Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Молодых нужно обучать практическим навыкам ведения бизнеса»

Молодые бизнесмены
«За четыре года в рамках бизнес-школы создан 21 стартап»

Эксперты от бизнеса не раз сетовали на то, что будущим предпринимателям – выпускникам ведущих российских вузов – не хватает практических знаний. С целью восполнения этого пробела при РЭУ им. Г. В. Плеханова была создана бизнес-школа «Капитаны» (до недавнего времени известная как программа «Капитаны России»), в преподавательский состав которой входят бизнесмены, на практике успешно реализующие свои проекты. О том, каких успехов достигают выпускники школы, и в целом о проблемах молодых бизнесменов рассказал куратор проектов бизнес-школы «Капитаны» Иван Савченко.

«В основе современной мировой финансово-экономической системы лежит малое и среднее предпринимательство. Его доля в ведущих мировых экономиках – США, Японии, Великобритании, Германии и Китая – составляет в среднем 50–55 % ВВП. На смену эпохе господства крупного традиционного капитала и транснациональных корпораций приходит эра малого бизнеса и стартапов. Мобильные и гибкие, они лучше чувствуют тенденции рынка и запросы общества, при этом оставаясь эффективными и технологичными.

В нашей стране ситуация в сфере стартапов, малого бизнеса и молодежного предпринимательства не столь позитивна. Доля малого и среднего бизнеса составляет порядка 20 % от ВВП страны. И это при том, что о поддержке малого предпринимательства говорится много, принимаются федеральные программы и долгосрочные стратегии, разрабатываются налоговые льготы. Но этого недостаточно. Дело в том, что основная проблема лежит в иной плоскости: согласно опросу портала Career.ru, 40 % молодых людей в России хотели бы быть чиновниками. В то же время стезя предпринимательства привлекает в нашей стране не более 2,5 % граждан.

В июне 2016 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации до 2030 года. Стратегия призвана обеспечить развитие этой сферы как одного из ключевых факторов успешного роста российской экономики. Желание государства системно и комплексно развивать малое и среднее предпринимательство, безусловно, является важным положительным сигналом для всего бизнес-сообщества.

Одним из системных инструментов развития должна стать недавно созданная Федеральная корпорация по развитию МСП. Она будет оказывать финансовую, инфраструктурную, имущественную и юридическую поддержку бизнесу. Отдельным важным предметом, нашедшим отражение в стратегии, является доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам. На сегодняшний день закупки продукции для нужд органов государственной власти и местного самоуправления – рынок с годовым объемом свыше 25 трлн рублей. Для развития потребительского рынка планируется активно развивать ярмарочную торговлю, максимально упрощая процедуры для организации и проведения ярмарок. Малым инновационным предприятиям при поддержке Российской венчурной компании и Фонда развития интернет-инициатив будет расширено использование грантовых механизмов и увеличено финансирование программ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям. Кроме перечисленных инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Стратегии развития МСП до 2030 года содержатся предложения по развитию импортозамещения, расширению доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, увеличению микрофинансирования, гарантийной системы, лизинга, факторинга и прямого финансирования. Вне всякого сомнения, при эффективной реализации все вышеперечисленные меры и инструменты окажут серьезное положительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России.

Однако важно понимать, что малое и среднее предпринимательство не являет собой однородную группу, будучи разными по характеру социальными и возрастными категориями. В связи с этим было бы логичным применять различные инструменты поддержки предпринимателей, исходя из их специфики и потребностей. Такая практика успешно применяется за рубежом. В частности, в США очень популярны программы развития предпринимательства среди разных категорий граждан: женщин, инвалидов, ветеранов вооруженных сил. В отдельную категорию выделены предприниматели, работающие в небольших населенных пунктах.

Говоря о ситуации в нашей стране, отдельно хотелось бы заострить внимание на теме молодежного предпринимательства. В настоящее время эта категория бизнесменов не выделена законодательством и не получает отдельных преференций. Дискуссии о необходимости закрепления понятия «молодежное предпринимательство» активно ведутся в бизнес-сообществе и среди экспертов. Основным аргументом противников является постулат о том, что молодые люди и так достаточно активны, имеют больше жизненных сил, а потому оказывать им дополнительную помощь несправедливо и нерационально.

Молодежь действительно имеет больше сил для достижения своих целей. Но нужно помнить о том, что молодые часто не имеют опыта, без которого могут быть совершены серьезные и судьбоносные ошибки. Задача государства и состоявшихся предпринимателей – создать мотивацию, помочь выбрать верную дорогу молодым людям, которые хотят заниматься бизнесом. Безусловно, ошибки молодых людей при создании и развитии своего дела неизбежны, и молодым предпринимателям необходимо их преодолевать, достойно справляться с трудностями, тем самым способствуя личностно-профессиональному росту. Но то, с чем они не должны сталкиваться, – так это излишние бюрократические процедуры, отсутствие информации о возможностях развития со стороны государства, препоны при получении грантов и субсидий.

Другой важной составляющей успеха молодых людей в занятии предпринимательством должно быть качественное обучение, причем не только теоретическим знаниям, но и практическим навыкам ведения бизнеса. Интересным примером здесь может служить бизнес-школа «Капитаны» (до недавнего времени известная как программа «Капитаны России»), созданная при РЭУ им. Плеханова. Программа была запущена российскими предпринимателями и менторами, которые пришли к выводу, что выпускникам ведущих российских вузов не хватает практических знаний, не хватает практикоориентированности. Идея заключалась в том, чтобы привлечь к преподаванию успешных бизнесменов, которые реализовали себя. Это было непросто. Во-первых, нужно было создать для них должную мотивацию. Во-вторых, их опыт нужно «перепаковать» в живую информацию. В-третьих, потребовалось привести практические курсы наших преподавателей от бизнеса в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами. Но эффект полностью оправдал затраченные усилия. За четыре года в рамках бизнес-школы создан 21 стартап, а общий объем инвестиций превысил отметку в 400 млн рублей. Студенты магистерской программы РЭУ им. Плеханова – они же резиденты бизнес-школы «Капитаны» – при активной поддержке менторов и преподавателей создают свой бизнес уже в первом семестре, защищают его концепцию перед экспертным советом из потенциальных инвесторов и получают возможность уже в первом полугодии привлечь инвестиции до 1 млн рублей. В дальнейшем эта цифра увеличивается до 5–10 млн рублей, а к концу двухлетнего обучения – к моменту заграничной командировки для изучения отрасли бизнеса – может превысить эту цифру.

Для активного привлечения молодых людей к предпринимательству необходимо реализовывать комплекс мер: принимать специализированные шаги по поддержке малого и среднего бизнеса, которые будут актуальны именно для молодых предпринимателей, активно информировать население по вопросам МСП, популяризовать предпринимательство, а также организовывать качественное практикоориентированное обучение, которое позволит молодым людям делать как можно меньше ошибок на пути развития собственного дела».

 

Фото newspad.msk.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.