В центре Москвы идут работы по программе благоустройства «Моя улица». Работы стартовали в Черниговском переулке, на Лубянской и Боровицкой площадях, в Театральном проезде, на улицах Охотный Ряд и Моховая и на Кремлевской набережной. Движение на улицах частично ограничено. Вдоль бульваров обустроят небольшие скверы, высадят новые деревья и кустарники, оборудуют газоны и цветники. Также в планах — оптимизировать ширину проезжей части и расширить тротуары. Основные работы планируют закончить в середине августа. К высадке деревьев и кустарников предполагается приступить в октябре-ноябре. На программу благоустройства «Моя улица» в 2016 году направят 22,4 миллиарда рублей. Стоимость работ, перекопанные улицы, связанные со всем этим пробки вызнали массу недовольства как среди москвичей, так и среди приезжих. О том, зачем нужно наводить дорогую красоту в кризис, своим мнением поделилась ведущий научный сотрудник Лаборатории геополитических исследований Ольга Вендина:
«Главные недостаток всего этого процесса – это слабая работа с населением, непонимание им того, что делается. Если реконструировать центр города, а он нуждается в реконструкции, то это нужно делать сразу и быстро. Это не было легким решением и произволом властей, как многие это оценивают. Проблема городских пробок теснейшим образом связана с проблемой пешеходного (велосипедного) движения. Это две взаимосвязанные вещи. Одно без другого не решается, это показал опыт всех европейских столиц, который Москва изучала в течение последних 5 лет.
Центр Москвы, несмотря на ту разруху, которую мы сегодня наблюдаем, становится все больше общественным публичным пространством. И это нужно для того, чтобы жители города чувствовали свою причастность к этому городу, чтобы формировалась городская идентичность.
Учитывая то, что население Москвы во многом формируется за счет приезжих – это важнейшая функция, которую город должен выполнять. Без этого он становится невероятно конфликтным местом. Программа Москвы по реконструкции центра решает ключевые задачи – сделать город и проезжим и привлекательным для населения.
Любой ремонт – это катастрофа. Все Московское небо завешано проводами – их убирают под землю. Вы не увидите в европейских столицах такого количество проводов в небе. Но в Москве проводилась другая политика. Та реконструкция, которая сейчас проходит в центре, не решит всех проблем, решит только часть, но если бы ее не было, проблемы бы копились и копились.
Конечно, очень часто высказываются мнение, что в то время, когда страдают все социальные программы, не платят пенсии, зарплаты, мы тратим миллиард рублей, чтобы сделать красивую плитку. Это аргументы, на которые тяжело отвечать. Хотя это звучит цинично, но в городе живут не только люди, нуждающиеся в социальной защите, но и те, кто нуждается в этом общественном пространстве.
Любое развитие города ориентировано, прежде всего, на молодые поколения. Город не должен превращаться в дом престарелых, а должен все время генерировать инновационные практики, и это связано с молодыми людьми, которым должно быть интересно и комфортно жить.
Кроме того, в городе очень много приезжих и для того, чтобы они интегрировались, необходимо это пространство. Если вы придете в выходной день в парк, вы увидите, что там одни приезжие – и никаких москвичей. Здесь приезжие ощущают себя жителями этого города, которые могут пользоваться его благами. То, что примитивно называют «украшательством» города – на самом деле решение его проблем.
Мне, как жителю центра, тоже противно ходить по разбитым улицам, конечно, это вызывает негативные эмоции. Но это то, с чем связаны перспективы в развитии города.
Что касается автомобилей… автомобиль из города не изгоняется, он остается. Более того, в таком большом городе без автомобиля жить невозможно. Но он снимается в пьедестала – и это то, что происходит абсолютно во всех городах такого масштаба. А там, где этого не происходит, никакого порядка в автомобильном движении тоже нет.
Тем более, что изначально Москва была рассчитана на общественный транспорт, а не на автомобилизацию. И с этим фактором тоже невозможно не считаться, это реальность.
Все это требует подготовки общественного мнения, политической работы, потому что интересы пешеходов и автомобилистов в центре крупных городов сбалансировать невозможно, приоритет всегда отдается кому-то одному. Для того, чтобы город ехал – приоритет отдается пешеходу. Если предпочесть автомобилиста – город будет стоять. Это закон любого миллионника. Чтобы город ехал на машине, нужно, чтобы центр шел пешком.
Люди видят в этом источник воровства, или тягу к величественному самопредставлению – таких мнений много. И это все тоже есть. Но само направление, сделать «в своей квартире ремонт» абсолютно правильное».