В последние годы социальные сети набирают все большую популярность среди чиновников. Особенно примечательным стал тотальный выход в сеть российских губернаторов. Комментирует политолог Алексей Орлов:
«Первая волна интереса руководителей регионов к сети началась во время президентства Дмитрия Медведева и была неким добровольным трендом. А сегодня, судя по всему, мы наблюдаем самый пик второй волны, связанный с тем, что работа в социальных сетях стала еще и одним из важнейших критериев оценки эффективности региональных администраций со стороны центра.
Итак, для чего политикам социальные сети?
Основных вариантов несколько: это создание и дальнейшая поддержка собственного имиджа, привлечение сторонников, оценка общественных настроений, мониторинг проблем, реакций на решения и т.д.
Однако есть опасения, что соцсети из удобного интерактивного инструмента могут превратиться в нечто не очень дружелюбное и даже деструктивное.
Сегодня хочется поговорить даже не столько о том, что существуют опасности (и даже уже конкретные примеры) создания фейковых аккаунтов от имени официальных лиц, и не о возможностях вбросов дезы, а, скорее, о другой стороне процесса.
Губернаторы – зачастую популярные фигуры и количество их подписчиков переваливает за десятки тысяч. Именно поэтому страницы глав регионов быстро обрастают пользователями, среди которых есть и те, кто использует инструмент в своих, не совсем честных, интересах. Кто ведет неконструктивное самоутверждение за счет чужой популярности или может злоупотреблять и даже предавать площадкам совершенно иной смысл, чем его видели создатели аккаунтов изначально.
Иными словами, эксперты уже давно поняли, что социальные сети могут быть не только инструментом власти, но и способом манипулирования этой же властью.
Сегодня обратиться к губернаторам можно напрямую, за несколько секунд, и это хорошо. Но у каждого позитивного инструмента всегда есть «оборотная сторона». Зачастую, даже лично следящие за своей страницей главы региона, поступающие проблемные вопросы, конечно, не решают лично, а направляют для работы своим подчиненным. Человек обратился прямо здесь и сейчас, часто на эмоциях, и ответ ему нужен тоже сразу, мгновенно. Но большинство вопросов не решается молниеносно, и более того, вся чиновничья система веками формировалась как инертная, бюрократическая, со сложным алгоритмом согласований, решений и действий. С одной стороны, чиновник мог бы и хотел ответить быстро. С другой, мы все видели, как может развернуть общественное мнение слова должностных лиц, «вырванные из контекста», сказанные «без согласования» или «не подумав». Люди же в сети не получают ответ или решение моментально и начинают злиться.
Вообще и критика, и замечания, и недовольство в адрес власти и губернаторов имеет право быть (если она конструктивна, последовательна, логична). Она держит власть в тонусе, показывает реальное положение дел, отражает отношение части людей к персонам и проблемам, дает обратную информацию.
Но сегодня, к сожалению, все больше зреет одна неприятная тенденция. Эксперты и социологи повсеместно отмечают, что невроз общества нарастает на фоне социально-экономических тенденций в стране. Раздражение граждан растет и будет расти дальше. А критиковать в интернете, как мы знаем, легче всего. Это привело за собой повышение градуса так называемого общего, неконкретного негатива. Безфактурная критика ради критики часто перерастает в прямой троллинг и иные клинические формы комментирования в интернете. Залог безнаказанности – анонимность. В этом «шуме» теряются реальные и злободневные обращения граждан.
Для иллюстрации вышеуказанных проблем можно рассмотреть аккаунты ВРИО Губернатора Курганской области Вадима Шумкова, который изначально сделал свои страницы максимально открытыми, дал возможность мгновенной и прямой связи.
Это начало работать! Жители региона, не привыкшие к такому прямому общению с первым лицом региона, стали активно писать о своих проблемах и просьбах, и многие из них стали решаться. На обращения, даже личного, узкого характера следовал ответ, решение, позиция. Поток обращений стал расти в геометрической прогрессии, но этот мощный поток принес совершенно разную аудиторию.
Отвечать на все такие обращения стало очень сложно, не только лично, но и с помощью помощников, а среди такого потока стали теряться действительно конструктивные предложения, нужные и важные вещи. Шумкова стали считать некой палицей, которой можно пугать всех неугодных и размахивать ей по любому поводу. Часть пользователей стали требовать немедленно решить все проблемы. Тематика жалоб опустилась на уровень «у меня в подъезде не горит лампочка».
А раз ответов и решений в соотношении с поступившими письмами стало меньше, то и критики стало появляться все больше.
Несколько дней назад, видимо, устав от волны негатива, ругани и неподкрепленных фактами жалоб, глава Зауралья обратился к пользователям с призывом «не заниматься самопиаром, мелким шантажом, переругиванием, выливанием своего недовольства жизнью и всем миром на других». На этом фоне к странице губернатора обратились участники популярного сообщества троллей «2ch». Комментарии под постами Вадима Шумкова разделились надвое - жители поддержали призыв врио губернатора, анонимы же буквально атаковали оскорблениями страницу врио главы Курганской области.
