Top.Mail.Ru
Общество
Москва
3

«В России запрещено упоминать о «монголо-татарском иге»

С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Музей истории города Москвы, Москва
С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Музей истории города Москвы, Москва

В середине марте осталась словно не замеченной весьма важная для русской истории и русского самосознания круглая дата. 775 лет назад над нашей страной на долгих 300 лет нависло татаро-монгольское иго. Споры о его последствиях и значении для становления нашей государственности и народного единства не затихают, и вряд ли могут быть окончены. Однако в решении столь сложного вопроса предпочтителен взгляд профессионального историка. Ответить на него РИА «ФедералПресс» помог известный историк и ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Сергей Нефёдов.

«После 22 июня 1941 года дата установления ига – самая трагическая дата русской истории. Такие даты люди стараются забыть, и если 1941 год забыть невозможно, то все, что происходило 775 лет назад уже подернулось дымкой. А между тем в 1243 году Бату-хан вызвал в Орду уцелевших русских князей и те, кто выразил покорность, получили ярлыки на княжение. Теперь они стали «улусниками» хана – такими же, как прочие ордынские эмиры и беки. Русь стала частью огромной монгольской империи, а после ее распада – частью Кипчакского ханства, часто называемого "Золотой Ордой".

Конечно, само нашествие забыть нельзя – это было бедствие страшнее атомной войны. При приближении монголов население сбегалось в укрепленные города; люди думали, что они смогут оборониться за крепкими стенами. Стены не раз спасали от половецких набегов, но монголы владели страшными оружием, китайскими пороховыми бомбами, «хо пао». Они сжигали русские города вместе с пытавшимися укрыться людьми. Было сожжено 2/3 городов, и большинство из них так и не возродилось. В деревнях тоже мало кто уцелел: завоеватели убивали всех подряд. Это было в традициях кочевников, которые во все времена вели геноцидные войны. «Чингисхан отдал приказ, – писал персидский историк, – чтобы убивали всякое живое существо, людей, животных и птиц, не брали ни одного пленного и никакой добычи».

Проезжавший через Южную Русь Гильом Рубрук писал, что «татары произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и убили людей, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие в поле». В Киеве прежде было около 50 тысяч жителей, а после нашествия на пепелище жило лишь несколько лодочников, которые перевозили монгольских гонцов через Днепр.

Вот это надо хорошо понять: Древняя Русь погибла. От знаменитых городов остались лишь пепелища; вплоть до Оки теперь простиралось «Дикое поле», где татары пасли свой скот. И только за Окой, в северных лесах прятались те немногие, кому удалось выжить. Раньше там были большие города и села – теперь остались лишь укрытые лесами маленькие деревеньки в два-три двора. «Городами» теперь называли поселения в несколько десятков, изредка в сотню дворов. Только далеко на северо-западе сохранился уцелевший от нашествия Новгород – но этот город жестоко пострадал от голода и эпидемий; население там сократилось в несколько раз. Были забыты многие ремесла, в Новгороде, как и на Руси больше не строили каменных зданий.

Установление ига означало надлом древнерусской цивилизации. Древняя Русь была страной Запада, новая, Монгольская Русь стала страной Востока. Завоеватели насаждали на Руси свои обычаи и порядки – и свою культуру. Опустошенные и обессилевшие русские княжества вошли в состав огромной Монгольской империи. Эта империя была организована по китайскому образцу и управлялась по большей части китайскими или уйгурскими чиновниками. Поставленных завоевателями чиновников в летописях называют баскаками. Баскаки и дороги имели свой штат «даньщиков», «битекачи» и «таможников» (сборщиков рыночной пошлины, «тамги»). «Битекачи» – это искаженное китайское «би-чже», «секретарь». Баскаки принести на Русь китайские бюрократические порядки: строгую централизацию, проведение переписей для взимания подоходного налога, круговую поруку объединенных в «десятки» и «сотни» налогоплательщиков. Круговая порука стала характерной чертой русской общины, она сформировала коллективистский менталитет русского народа. Другая черта русских – покорность властям – также восходит к той эпохе, символом покорности был обычай «челобития» - это буквальный перевод китайского «коу-тоу». А символом власти чиновников была «книга» - это искаженное китайское слово, означающее «свиток, сверток»; дело в том, что на Руси писали по восточному обычаю на свитках. Русские счеты тоже были заимствованы из Китая – это приспособление называется в Китае «суан-пан».

