Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
1

«Главная проблема малого бизнеса – неопределенность и отсутствие правил игры»

Личный взгляд экономиста Георгия Остапковича

Росстат объявила о проведении в 2016 году сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса по итогам 2015 года. Сплошное наблюдение пройдет во всех 85 регионах России. В наблюдении примут участие субъекты МСБ – юридические лица и индивидуальные предприниматели. Как отмечают в Росстате, решение о проведении сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этапом в формировании государственной стратегии развития малого и среднего бизнеса.

Итоги наблюдения дадут максимально четкое представление о том, насколько реальной силой обладает сегмент малого и среднего бизнеса. Последний раз сплошное наблюдение проходило в Российской Федерации в 2010 году. В нем участвовали около шести миллионов предпринимателей. О проблемах малого и среднего предпринимательства, о его значении в экономике рассказал директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

«Очень жаль, что перепись МСБ осуществляется Росстатом только раз в год. Было бы очень хорошо, если бы она проводилась раз в полгода, а лучше раз в квартал. По ряду причин, это невозможно. Перепись населения проходит раз в 10 лет. Но по направлению демографической ситуации есть текущая отчетность, которая позволяет оценить макроэкономическую и микроэкономическую ситуацию даже без переписи.  Аналогично в сельском хозяйстве – мы можем оценить ситуацию там и без переписи. А вот без переписи малого предпринимательства сложно оценить макроэкономические тенденции.

Почему у нас малый бизнес занимает такой небольшой сегмент – 21-23%? На самом деле, это не беда. Мы сейчас во многом живем за счет советского экономического наследства. В Советском Союзе не было такой категории, как «малый бизнес». Ну, в какой-то степени сюда можно отнести кооперативы.

Малый бизнес был не просто запрещен, он был уголовно наказуем.  Малый бизнес начал развиваться уже в новой России. Европа и Америка живет несколько по другим критериям оценки малого бизнеса.  Те предприятия, которые у нас относятся к среднему бизнесу, за рубежом относятся к малому. Естественно, и доля ВВП малого бизнеса у них значительно выше.

У малого бизнеса есть масса проблем и масса достоинств. Я считаю, что одно из самых важных достоинств МБ – это мобильность в решении вопросов и в мобилизации управленческих схем и подстраивании под экономическую конъюктуру.  Малые предприятия обеспечивают рабочие места и обеспечивают занятость населения.  Кроме того, в последнее время они стали очень активны инновационно. Если еще 15 лет назад инновации в МБ были достаточно скромными, то сейчас, например, IT – предприятия спокойно конкурируют и с Западом.  Малые предприятия снимают издержки с крупного бизнеса – консалтинг, аутсорсинг и.т.д

Какие проблемы стоят перед малым предпринимательством? Конечно, можно говорить, что это малокапитализированные предприятия, у них небольшие собственные финансовые ресурсы.

Но я считаю, что важнейшая проблема малого предпринимательства – это регулирование самого малого предпринимательства.

К сожалению, мы слишком часто слышим, что принимаются какие-то новые и новые решения по регулированию малого бизнеса. В чем отличие регулирования у нас и в Европе? Там их практически не трогают. И барьеры входа в этот бизнес очень маленькие.  У нас нужно пройти 15-20-30 разных инстанций, чтобы просто зарегистрироваться.  Вот сейчас часто обсуждается проблема офшоров. Офшоры воспринимаются как способ для предприятий уйти от налогов.  На самом деле это не совсем так.

Предприятия уходят в офшор, чтобы быть уверенными, что их бизнес не отберут. Это проблема собственности.  Если я зарегистрирован на Каймановых островах, отобрать мое дело будет гораздо сложнее, нежели я был бы зарегистрирован, например, в Наро-Фоминске.

Часто, говоря о регулировании малого бизнеса, упоминают уголовный кодекс. Меня это очень удивляет – ну какое отношение МБ вообще имеет к уголовному кодексу? Меньше всего эти понятия должны соприкасаться.

К сожалению, у нас прокуратура стала чуть ли не регулятором экономической деятельности!  Не ставя в известность налоговые службы, они могут прийти на предприятие и проводить проверку налоговой отчетности. Но для этого существуют налоговые органы, которые считаются одними из лучших в Европе. Получается, что люди, которые собрались заниматься торгово-денежными отношениями, являются чуть ли не потенциальными мошенниками!

Вторая проблема – это законодательство, которое принимается по малому бизнесу.  Я часто встречаюсь с руководителями малых предприятий и всегда задаю вопрос – какие факторы в вашем бизнесе являются самыми негативными? Всегда ожидаю услышать – недостаточный спрос на продукцию, высокий уровень налогообложения, малое собственное финансирование и.т.д. Так вот 8 из 10 предпринимателей отвечают, что это экономическая неопределенность и неустановленные правила игры.  

Они говорят – создайте самые жесткие правила, но скажите, что вы будете работать именно по ним, и они не изменятся в течение нескольких дней.  При таких гарантиях предприниматель может составить свой бизнес-план.  Сейчас ни крупный бизнес, ни МСБ не может составлять модернизационные или иные планы больше чем на год – никто не знает, как будут меняться регуляторные функции со стороны государства. Правила игры меняются во время самой игры.

Почему мы говорим, что у нас основная проблема – падение инвестиций. Инвестиции падают 3 года подряд. Предприниматель в этих условиях боится инвестировать. Он вкладывает свои инвестиции не в расширение производства, а в лучшем случае в фонд оплаты труда.

Сейчас мы пытаемся перейти от модели высокого спроса на углеводороды, на модель спроса на товары высокой добавленной стоимости.  Ждать структурного перехода от крупного бизнеса практически невозможно. Ни один «крупняк»  не меняет свои управленческие схемы и связи с поставщиками.  МСБ, за счет своей мобильности,  готов перейти на какие-то новые направления деятельности.  Увеличение доли МСБ в промышленности – это очень позитивный фактор. Другое дело, как все это будет реализовано. Мы часто слышим, что МСБ нужно помогать, но все это оставалось на уровне мифов. С точки зрения структурного реформирования малые и средние предприятия могут оказать очень серьезную помощь экономике».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.