Минэкономразвития подготовило дорожную карту по развитию туризма до 2024, на которую планируется выделить 100 млрд. рублей. О том, что же, несмотря на вложения, мешает развитию российского туризма, говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:
«Новость эта довольна неожиданная, в свете того, что в России уже существует программа «Культура и туризм 2019-2021» с бюджетом в 20 млрд. рублей и потому, что сам формат дорожной карты, где должны быть расписаны все шаги для достижения цели (а это удвоение денежного потока от иностранцев в 2 раза к 2024 году), не свойственен нашему Министерству экономического развития, тяготеющему к более абстрактным документам. Неожиданная тяга к туризму. Неужели наши чиновники стали невыездными, и переживают о своем летнем отдыхе?
В любом случае туризм – это не просто вопрос качественного и комфортного отдыха. Туризм играет значительную роль в экономике России. Около 500 тысяч человек в нашей стране заняты в этой сфере. Но несмотря на превосходный туристический потенциал (у нас в стране есть моря и океаны, горы и реки, исторические города, разнообразие природных и климатических зон), Россия в рейтинге лучших туристических стран от аналитиков Всемирного экономического форума находится лишь на 43 месте.
Неверно считать, что туризм важен только для экономики небольших южных государств, омываемых морями. По оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2007 году туризм занимает четвертое место среди всех отраслей по доле вклада в мировой ВВП (8,3 трлн. долларов или 10,4% от мирового ВВП). Первые строчки рейтинга туризм уступает только розничной торговле, финансовым услугам и строительству. А к 2028 году вклад туризма в мировую экономику должен вырасти до 12,5 трлн. долларов и дать 11,7% мирового ВВП. Так что не стоит недооценивать значение туризма.
Но Россия отстает от мировых тенденций. По оценке Ростуризма, туристская отрасль в нашей стране сейчас дает 3,47% отечественного ВВП. В планах на 2026 год - повысить вклад до 5% ВВП. Но это вместе с побочными сервисами и услугами. А вот доля прямых поступлений, по оценке WTTC, в России находится на уровне 1,2%. Для сравнения: в США туризм дает 2,6% ВВП прямых поступлений, в Китае – 3,3%, в Германии – 3,9%. А ведь это все промышленные гиганты! Но туризм не теряется и у них. А с учетом колоссальной разницы в ВВП России и США, прямой вклад туризма за океаном в номинальном выражении по итогам 2017 года был в 26,1 раз больше! У них отрасль принесла 509 млрд. долларов, а у нас – 19,5 млрд. долларов. Однако некоторая положительная динамика туристской отрасли имеется (исходя из данных Росстата, добавленная стоимость, произведенная отраслью в 2017 году, оказалась на 77,4% больше, чем в 2011 году).
Почему же Россия все равно так отстает? Многое можно списать на низкую покупательную способность населения, но у нас все слишком зациклено на Москве. В 2018 году столица приняла 23,5 млн человек, это 39,2% от всего турпотока, который в прошлом году вырос на 10% и достиг 60-миллионной отметки. Даже Санкт-Петербург сильно отстает: только 8,5 млн человек, а замыкает тройку самых популярных городов Сочи – 6 млн человек туристов. О каком стремительном развитии можно говорить, если все равно все дороги ведут в Москву? Даже приток 5 млн. иностранных туристов, многие из которых целенаправленно ехали на Чемпионат мира по футболу, не смог изменить ситуацию.
Естественно, локальные успехи имеются. Например, турпоток в Крым в прошлом году вырос на 28% до 6,8 млн. туристов. Результат очень достойный, но достигнут он не столько из-за развития туристической инфраструктуры, сколько благодаря вводу в эксплуатацию моста через Керченский пролив, что сильно упростило логистику для туристов, предпочитающих свой автомобиль.
Попыток переломить ситуацию и отвадить россиян от поездок в Турцию и Египет на «все включено» без прямых запретов на перелеты было немало. Например, с 2007 году развивать внутренний и въездной туризм у нас пытаются с помощью создания особых экономических зон (ОЭЗ), которые хорошо себя зарекомендовали по всему миру. Они предлагают льготные условия для развития приоритетных направлений бизнеса. Именно ОЭЗ стали драйверами роста в Китае, Ирландии, которые сейчас являются мировыми лидерами по производительности труда.
Вот только дальше громких заявлений дело не очень-то пошло. ОЭЗ в Краснодарском крае была закрыта в 2010 году без каких-либо результатов, ничего не появилось и в «Куршской косе» Калининградской области, которая прекратила свое существование в 2012 году. Теперь под угрозой существования ОЭЗ «Байкальская гавань» в Бурятии. Она функционирует с 2007 года, формально вся занята резидентами, только вот они оказались фиктивными – до сих пор не реализовано ни одного проекта (это был вынужден признать даже глава бурятии Алексей Цыденов). Эффективность ОЭЗ в пане привлечения инвестиций остается крайне низкой: так, например, ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в алтайском крае получила 4,2 млрд. рублей федеральных инвестиций, 440,4 млн. рублей из краевого бюджета, но привлекла только 853 млн. рублей частных инвестиций. И в итоге отличилась только тем, что инфраструктура, рассчитанная на 12 тыс. человек в сутки, не может нормально функционировать при ежедневном потоке в 300–700 человек. А площадку Большое Голоустное ОЭЗ «Ворота Байкала» как бы развивали 8 лет, потратили 108 млн. рублей и поняли, что она вообще непригодна для туризма.