Впрочем, в формировании административной системы принимали участие и мусульманские чиновники, арабы и персы, составлявшие в XV веке костяк ордынской бюрократии. Термины «печать», «папирус», «папка» (для бумаг), «киличей» (посол), «лафа» (жалованье) имеют арабское или персидское происхождение. Так же как в Персии, основным правительственным учреждением на Руси была Казна («хазине»); в Казне хранились налоговые росписи, которые и в России, и в Персии называли «дефтери». До сих пор непонятно, на каком языке говорили и писали дьяки Казны, известный востоковед Чарлз Гальперин, утверждает, что это был «мета-тюркский язык», причудливая смесь нескольких наречий. В русских архивах сохранились надписи, сделанные уйгурскими буквами, и знаменитая «русскую вязь» в чем-то унаследовала их стилистику.

Надо сказать, что собственно дань была невелика – она составляла примерно десятую часть доходов. К тому же в начале XIV века баскаки были отозваны, и основная часть дани теперь оставалась в распоряжении Великого князя Владимирского. Так что, если не считать того, что во время нашествия погибла бо´льшая часть населения, для уцелевших «иго» может показаться не таким уж страшным. Но это была уже жизнь после «атомной войны».

Секрет могущества завоевателей заключался в их оружии – мы уже говорили про пороховые бомбы. Порох на Руси называли «огненным зельем» - это буквальный перевод китайского названия «хо яо». Но главным оружием монголов были мощные луки; этот лук (вместе с колчаном) называли на Руси «сагайдак». Русские воины научились стрелять из монгольского лука и сели на быстрых степных коней; они носили татарские стеганые доспехи, «тигиляи» и рубились кривыми татарскими саблями. Идя в атаку под пение зурны, русские вместе с татарами кричали «ура!» – «бей!»; они называли друг друга на татарский манер «богатырями», «казаками», «уланами»; в русский язык незаметно вошло множество тюркских слов: атаман, караул, колчан, есаул, бунчук, облава, булат, нагайка…

Пушкин в свое время писал, что «чуждый язык распространяется не саблею и пожарами», что едва ли полсотни татарских слов перешло в русский язык. Великий поэт был неправ, в русский язык перешло не 50, а по меньшей мере 250 тюркских слов – в этом может убедиться любой, достаточно открыть этимологический словарь Фасмера. Многие заимствованные тюркские слова относятся к сфере торговли, ремесел и быта: базар, магазин, товар, таможня, амбар, кирпич, фитиль, телега, ковер, тюфяк, диван, утюг, карандаш, колбаса – и можно привести много других примеров. Были позаимствованы многие названия тканей; заимствовалась и одежда, восточные «кафтаны», «халаты», «дохи», «шубы», «тулупы», «сарафаны», «армяки», «башлыки». Имперский посол Сигизмунд Герберштейн отмечал, что русская одежда очень похожа на татарскую, только застегивается с другой стороны. Русские князья и бояре подолгу жили в Орде, постепенно они стали подражать ханам и бекам. Они носили парчовые халаты, атласные шаровары, сафьяновые сапоги на высоких каблуках; они брили головы и носили серьги в ушах, украшали своих лошадей парчовыми седлами и охотились с прирученными соколами. Так же как мусульмане, бояре не позволяли своим женам выходить к гостям и запирали их в терем. Русские женщины тоже подражали знатным татаркам: они белили лица, обильно румянились и, используя какие-то капли, делали свои зрачки черными.

В итоге, прожив 250 лет под властью завоевателей, Россия стала страной Востока, и приезжавшие из Европы послы все как один говорили про восточные обычаи русских.
Россия оставалась восточной страной вплоть до Петра I, который насильно вернул ее на Запад. Началась вестернизация, дворяне носили европейскую одежду и даже в кругу семьи предпочитали говорить по-французски. Дошло до того, что новорожденному ребенку давали няню-француженку, чтобы она с колыбели учила его французскому языку. В результате русские разделились на две нации: европеизированное дворянство и простонародье, которое отчасти сохраняло восточную культуру. Шапки-ушанки, валенки, пресловутые ватники – это все монгольская или китайская одежда. Серьги, обычай вешать на стены ковры – это осталось от прежних времен. Но главное, русские сохранили менталитет тех времен: общинный коллективизм, почитание чиновников, всевластие бюрократии. И обычай давать взятки тоже ведет начало от той эпохи, когда «били челом» и приносили дары «битикчи» и дьякам.

Нужно ли вообще говорить об иге? Это трудный вопрос. В некоторых странах, как в Германии и Японии, предпочитают забыть о своей истории. И почти везде историю ретушируют, исходя из национальных соображений. У нас фактически запрещено упоминать о «монголо-татарском иге» и даже просто об «иге» - в учебниках пишут «ордынское господство». Остается убрать из летописей слово «татары», заменить на что-нибудь более политкорректное. Такая политика приведет к тому, что о настоящей истории будут рассказывать подпольные историки, а слушатели будут недоверчиво крутить головой. «Да неужели? А зачем вы нам все это рассказываете? Хотите нас принизить нас?». Ну что же, многим лучше пребывать в неведении. «Многие знания – многие печали».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.