Уже две недели в соцсетях Волгоградской области бушует флэшмоб, участники которого стараются рассказать, что хорошего, по их мнению, случилось с регионом за то время, пока им руководит Андрей Бочаров. Обозреватель «ФедералПресс» Ярослав Малых также решил высказаться, чего конкретно, по его мнению, удалось достичь главе и его команде, а что – вызывает много вопросов:
«Начало флэшмобу положил Клуб экспертов Волгограда, предложивший таким образом отметить трехлетие инаугурации Бочарова (24 сентября), пообещав включить часть отзывов по хештегам #тригодасБочаровым и #тригодапозитивныхперемен в следующий официальный брифинг Клуба. Второй, очевидно, уже навязывает определенное отношение. Вообще, сам флэшмоб выдает одну из характерных черт современной эпохи Волгоградской области, которую так или иначе связывают лично с Андреем Бочаровым, даже если (а вернее, скорее всего) он лично никак в этом не виноват – лицемерие власти, возведенное в принцип. Во-первых, в поддержку Бочарова высказались почти исключительно депутаты и бизнесмены, так или иначе зависимые от хороших отношений с властью. Во-вторых, личная заслуга Бочарова в части из приписываемых свершений не бесспорна. В то время, как некоторые реальные успехи упомянуты слабо или вовсе забыты. Ну и как симптом – акция игнорирует, что Бочаров у власти не с конца сентября, а с 2 апреля, причем именно в первые пять месяцев состоялись многие ключевые деяния губернатора. Что могло бы продемонстрировать изначальное лукавство #тригодасБочаровым более выпукло?
В то же время подвести некоторые итоги, действительно было бы неплохо. Даже те, кто слабо следит за изменениями в общественно-политическом и в экономическом пространстве области, не могут не согласиться, что Бочаров резко изменил регион – разные наблюдатели и по разным критериям дают им полярные оценки, но не признать наличие изменений нельзя.
За прошедший период Бочарову однозначно удалось многое, в том числе то, о чем не могли и подумать его предшественники. Невзирая на целый ряд локальных и даже системных ошибок он сумел сохранить и политическое спокойствие, в том числе, среди традиционно норовистых прежде местных элит, а также и хорошие отношения с большинством федеральных структур. В то же время, вопросов к работе губернатора и его команде с каждым днем становится больше.
Андрей Бочаров в апреле 2014 был назначен губернатором Волгоградской области и сразу оказался в исключительном статусе. Никто до него не обладал со старта таким объемом поддержки, полномочий. И ожиданий. Например, первая победа Николая Максюты была неожиданной, а следующие очень сложными, он постоянно находился в условиях существенного противодействия – оппозиционными были мэры, половина облдумы, некоторые «силовики» играли в свою игру. Анатолия Бровко назначили ему на смену чуть ли не от безысходности, обуздать целый ряд определяющих процессов он не смог, хотя и пытался, но делал это слишком неуклюже. Сергей Боженов в силу его предшествующего политического опыта и неких не очень публичных ошибок с первых дней стал врагом значительной части региональных элит всех сфер, а также «странным вариантом» для широких масс. Два года он работал в условиях жесткого противодействия, многое преодолевал, в том числе, как говорится, «ломал через колено». В таком формате ему удалось, например, запроектировать и начать строить несколько ключевых инфраструктурных проектов, которыми открыто гордится уже администрация Бочарова. Боженов допустил пару непростительных ошибок, кстати, чисто политических, а не хозяйственных, и не мог не уйти. Оставив, на мой взгляд, неоднозначный след в истории региона.
У Бочарова с самого начала был режим фантастического благоприятствования. Дело не только в уважении к его звезде Героя России на лацкане пиджака, а в условиях, которые сложились. Его не просто назначил Владимир Путин (Бровко и Боженова – Дмитрий Медведев, – прим. «ФедералПресс»), ему оказали колоссальную действенную поддержку. Любая его инициатива наверху, как минимум, выслушивалась. В Волгоград (а также Волжский, Камышин) один за одним поехали министры и их заместители. Волгоградские предприятия стали попадать во все федеральные программы, получать льготные кредиты, субсидии. Федеральный бюджет увеличил дотации и субсидии областной казне, а также заменил существенный объем прежних дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными. Кстати, не все знают, что Бочарову регион был не чужд – он больше двух лет был руководителем Южного межрегионального координационного совета «Единой России», курировал партийную работу в регионе, бывал в Волгограде во время скандальных выборов в Госдуму в 2011, а также, например, на инаугурации Сергея Боженова. Последнего он также открыто поддерживал и хвалил. Приезд Бочарова, помимо региональных аспектов, совпал и с некоторыми федеральными трендами в отношении отстающих регионов, а также регионов, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Волгоградская область попадала сразу в обе категории. В области расширилась реконструкция дорог (кстати, существенные объемы по линии «Упрдор Волгоград-Москва» пошли еще с 2013 года).
Бочаров-политик хорош. За исключением привычки держать слово, он умеет ладить с федеральными чиновниками и структурами, а также крупными компаниями. К примеру, даже невзирая на то, что его Администрация устранилась от выполнения совместных договоренностей с «Газпромом», долги региональной экономики перед газовым монополистом растут, разве только чуть меньшими темпами, но губернатору Бочарову удается договариваться с монополистом о новых проектах и преференциях. Также Бочаров, усвоив опыт предшественников, сделал упреждающие удары по местным элитам – кого-то приблизил, но на неких новых своих условиях, кого-то «поставил на место», некоторых вовсе отдалил от решения существенных экономических и, тем более, политических задач. Не всех и не всех исключительно вредных для региона персон, но сделал это решительно, не позволяя усомниться.