Казалось бы, что плохого в обратной связи с людьми? Но сложность в том, что комментарии - это, как правило, набор личных мнений каждого отдельно взятого пользователя, зачастую противоречащие друг другу. В результате далеко не всегда комментарии в интернете отражают истинное положение вещей.
Более того, эти «экспертные» мнения, нередко, высказываются в очень эмоциональной, не логичной, не последовательной, а иногда бредовой форме. Трудно разобраться в сути такого комментария, трудно дать ответ или решить вопрос. А негатива после себя такая запись оставляет много. Удалять ее – значит получить волну критики, что вы закрываетесь от общения. Оставить – расписаться в бессилии или черствости.
Возвращаясь к анализу аккаунтов Вадима Шумкова стало понятно, что помимо большинства порядочных, грамотных и адекватных людей, в них постепенно стали появляться и другие интернет-обитатели, из которых особо можно выделить несколько категорий.
Первая — это те, кто вместо реальной работы только изображал бурную деятельность, находясь у «кормушки». С приходом новой команды и внедрению новых подходов такие люди заслужено потеряли свои посты. Но они считают себя пострадавшими от действий Шумкова. Естественно, что, несмотря на одобрение его деятельности со стороны большинства населения – они недовольны совершенно всем, что связано с новым врио. Часть обиженных местных и областных чиновников через анонимные аккаунты стали использовать комментарии к постам губернатора с целью насолить начальнику или коллегам. Их активность стала заметно расти и в интернете, где «жертвы нового режима», судя по всему, стали объединятся, что называется, по принципу «против кого дружим»
Вторая категория — это «вечно недовольные». Люди такого формата готовы исписать тонны бумаг, потратить на это годы своей и чужой жизни, но сделать хотя бы один самостоятельный шаг (вложить рубль, убрать мусор) почему-то не в состоянии. У них в голове образ идеального государства, губернатора, мэра, которые все делают за него, без всяких сбоев и проблем. Являются ли они при этом сами идеальными людьми, у которых все в идеальном порядке – вопрос…
Очень близки к ним – скептики. Эти считают, что в области, стране в целом было и будет плохо всегда, а все инициативы власти - просто пиар. На самом же деле, по их мнению, ничего не делается и делаться не будет. Любая же негативная, даже самая непроверенная информация, такими пользователями воспринимается максимально «на веру» и активно транслируется.
Последнее время, по моим наблюдениям, активизировалась новая группа. Назову их «шантажисты». Представители этой категории по любому поводу начинают грозить, что не пойдут на выборы или пойдут, но проголосуют так, что мало не покажется, если их проблемы не будут тут же решены.
Пятые – это «Ждущие чуда». Это еще одна разновидность неконструктивных комментаторов – противоположность скептикам, но одинаково далекие от реальности. Основные мысли таких комментаторов - следующие. «Шумков приехал из Тюмени, там много денег – значит и у нас будет много и очень скоро». Или по-другому. «Пусть покажет чудо и поскорее, да и во всех сферах». Такие люди не готовы ждать или лично участвовать в переменах. Несмотря на факт, что своих денег у Курганской области не хватает даже на выплату зарплат бюджетникам, а проблемы могут и будут решаться, но не так скоро, как хочется - не чудесами, а тяжелым трудом.
С ростом рейтинга ВРИО стали появляться представители шестой группы. Новая категория явно хочет сыграть на высокой популярности Шумкова у населения, но при этом за счет противостояния с ним (или вымышленного противостояния). Психологи, наверное, скажут, что это люди с собственными нереализованными амбициями, которые думают, что могут приподнять свою популярность за счет скандалов с более популярными и известными людьми. Анонимные аккаунты активно «панибратствуют» и уничижают как самого врио, так и пользователей, выражающих любое позитивное мнение. Посыл «я понимаю, как все устроено», «пусть ответит мне, я не согласен» является в таких комментариях базовым.
Что будет дальше происходить в губернаторской интернет–политике неизвестно. Но история точно обещает быть интересной и принесет нам поводы для обсуждения. Ну и еще раз повторю важную вещь.
На мой взгляд, большинство подписчиков и комментаторов абсолютно адекватные и понимающие люди, стремящиеся сделать что-то хорошее для себя и окружающих, искренне переживающие за происходящее в жизни региона.
Таким людям можно сказать только спасибо за их неравнодушие и активность и посоветовать читать все новости и социальные сети, комментировать, предлагать и критиковать по делу.
А остальных (тех, кто узнал себя из моей небольшой заметки) хочу призвать быть взаимно вежливым, конструктивным, последовательным и не искажать идею открытости и доступности власти, воспринимать аккаунты глав регионов как рабочий и полезный инструмент, а не возможность для самореализации. Меньше всего хотелось бы, чтобы из-за нескольких сотен тех, кто превращает хорошую идею в боевые действия, была включена модерация или закрывались для других возможность комментирования и прямого общения с главой региона, которая так востребована сегодня».