Недавно стало известно, что на выполнение нацпроекта «Здравоохранение» в ближайшие 5 лет направят огромную сумму – около двух триллионов рублей. Будут закрывать самые острые вопросы и развивать онкологическую помощь, детские больницы, исследовательские центры. Все это своевременно и очень актуально. Важно еще одно – сочетать финансовые вливания с повышением эффективности работы больниц и поликлиник. Зачастую огромные деньги уходят как в решето из-за того, что на местах не всегда заинтересованы в наилучшем их использовании, и государственный бюджет многим представляется неисчерпаемым источником благ. О том, как заставить нашу систему здравоохранения работать лучше рассказал Сергей Ванифатов, директор по развитию медико-сервисной компании «Этнамед»:
«Чтобы с максимальной отдачей и экономией использовать помещения и оборудование больниц и поликлиник, необходимо пересмотреть их финансовую политику. Платить премии врачам и выделять деньги на оснащение каждого из подразделений нужно по справедливости – исходя из того, насколько хорошо они поработали. Это будет лучшей мотивацией для эффективного труда.
Не нужно стесняться зарабатывать, конечно, не в ущерб бесплатной медицине, которая гарантирована каждому гражданину страны. При сохранении всего базового набора врачебной помощи, стоит расширять перечень платных услуг. Многие поликлиники и больницы так и поступают – основным доходом государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в 2018 году стали платные приемы врачей общей практики, количество которых превысило 12 млн.
Кроме того, по данным медико-сервисной компании «Этнамед», популярностью пользовались платные консультации узких специалистов – чаще всего люди обращались к окулистам, неврологам, оториноларингологам, хирургам и онкологам.Также лечебно-профилактический учреждения (ЛПУ) неплохо заработали на проведении аппаратных обследований – УЗИ, ЭКГ и т.д.
Однако набор услуг можно расширять и развивать. К примеру, ввести популярную услугу чекапа (полное обследование организма для раннего выявления опасных болезней), которую оказывают частные клиники, использовать возможности телемедицины для проведения консультаций на расстоянии.
Из заработанных средств в ЛПУ стоит формировать фонды. Как минимум, два: фонд развития больницы и резервный фонд. Фонд развития послужит источником средств на обучение и повышение квалификации врачей, на премии за отличную работу, на ремонт помещений и обновление оборудования, и позволит лечебному учреждению расти и оттачивать качество своих услуг.
Таким образом, государственные ЛПУ будут приносить больше денег, следовательно, будет больше возможностей для технической модернизации и повышения квалификации персонала.
Врачи в государственных больницах и поликлиниках нередко направляют пациентов на дорогостоящие (но бесплатные для пациента) анализы, тогда как достаточно бывает более простых и дешевых. Никто за этим не следит, при этом мотивация доктора понятна – лучше лишний раз перепроверить (раз уж бесплатно), чтобы картина была более полная. Как результат – пациент тратит время, а государство платит за чересчур внимательных докторов.
При внедрении стандартов лечения, все дополнительные обследования и анализы для уточнения диагноза будут назначаться по строгому алгоритму, что в конечном итоге сократит число «лишних» манипуляций. На западе, где уже много лет разработаны и внедрены в медицинскую практику стандарты лечения, в любой клинике, куда бы ни пришел пациент, алгоритм диагностики и лечения будет одинаковым. А в помощь докторам – огромная общедоступная база, позволяющая уточнить диагноз без лишних затрат.
Одна из целей нацпроекта «Здравоохранения» – повысить использование в медицине инновационных технологий. Кроме «умного» медицинского оборудования, наше здравоохранение, на мой взгляд, выиграло бы от следующих достижений цифровизации:
– Сеть электронных медицинских карт с широкими возможностями. В России сегодня создают единый цифровой контур в здравоохранении. Во многих европейских странах что-то подобное ввели уже давно и теперь задумываются о бОльшем. К примеру, об общем доступе к медицинским данным, который будут иметь не только врачи, но и пациенты со специальных мобильных приложений.
В России, выходя от врача, многие зачастую даже не знают своего диагноза, они просто идут в аптеку и покупают назначенные лекарства. Доступ к медицинским данным позволяет лучше следить за своим здоровьем и, главное, быть в этом заинтересованным. Не все к этому готовы – и это отдельная проблема. Однако основная масса россиян начинает все лучше разбираться в вопросах здоровья – на просвещение работают многочисленные передачи по телевизору и интернет.
А если ввести в обиход интеллектуальных голосовых помощников для врачей, то они освободят время для самого главного – лечения больных. Согласно исследованиям, доктора тратят на заполнение электронных карт в два раза больше времени, чем на общение с пациентами. Медработники США, которые участвуют в опытах по внедрению таких помощников, стали уделять «писанине» на 70% меньше времени.
– Телемедицина. Сегодня телемедицинские центры работают при многих ведущих клиниках в Москве и Санкт-Петербурге. Есть успешные примеры и в регионах. Например, в Центре диагностики и сердечно-сосудистой хирургии в Сургуте организованы три консультативно-дистанционных пункта, где врачи круглосуточно дают консультации по лечению острого инфаркта миокарда и врожденных пороков сердца у детей. Центры телемедицины действуют в клинико-диагностических центрах в Казани, в Ижевске и во многих других городах России. Все они работают, как правило, в крупных областных или межрегиональных учреждениях и, в основном, нацелены на обучение коллег из других городов.
Но возможности телемедицины куда шире, они пригодятся обычным поликлиникам и больницам. К примеру, с ее помощью занятой горожанин может отправить доктору результаты анализов, а тот назначит ему необходимое лечение»
Фото: pixabay.com