Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
1

«Экономика попала в политический капкан»

Личный взгляд директора Института актуальной экономики Никиты Исаева

«Не морочить головы гражданам» – пожалуй, главное июльское заявление Владимира Путина. Произнесенное во время заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, оно очень точно отражает сущность деятельности экономического блока правительства. Если ориентироваться на заверения профильных министерств, у нас экономика то одно дно нащупает, то другое, кризис – то есть, то оказывается вдруг пройденным. Повсеместно объявлено импортозамещение, развитие инновационной промышленности, но особых изменений до сих пор не чувствуется. Вполне ожидаемо, что люди в таких условиях чувствуют себя если не обманутыми, то, по крайней мере, лишенными актуальной информации.

Первая надежда на прояснение каких-либо перспектив в сфере экономики была связана с заседанием президиума Экономического совета при президенте Российской Федерации, прошедшего в мае, где были представлены президенту варианты различных путей развития и выхода из кризиса. В центре внимания оказались практически прямо противоположные программы. Сергей Глазьев представил более чем спорную концепцию количественного смягчения, предусматривающую финансирование реального сектора экономики впечатляющими 7 трлн рублей (откуда их взять – тема отдельного разговора) с упором на малый и средний бизнес. Его программа выглядит привлекательно для народа, но в реальности имеет неустранимые перекосы, которые могут привести к весьма печальным последствиям.

Алексей Кудрин, а вместе с ним и министр финансов Силуанов, и министр экономического развития Улюкаев, как люди правительства, предложили иную альтернативу, направленную на то, чтобы не дать правительственной машине остановиться, обезопасить власть, да и конституционный строй в целом. В общем, сохранить государство в целостности и сохранности, избегая малейшего риска дестабилизации, пускай даже ценой не столь быстрого развития экономики, как всем бы хотелось надеяться. Конечно, учитывая и политический расклад, и уровень доверия власти к персоналиям, представившим программы, да и реальность и безопасность их воплощения в жизнь в целом, позиция Алексея Кудрина более выигрышна.

Так когда и каких перемен нам ждать, и стоит ли ждать ли вообще? Ответ на вопрос «когда?» в общих чертах прозвучал – не раньше лета 2017 года. А с учетом того, что наверняка какие-то процессы, как это обычно бывает, затянутся, реальным сроком создания полноценной программы экономического развития может стать третья годовщина наступления кризиса. До этого явно придется перебиваться тем, что есть. А вот ответ на вопрос «что конкретно будет в итоговой программе развития экономики», похоже, в ближайшее время мы не получим. Интрига будет держаться до последнего. Однако некоторые прогнозы можно сделать уже сейчас.

Алексей Кудрин, как бывший министр финансов, в первую очередь смотрит на показатели бюджета и инфляции. Недаром именно он в свое время сделал акцент на избавлении страны от долгов СССР, обеспечив минимальные выплаты по внешнему долгу, и именно он отличился созданием сбалансированного бюджета. В конце мая стало очевидно, что главная цель – снижение инфляции до 4 % в перспективе нескольких лет и создание бюджета с дефицитом не более 1 % ВВП, то есть не более 785 млрд рублей. Ради достижения этих целей в ход должны пойти и приватизация, и непопулярное повышение пенсионного возраста, которого на самом деле уже вряд ли удастся избежать. В остальном либерал Алексей Кудрин полагается на саморазвитие экономики. С его точки зрения, достаточно создать условия, а остальное заработает само. А именно: уйти от государственной собственности ряду предприятий (при этом делались заявления, что кризис – неподходящее время для приватизации из-за низкой стоимости активов), реформировать судебную систему, систему управления, снять административные барьеры и обеспечить развитие человеческого капитала. Заявления красивые, но в какие конкретно проекты все это вырастет – пока не ясно, подробностей не было. Хочется, конечно, верить, что, согласно его плану, силовики будут нести ответственность за необоснованное давление на бизнес, региональные и местные власти будут иметь ясные и понятные стимулы развития своего региона, а наши вузы перейдут от количества выпуска дипломников к качеству. Но, вместе с тем, неплохо было бы уже раскрыть и механизмы, с помощью которых мы к таким заманчивым перспективам можем прийти. И главное – чем придется пожертвовать.

Основная отличительная особенность Кудрина весны 2016 года – это трезвая оценка возможностей нашего бюджета, дефицит которого сейчас стремится не к запланированным 2,3 трлн рублей по итогам года, а к 4 трлн. Такая адекватная оценка ситуации дает экс-министру определенный карт-бланш на фоне его оппонентов, относящихся к бюджету, как к бездонной бочке, из которой можно черпать деньги столько, сколько душе угодно.

Однако приближаются выборы, и дискредитировать действующее правительство не с руки. А народ же хочет услышать, что у него будут деньги, что государство обязательно всем все заплатит. Популизм сейчас пользуется небывалым спросом, ведь разбираться в тонкостях государственного управления и затягивать пояса желания нет ни у кого. Очень показательная в этом плане ситуация со сбором подписей под разные петиции: «импичмент» российской сборной по футболу набрал почти миллион подписей только из-за глупой выходки пары наших игроков, а не выдерживающий никакой критики «пакет Яровой» на портале roi.ru, где требуется простейшая аутентификация, набрал чуть больше 60 000 голосов. Вот яркая и наглядная демонстрация истинных потребностей населения.

Еще раз подтверждает тот факт, что власти могут еще некоторое время пребывать в нерешительности по поводу экономических реформ, заявление Алексея Кудрина, сделанное на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Он сказал  необходимости совершения бюджетного маневра в сторону социальной сферы. Не это ли хотели услышать люди по всей стране? Теперь во главу угла ставится  наращивание расходов на медицину, образование и инфраструктуру. Безусловно, развитие этих областей крайне важно, но оно как-то не очень увязывается с основной изначальной идеей сокращения дефицита бюджета на 3,2 трлн рублей. Зато поможет повысить лояльность народа к правительству.

Что все это значит на самом деле – новую ключевую идею развития, или просто популистские заявления в разгар политического сезона, станет ясно уже после 18 сентября, когда государственные мужи смогут себе позволить меньше заботиться о рейтингах. Именно в это время у нас есть шанс уловить содержание именно тех мыслей, которые найдут отражение в финальном варианте программы экономического развития.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.