творится на вверенной их заботам территории.
«Если руководитель на месте не будет знать, что происходит на территории, которой он должен эффективно управлять в интересах общины, будем принимать организационные и административные меры в отношении такого человека, – предупредил Аксенов. – Безнаказанность за последние годы породила чувство вседозволенности, поэтому должен быть наведен порядок с точки зрения соблюдения всех градостроительных норм. Трудно делать прогнозы, можно лишь предположить, что эффективность наведения порядка в немалой степени будет зависеть от неукоснительности выполнения этого предупреждения».
Еще одна масштабная задача, взятая на себя властью, – возвращение зданий бывших детских дошкольных учреждений к использованию по прямому назначению.
«По материалам муниципальных образований, до 2018 года планируется вернуть всего 30 объектов в собственность, и в случае успеха это даст нам три тысячи дополнительных мест», – сообщил председатель парламентского комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Владимир Бобков, уточнив, что возврат здания будет производиться лишь в том случае, если стоимость возврата и реконструкции не превышает 70 % от стоимости постройки нового.
Насколько конфликтным может стать практическая реализация этого намерения, затрагивающая массу как ведомственных, так и частных интересов, вряд ли нужно объяснять. Так что крымский коллективный Геракл, если ему не удастся победить традицию жить не по закону, а по понятиям, легко может превратиться в коллективного Сизифа.
Николай Филиппов


