Черноморское побережье оказалось не готово к ливню. 116 мм осадков, выпавших за несколько часов в прямом смысле слова утопили города – смыло мосты, а транспортное сообщение было прервано. Не обошлось и без человеческих жертв. Редактор «ФедералПресс» по ЮФО Андрей Гусий обратил внимание на некоторые нюансы, которые подчеркнула стихия:
«Можно сколько угодно говорить о суммах, выделенных на компенсацию ущерба. Можно рассказывать о штабах, работах по восстановлению инфраструктуры. Но стоит ли? Ведь это не первый случай, а жизнь так ничему и не учит.
Начнем с ливневой канализации. Понятно, что на эту тему не высказывался только ленивый. Но коммуникации с советских времен толком не меняются. И это касается не только Краснодарского края, в большинстве городов России именно так. Суть в том, что услуги канализации или же вывоза ЖБО оплачивают жители и предприниматели, а вот налог на дождь пока не введен.
Показала стихия и отсутствие готовности к чрезвычайным ситуациям – воды, топлива и прочего просто не хватало, не было запасов.
Реки вышли из берегов. Водой смыло несколько мостов. Иными словами, мосты не рассчитаны на климатические и прочие условия, в которых они находятся? При этом, если посмотреть историю региона, то можно сказать: это далеко не первое наводнение и, скорее всего, не последнее. Об изменении климата и возможного учащения таких ливней говорят уже и эксперты.
Конечно же, можно сказать о том, что было слишком много деревьев в реке, которые и подкосили опору. Минуту, а о горной растительности чиновники и прочие эксперты узнали только после обрушения мостов? В голову, получается, никому не приходило предсказать такой итог, пусть просто с оглядкой на предыдущие случаи. Ну, так себе эксперты, но зарплаты наверняка хорошие.
И еще один интересный момент. Смыло один автомобильный мост и часть железнодорожной ветки. В результате несколько городов оказались отрезанными от, можно сказать, не только края, но и России. Питание, воду, лекарства и топливо просто невозможно было доставить оставшимся на образовавшемся острове жителям.
Стихия просто показала, что у нас не предусмотрено альтернативных, запасных транспортных артерий. Мы слышим много красивых выступлений о развитии дорог, их влиянии на экономику. А по факту? А по факту у нас один мост, который, к тому же, имеет весьма малый запас прочности. А еще один такой ливень? Не хотелось бы об этом, но... А если теракт? Все?
Просто в это надо вдуматься. На главном курорте России, на основной артерии в сторону зарубежных стран у нас просто одна дорога. А ведь мы очень серьезно уязвимы внутри региона.
Нам внешние враги не нужны, у нас свои – чиновники, которые принимают решения. При этом винить региональные власти – глупо. Анализировать и финансировать такие моменты должны федеральные власти, у местных просто не хватит на это бюджетов.
Надо вводить ответственность для чиновников и экспертов в подобных ситуациях. Упал мост? Кто поставил подпись, что он нормальный? Кто не увидел, что альтернативного пути нет? Берем этих двух лиц и в гражданском порядке взыскиваем с них стоимость ремонта моста и строительства объездной дороги.
Наверное, именно такое наказание рублем может заставить их думать до происшествия, а не ликвидировать последствия за счет бюджета».