Сейчас ОЭЗ спасает только то, что их у нас организовывают на месте уже существующих курортов. Создали – и уже есть турпоток. Но потенциал развития у такого подхода мизерный: в тех же «Воротах Байкала» было создано 30 новых рабочих мест из 3153 запланированных.
Принцип создания особых зон в каких-то определенных местах в России не работает. Можно искусственно создать курорт где-нибудь на Алтае, но кто туда поедет, если билеты на самолеты постоянно дорожают? А до некоторых совершенно уникальных мест сейчас и вовсе практически невозможно добраться. Только на протяжении прошедшей зимы рост цен на внутренние авиаперелеты, по данным сервиса Biletix, составил 17%, а по оценке OneTwoTrip - на 33%. Это произошло из-за необходимости компенсировать расходы на подорожавшее топливо и снижения курса рубля. Также в 2020 году заканчивается действие льготной ставки НДС 10% на региональные авиаперевозки. За последние 25 лет число аэродромов и площадок в 19 труднодоступных регионах, где авиасообщение зачастую является единственным способом туда добраться, сократилось на 55%. Всего же по стране количество малых посадочных площадок в России на данный момент в 20 раз меньше, чем было в 1985 году.
С нашим обилием сельских поселений прекрасно бы развивался экотуризм. Но этого не происходит. Дело в том, что некоторые законы противоречат задачам развития туризма. Главной преградой является невозможность для фермерских хозяйств легально совмещать профильную деятельность с размещением туристов. А ведь это самый простой способ увеличить число мест коллективного размещения в удаленных уголках страны. Более того, привлечение туристов на фермы обеспечит фермерам спрос на их продукцию. А на том же Байкале сталкиваются с другой проблемой: статус охраняемой природной зоны не позволяет даже законно построить очистные сооружения в местах отдыха.
Налицо также дефицит туристской инфраструктуры, в том числе мест размещения. Не справляется потоком туристов ни Крым, ни пока что экзотическая для большинства Мурманская область, переживающая сейчас взрывной рост турпотока и Китая (этой зимой регион посетило на 37% больше иностранцев, чем прошлой). Поток китайских туристов к берегам Баренцева моря с 2015 года вырос с 800 человек до 12 тыс. в прошлом году, а тайцев – с 50 человек до 7000 тыс.
Так что работы у новой главы Ростуризма Зарины Догузовой будет предостаточно. Как она будет справляться – покажет время. Пока что оценивать слишком рано, ее назначение произошло только 7 февраля. Наверняка, ее опыт работы в сфере связей с общественностью не обойдет стороной пиар и повышение информированности населения о возможностях внутреннего туризма. Весьма актуально: зачастую люди намного больше знают о возможностях путешествий по другим странам, чем по России. Русский север, соляные озера в Оренбургской области, уникальные горнолыжные курорты Сибири, пляжи Приморского края, нетронутая природа Камчатки – малоизвестных вариантов масса. А ведь свои туристические центры с разнообразными программами существуют даже в Ненецком АО. Будет непросто, ведь дорожная карта, спущенная Минэкономразвития, делает упор на развитие основных туристических направлений, которые популярны уже сегодня, а те, что имеют нераскрытый потенциал остаются в тени.
Да и про другие проблемы нельзя забывать: есть потребность в отмене НДС на все внутренние авиарейсы, чтобы компенсировать подорожание билетов из-за роста цен на топливо. Необходимо разработать и внедрить единую программу развития малой авиации, чтобы промышленность шла в ногу с восстановлением аэродромов, необходимо исключать из действующих законов устаревшие нормы, препятствующие работе предпринимателей и развитию туризма. Въезд в Россию должен быть максимально простым как минимум за счет упрощения получения виз и распространения электронных туристических виз: пускай некоторые страны усложняют свои процедуры для россиян, симметричный ответ тут не поможет – люди по всему миру должны знать, что туризм в России – это легко и приятно. Список приоритетных направлений должен быть расширен не только круизным туризмом, как предложила недавно спикер Совет Федерации Валентина Матвиенко, но и гастрономическим, и сельским туризмом.
Такой комплексный подход позволит и удержать «чемпионатные» 5 млн. иностранных туристов, и увеличить турпоток по 70 млн. человек уже в обозримой перспективе. А иначе внутренний туризм будет уделом только невыездных силовиков, военных и редких энтузиастов-патриотов».