Во время выступления в Совете Федерации вице-премьер правительства Ольга Голодец сообщила о разработке законопроекта, согласно которому неработающие граждане должны будут платить за фактическое использование социальной инфраструктуры.
Как отметила Голодец, наше законодательство позволяет гражданам России не работать, однако при этом они не платят страховые взносы, в том числе – в систему обязательного медицинского страхования.
«Еще часть населения у нас не должна платить взносы с фонда оплаты труда. Таких людей мы видим, и это 68 миллионов человек», – цитирует РИА Новостислова вице-премьера. Она также сообщила, что всего в трудоспособном возрасте 75 миллионов человек. «Всех остальных мы видим: видим их списочный состав, видим, где они живут, видим их возраст и так далее», – сказала Голодец.
В мае статс-секретарь – замминистра труда Андрей Пудов заявил, что министерство труда РФ обсуждает возможность введения налога для трудоспособных лиц, которые официально нигде не работают. Своим мнением по этому поводу поделилась Елена Яхонтова, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, доктор социологических наук:
«В условиях рыночной экономике термин "тунеядство" не подходит, это из терминологии сталинских времен во всеми вытекающими. Против введения данной нормы я вижу ряд причин:
1. Большое количество россиян не работает не потому, что являются апологетами безделия, а по причине отсутствия работы как таковой. Многие вынуждены работать полулегально, работодатели пользуются дырами в нашем законодательстве, коррупцией и бедственным положением людей и не оформляют персонал по всем правилам.
Данная инициатива предлагает наказывать за это не работодателя, а наиболее уязвимых и вполне добросовестных граждан.
2. Россия – страна, претендующая на сохранение статуса великой державы с богатейшей культурой. Великая и культурная держава в 21 веке просто ОБЯЗАНА придерживаться высокий стандартов в области социальной политики.
Отказ в медицинской помощи своим гражданам в этой связи является актом вандализма и средневековой дикости. А детей безработных в школах бесплатно тоже учить не предполагается?
3. Наша государство и так очень бюрократизировано. Введение данных норм потребует расширить штат контролеров и оценщиков, чтобы выявлять и карать «тунеядцев», а также возвращать их в список «нормальных» граждан. Вполне возможно, что затраты на эту работу при нашей коррупции и неэффективности будут сопоставимы с «экономией» на социалке за счет «тунеядцев».
4. Отдельная тема – малое предпринимательство. С начала перестройки власть не устает говорить и совершать определенные действия по поддержке развития малого и среднего бизнеса. Принятие данного закона может вбить еще один гвоздь в гроб малого предпринимательства, поскольку предприниматели на этапе старт-апа доходов не имеют, только расходы, поэтому и отчислений не делают.
Учитывая неблагоприятный климат для малого и среднего бизнеса, кризисные явления в экономике, время бездоходности может быть долгим. И трудяги предприниматели автоматически станут «тунеядцами».
5. Большое количество богатых бездельников, которые не работали и работать не собираются, поскольку отлично живут за счет других, этот закон никак не коснется. Они сохранят свой образ жизни, что обязательно приведет к падению уважения государства в глазах народа и доверия к власти. А оно и так на очень невысоком уровне».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции