Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Карантин показал неготовность школьного образования к работе в период кризиса». Эксперт о дистанте

Перевод школ и вузов на дистанционную форму обучения стал серьезным испытанием не только для родителей и самих учеников и студентов, но и для всей системы российского образования. Ситуация, когда не нужно тратить время на дорогу до школы, конфликты с одноклассниками и другие отвлекающие факторы, оказалась совсем не такой привлекательной, когда к ней добавились неумение многих учителей работать в режиме онлайн, отсутствие единой технологической платформы для обучения по всей стране, или хотя по отдельному региону, проблемы технического характера у детей (нет интернета, не хватает ноутбуков, мешают братья и сестры, или даже сами родители). В результате надежды на цифровое образование стремительно развеялись и им на смену пришли разочарование и озлобление со стороны общества. Комментирует руководитель онлайн-школы иностранных языков Alfa School Нарина Багдасарян:

«О причинах произошедшего рассуждать бессмысленно – они очевидны: низкий технический уровень большинства семей и школ, неспособность системы работать в режиме кризиса, отсутствие ориентации на конечный результат, а не на процесс. Важнее сейчас ответить на вопрос - какие последствия этот негативный опыт будет иметь для сферы российского образования после окончания карантина?

Вывод №1. Дистанционное или онлайн-образование – это не суррогат классического образования, не имитация его, а всего лишь одна из форм обучения. И линейной системы перевода из оффлайн обучения к онлайн не существует. Если ваш преподаватель просто читает вам лекцию по Skype, это не онлайн-образование, это просто лекция по Skype. Как и отправка домашних заданий по электронной почте, контрольные в Zoom, во время которых нельзя отводить глаза от камеры и прятать руки, и другие форматы взаимодействия между преподавателями и учащимися, которые мы увидели в течение этих месяцев. Дистанционное образование подразумевает разработку методик, специфических средств и форм обучения, которые должны включать не только формат живого общения, но и хранение и передачу данных по защищенным каналам, систематизацию и анализ результатов обучения для подготовки выводов и рекомендаций. Проще говоря, мало прочитать школьнику урок по Skype или ZOOM, нужно подготовить ему контрольные задания, ответы на которые нельзя будет найти в интернете, и которые будет удобно выполнять и проверять. Весь массив информации по конкретному предмету должен храниться таким образом, чтобы школьник мог всегда к нему вернуться, прочитать конкретный параграф или тему, вспомнить забытое. Результаты обучения – оценки, замечания, прогресс-регресс – тоже должны быть систематизированы, чтобы и преподаватель, и ученик или его родители могли сделать вывод об эффективности обучения. Без этих разработок система школьного и вузовского образования при каждом последующем кризисе рискует превратиться в отмирающую реальность.

Вывод №2. Качественное образование смогут получить только мотивированные школьники и студенты. Удержать внимание при удаленном или дистанционном обучении можно только, если вашему ученику действительно интересно. Естественным образом приобретенная мотивация у школьников – явление редкое. Значит она должна вырабатываться через специфические методы преподавания (смотрите пункт 1). Пусть даже через ту же самую, навязшую в зубах геймификацию. Но когда мы говорим о мотивации и включенности в процесс обучение, стоит наверное все-таки разделить студентов и школьников на две разные аудитории.

Как пишет ТГ-канал «Научно-образовательная политика», опрос у коллег из Незыгаря поднимает важную тему, но правильнее все же разделять аудитории – школьников и студентов. Вместе с тем, ответ по студентам уже известен. «Неделю назад мы задали этот же вопрос ректорам более 130 университетов с числом студентов около 450 000 человек. Во всех университетах отмечено увеличение интереса студентов к учебному процессу и улучшение посещаемости занятий в среднем на 10% в сравнении с докоронавирусным периодом. Это обусловлено тем, что обучение дистанционно студенты воспринимают как часть близкой субкультуры, включающей проведение большого количества времени в социальных сетях и мессенджерах.

В то же время, среди школьников и родителей детей закономерно более критическое отношение к обучению в дистанционной форме. Во многом это обусловлено тем, что родители в период карантина стали для своих детей «домашними учителями». Многие взрослые психологически оказались не готовы к резкому увеличению нагрузки, особенно в семьях, где есть двое и более школьников. Также имеет место быть и банальная неготовность систем образования отдельных регионов к обучению в дистанционном формате, в результате чего дети (в первую очередь, младших классов) банально находятся на каникулах», - пишет ТГ-канал.

Вывод №3. В случае повторения или продления карантина на неопределенное время обычные среднестатические школы впервые окажутся в ситуации, когда им придется конкурировать за учеников. Если раньше считалось, что школа в деревне должна быть, потому что иначе деревня вымрет, а проще всего отдать ребенка в ту школу, до которой ходить можно, не переходя транспортные магистрали, то теперь возникла почти полная аналогия с коммерческим онлайн-образованием. Учиться в престижном московском или питерском лицее или гимназии можно даже если ты живешь в маленьком селе в Приморье или Забайкалье. Лишь бы интернет бы помощнее и знания были соответствующие. Школьники потянутся к школам, лицеям, гимназиям, которые смогут более качественно организовать обучение, а не к тем, которые ближе к месту жительства. Да, произойдет серьезный перекос нагрузок – в провинциальных школах в классах останется по 5-10 человек, а в тех общеобразовательных учреждениях, которые будут пользоваться спросом, - в классе будет много больше стандартных 30-40 учеников. Для преподавателей же эта ситуация, в отличие от учеников, может сложиться не в лучшую сторону. С того момента, как учителя физики или химии можно будет взять из региона, за оплату в 2 раза меньше столичной, при равной квалификации, столичная прописка и место проживание перестанут быть дополнительными плюсами при приеме на работу.

Прежде всего карантин показал, что судьба обучения школьника или студента прежде всего в его собственных руках, при скромной (или не очень) помощи родителей. Ни государство в целом как система, ни преподаватели оказались беспомощными перед этими вызовами. Многие родители были вынуждены посмотреть в глаза реальной ситуации: учиться сложно, школа это не место, куда можно отправить ребенка и забыть о его существовании, пусть его учат и воспитывают, а образование просто как итоговая бумага после 9 или 11 лет не имеет абсолютной ценности, и может быть применимо только в комплекте со знаниями. Учиться просто как способ времяпрепровождения больше не имеет смысла – слишком сложно и хлопотно. Значит изменения будут с обеих сторон – и образовательные учреждения выживут только самые стойкие и эффективные, и обучение продолжат только те, кому это реально нужно. Такие вот выводы о новой реальности, которая возможно нас ждет»…

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.