горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Москва
27 октября 2016, 16:41 4
Редакция «ФедералПресс» / Елена Старикова

«Райкин критикует государство, при том что живет на государственные деньги»

«Цензуры в России нет, и это совершенно очевидно»
«Цензуры в России нет, и это совершенно очевидно»

На этой неделе руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в ходе седьмого съезда Союза театральных деятелей России выступил с серьезной критикой в адрес руководства страны. По его словам, на искусство сегодня оказывается серьезное давление, прикрываемое «высокими словами о патриотизме». Кроме того, Райкин отметил, что у некоторых представителей власти так и «чешутся руки» отменить запрет цензуры. В ответ на громкие замечания театрального деятеля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков согласился, что тотальный контроль в искусстве действительно недопустим, и призвал не путать цензуру с госзаказом. Где проходит грань между самовыражением и бросанием вызова обществу и почему участились громкие выпады деятелей культуры? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился заведующий кафедрой политической и деловой журналистики ИГСУ РАНХиГС, кандидат филологических наук Андрей Новиков-Ланской.

«В данном случае я согласен с позицией Кремля – мне кажется, что довольно разумно было отвечено. Действительно, никакой цензуры в России нет, об этом смешно говорить. Цензура представляет собой вполне определенную систему институтов, с определенными правилами и законодательством. И, конечно, сегодня никто не обязан получать разрешение Главлита (Главное управление по делам литературы и издательств в эпоху СССР – прим. ред.) на то, чтобы выпускать ту или иную творческую продукцию. Таким образом, цензуры нет, и это совершенно очевидно. Есть самоцензура – но это уже другой вопрос.

Если же говорить о свободе художника, свободе творчества, то здесь нужно иметь в виду следующее: еще со времен эпохи Романизма, с XIX века сложился некий стереотип о том, что художник и его творческое пространство абсолютно суверенно, автономно от окружающего общества. То есть художнику должна быть предоставлена абсолютная свобода, он самоценен, и вторгаться туда нельзя. Собственно, наши современные художники, в широком смысле слова, включая театральных деятелей, примерно так и считают: «Все, что я делаю, заведомо должно быть разрешено, правильно и полезно», потому что это пространство эксперимента и живого творчества. На самом деле это не совсем так. И исторически этого никогда не было. Конечно же, художник и художественное пространство не выделены в какую-то отдельную зону, куда нельзя вторгаться. Они часть общества и, несомненно, должны реагировать на мнение аудитории. Конфликт здесь неизбежен, потому что творец должен экспериментировать и выдавать что-то новое. С другой стороны, он обязан учитывать мир – он в него вписан и совершенно не исключен из него.

В ситуации с Константином Райкиным основная претензия к нему заключается в том, что он критикует государство, при том что живет на государственные деньги. Критикуй, если ты с государством никак не связан, но если полностью от него зависишь, то как-то странно что-то кому-то предъявлять. Тем более, по большому счету ему никто ничего не запрещает – наоборот, проплачивают все его эксперименты. А как показывает недавнее сообщение Министерства культуры, его работа признана неэффективной, он не собирает и половины зала.

Считается, что либо Райкин действительно привлекает внимание к себе, как-то себя акцентирует, либо существует еще одна точка зрения: идет определенное тестирование, прощупывание новой администрации [президента] – собственно, [нового первого замруководителя АП] Сергея Кириенко. Очевидно, что в рамках внутренней политики будет меняться и отношение к творческому сообществу, поэтому творческими людьми было сразу вброшено несколько позиций, которые требуют реакции администрации. Прощупывается, как будет вести себя Кириенко в новой ситуации. Это тоже вполне возможно, как мне кажется».

 Фото: ieatr.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
4
comments powered by HyperComments
Twitter 1