Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Фанар могут сильно подхлестнуть из Вашингтона»

На литургии в Москве в минувшее воскресенье патриарх Московский Кирилл впервые за время своего правления не упомянул имя патриарха Константинопольского Варфоломея I, как это делал до сих пор при ритуальном перечислении первых епископов других поместных церквей мира. Так решил в пятницу Священный синод. Позиция Русской церкви стала реакцией на назначение экзархов – представителей Константинополя – на Украину без согласования с местной иерархией. Каким может быть развитие событий, как решится вопрос с автокефалией Украинской церкви? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился протоиерей Всеволод Чаплин:

«Реакция Москвы – еще не полный разрыв отношений, означающий непризнание Константинопольского патриархата церковью, но уже полшага до него.

В синодальном заявлении говорится: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».

Велика вероятность того, что «антиканоническая деятельность» продолжится, причем в ближайшие недели. Два экзарха Константинопольского патриархата – архиепископ Даниил и епископ Иларион – уже прибыли в Киев и начали переговоры. По информации, поступающей из незалежной, речь ведется о признании Константинополем каноническими по крайней мере некоторых «иерархов» раскольнических группировок – возможно, через повторное их рукоположение, а потом о проведении объединительного собора с участием этих раскольников и некоторых епископов канонической Украинской православной церкви. Последняя является самоуправляемой частью Московского патриархата, но майданно-евроинтеграторское предательство давно зреет и в ее среде.

Впрочем, расположенный в стамбульском квартале Фанар «патриархат невидимой империи», возможно, еще потянет время – ведь у него есть скрытые цели. Во-первых, он желал бы не отпускать церковную Украину в свободное плавание, а порулить ею сам – как можно дольше, вплоть до десятилетий. Своим автономным структурам в Финляндии, Эстонии и США никаких автокефалий он упорно давать не хочет. Во-вторых, фанариоты не хотят видеть во главе «автокефального» проекта так называемого киевского патриарха Филарета (Денисенко) – тот, получив желанную грамоту, немедленно забудет про греческих манипуляторов, да еще и поиздевается над ними. Именно поэтому на Фанаре хотели бы поставить на место главы «единой поместной церкви» понятную и управляемую фигуру – например, одного из своих нынешних экзархов. В-третьих, Варфоломей может испугаться того, что с его именем история свяжет вечное разделение православного мира.

А оно вполне реально. Причем корни его – гораздо глубже, чем нынешняя ситуация вокруг Украины. Еще с 1920-х годов на Фанаре возобладали модернистские тенденции, и с тех пор Константинопольский патриархат развил целую систему доктрин и действий, которые можно назвать еретическими – противоречащими истинно христианскому вероучению. Убежден: не нужно бояться их так квалифицировать. И потом выйти с открытым забралом к православным народам, в том числе к украинскому и греческому, чтобы сказать им: вам меняют веру с истинной на ложную! Это будет гораздо убедительнее, чем рассуждения об автокефалиях-юрисдикциях-экзархах-томосах. В этом случае за поборниками истины пойдет большинство православных верующих мира. Даже если не все формальные иерархии 14 общепризнанных автокефальных церквей присоединятся к этому большинству. Ведь речь пойдет не о расколе, а об очищении церкви.

Кстати, в православном понимании церковь – не там, где большинство епископата или народа, а там, где истина. Даже если ее хранят лишь небольшие группы, как было во времена иконоборчества VIII–IX веков или Ферраро-Флорентийской унии Константинополя с Ватиканом в XV столетии. И сегодня Русской церкви нужно перестать зацикливаться в круге, начерченном не нами, то есть в недавно возникшей системе 14 автокефалий. Переформатировать эту систему довольно легко, и я публично предлагал это сделать еще пару лет назад. Принятие решений должно отражать прежде всего не древние привилегии, а число епископов, духовенства и мирян, их верность православию.

Если даже Фанар хочет «поспешать медленно», традиционно чередуя вероломные наступления и лицемерные улыбки, его могут сильно подхлестнуть из Вашингтона. Там – основная часть его паствы и денег, там – главное политическое прикрытие. Так что развитие событий наверняка будет все-таки довольно быстрым».

Фото: council.gov.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.