Бочаров вообще, вне всякого сомнения, человек волевой. Если он что-то действительно решил, то добьется. Примеров уйма. Про строительство собора имени Александра Невского в затрибунной части площади Павших борцов говорили трое губернаторов до него. Лично мне инициатива не нравится по многим аспектам, но я признаю эффективность Бочарова как человека, который смог довести дело до ума – нашел внебюджетные средства, контролирует строительство, решает вопросы с РПЦ. Но целеустремленность Бочарова второй стороной медали имеет упертость, стремление не делать выводов, с которыми ты не был согласен изначально. Так, Андрей Иванович, очевидно, не раз и не два ошибался в кадровых вопросах. И продолжает это делать – иногда в ущерб любому здравому смыслу. На практике это выливается в паралич при принятии неизбежных решений, когда он продолжает доверять узкому кругу лиц. При этом сам же губернатор приучил всех, что без его личного вмешательства ничего не решается, что накладывает дополнительные сложности на методику государственного менеджмента в области.
Бочарову-управленцу больше всего не хватает того, о чем он чаще всего говорит – системного, комплексного подхода, продуманной стратегии, не по отдельным направлениям, пусть даже масштабным, вроде реорганизации транспортного сообщения. Вот в этой сфере действия властей, хотя и с некоторыми оговорками, выглядят продуманными, скоординированными и достаточно результативными. Да, они вызывают понятное отторжение у части общества – одним не нравится устранение маршруток, других смущает, что совладельцем одного из прямых бенефициаров «комплексной транспортной схемы» Волгограда (которая не утверждена в виде документа, но это не мешает ей действовать, является некая дама, которая несколько лет работала на предприятии у земляка губернатора Александра Сивакова. Последний, как известно, занимает пост заместителя губернатора и курирует комитета экономического развития). Но системного взгляда, как сшить воедино отдельные действия по разным фронтам, у команды Бочарова, судя по тому, что я могу наблюдать, нет. Да, усилиями лояльного истеблишмента и зависимых от бюджета СМИ запущены фразы про «долгосрочную стратегию развития Волгоградской области, которую губернатор обозначил еще в 2014 году», но на самом деле стратегии нет. По крайней мере, как документа хотя бы неофициального.
Отрезвляющее действие наступило уже первой осенью избранного губернатора. Сперва остановлен гигантский завод «Химпром». Его проблемы начались задолго до Бочарова, но именно действующий глава региона первым так ярко обещал их решить. Однако спустя пару дней после той самой инаугурации уже избранного Бочарова «Химпром» встал. Скорее всего, навсегда. Затем Бочаров потребовал у собственников другого проблемного актива ВЗБТ «заплатить все» (старые долги) или «сдать завод государству». В результате уникальный ВЗБТ потерял возможность получить пару контрактов и остановил производство также, скорее всего, навсегда. Это частности, но они многое говорят – и окружению в регионе, и инвесторам.
Теперь к фактам.
На сегодняшний момент реалии таковы: объем инвестиций в основные фонды снизился с 204 млрд рублей в 2015 (рекорд) до 185 млрд в прошлом году, а по итогам текущего не достигнет и 170 млрд, т.е. вернется почти на уровень 2013 года без поправок на инфляцию. Валовый региональный продукт растет, особенно в сельском хозяйстве, но прибавка идет стоимостная, а не материальная – производство региона остается фактически на том же уровне. При этом в текущем году, несмотря на все усилия по «мобилизации доходов», падает уже и собираемость налогов.
Государственный долг Волгоградской области за время управления регионом Андреем Бочаровым вырос с 34 до 53 млрд рублей. И, очевидно, вырастет уже до конца этого года еще на несколько миллиардов. По версии КСП Волгоградской области, на 4–4,5 млрд, по некоторым кулуарным оценкам – на 7–8 млрд. С учетом даже официально заложенных в среднесрочном (трехлетнем) бюджете параметров на 2018–19, это уже выглядит катастрофой, грозящей вылиться в многомесячные задержки зарплат бюджетникам, отключения школ от электроснабжения и тому подобное. При таком развитии событий удержать политическую стабильность будет непросто.
Приведенные показатели, конечно, не учитывают очень много нюансов. Да, конечно. Но возьмем исследования РИА-рейтинг, качество методики которых на основе статданных общепризнана квалифицированной. В скобках указывается место, на котором Волгоградская область была в 2014-м (как правило, там данные по итогам 2013 года).
39 место в интегральном рейтинге социально-экономического положения (34 место в рейтинге 2014 года) ;
51 место в рейтинге кредитоспособности регионов (48);
51 место в сводном рейтинге по качеству жизни (37);
44 место в рейтинге регионов по доступности жилья (31 место в 2014-м, но, стоит отметить, что рейтинг 2014 года(данные за 2013) учитывал покупку исключительно по ипотеке);
55 место в рейтинге по благосостоянию семей (60 место);
72 место в рейтинге регионов по доле просроченных населением кредитов (49);
80 место в рэнкинге по индексу промышленного производства (57).
Не очень впечатляет, правда?
Губернаторская успешность Бочарова – это хрестоматийный, один из самых ярких в стране примеров той самой «борьбы телевизора и холодильника», о которой любят твердить социологи и политологи применительно к России в целом.
Бочаров, несмотря на то, что лично он, повторюсь, действительно человек исключительно активный, пробивной, но сделать для улучшения «холодильников» волгоградцев в нынешнем формате ничего не может. Модернизаторский потенциал губернатора Бочарова в Волгоградской области не реализован. Ему как минимум нужно менять половину команды и по-новому выстраивать политику в отношении целых отраслей – того же сельского хозяйства, строительства и т.д. Тогда, при условии, что кремлевская благосклонность его не минует, Бочаров еще имеет шансы стать действительно успешным для жителей региона губернатором».