Молодежь поддерживает Путина, говорит статистика ФоРГО. Молодежь поддерживает Навального - свидетельствуют антикоррупционные митинги в столице и других крупных городах России. Странная картина, которая сегодня наблюдается в стране, не вызовет шизофренических приступов, если внимательно присмотреться к публике, выходящей на протесты и тем молодым людям, которые готовы голосовать за нынешнего президента. В чем главное отличие «путинской» молодежи от «навальновской», что сегодня больше всего заботит школьников и студентов и почему они становятся политизированными? На эти вопросы «ФедералПресс» отвечает директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
Подростки – электорат Навального
«Качественное отличие молодежи, поддерживающей Навального от молодежи, поддерживающей Путина заключается в возрасте. По факту за Навальным идут школьники. Когда «Единая Россия» говорит о молодежи, то она имеет в виду молодых бизнесменов, преподавателей, рабочих – людей, которые уже что-то делают. Это качественное различие. Дело не в том что «навальновская» молодежь хуже. Она просто другая. Это люди бескомпромиссные, с абсолютными представлениями о правильном и неправильном. Вспомните себя в 14 лет. У них есть только два цвета. При этом прямо скажем, что излишними знаниями и жизненным опытом они не утяжелены. В результате их можно «развести» на фильм ФБК. Ни одного человека, способного сложить дважды два этот фильм не сможет ни в чем убедить. А вот подростков убедили. Я сам общаюсь с детьми родственников и я понимаю, что они абсолютно искренне в это верят. Очень часто у них совмещается желание идти за Навальным с абсолютно коммунистическими взглядами. Это люди, которые существует в эмоциях. На вопрос «А зачем тебе Навальный?» молодой человек возраста 15 лет мне отвечает: «Навальный борется с коррупцией». Это касается не только москвичей, но и провинциалов. Эта молодежь еще очень молодая и верит, что потрясения могут изменить ситуацию в стране. Она консервативна в смысле методов. Это радикалы по возрасту».
Консерватизм – сильная сторона Путина
«Те, кто где-то работают, что-то делают, могут быть недовольны своей жизнью , но при этом они не хотят потрясений. Самая сильная сторона путинской позиции – это консерватизм. Занятой молодежи очень хочется покоя. Они могут быть недовольны, но они не хотят революции. Те кто постарше, люди моего возраста или на 10 лет моложе помнят революцию. А те кто еще помоложе не помнят, но они знают, что у них есть некий сегмент в жизни, который они терять не хотят. А у школьников за спиной мама и папа, которые накормят, даже если будет плохо. У школьников в некотором смысле позиция такая, как у украинской элиты. Украинские начальники живут по принципу: «Так! Не шали, придет старший и все исправит». Праздник непослушания в детском саду. В этой же логике живут подростки и для них это естественно».
Технари за коммунистов, гуманитарии за либералов
«У основной части других партий базовая молодежь та же самая, что у Путина. Просто все партии до выборов – это оттенки консерватизма, 4 оттенка серого. И позиция у них во многом едина. Единственно, что я по ВУЗам наблюдаю: технари и естественники в основном настроены за коммунистов или за Путина, а гуманитарии за либералов. Потому что первое, что вам скажет профессор-физик в любом ВУЗе: «Как хорошо я жил при советской власти». А на гуманитарных факультетах ты либо с белой ленточкой, либо с трехцветной».
Молодежь в регионах и молодежь в столице
«У столичной молодежи существует уверенность в том, что завтрашний день есть. Очень многие молодые люди в провинции не верят, что после того, как они закончат университет или школу, их ждет что-то очень хорошее. И в этом контексте они менее политизированы пока ищут выход , но если у них появляется уверенность, что выхода нет в принципе, то они политизируются. Это то, что было со студентами во Франции в 67 году. Они жили очень хорошо, но у них не было понимания завтрашнего дня. И дело не в бедности, а в отсутствии понимания будущего . В Москве существует некая иллюзия лотереи. Она снимает в некотором смысле этот вопрос для столицы,в том числе для студентов, которые приехали на учебу. А в провинции, если ты уже не уехал, вопрос «Что вообще делать?» становится политическим. Если молодой человек видит, что нет никакой надежды, то он становится политизированным».
Фото: Александр Натрускин, РИА Новости