Сегодня, 30 июня, на строительной площадке Железногорской ТЭЦ состоялась встреча группы депутатов Законодательного собрания (ЗС) Красноярского края с представителями ФГУП ИСК «Росатомстрой» и ФГУП «ГХК». Рабочая поездка по просьбе депутатов городского Совета Железногорска была инициирована председателем комитета по экономической политике заксобрания Михаилом Васильевым. Об этом корреспонденту «ФедералПресс» сегодня, 30 июня, сообщили в пресс-центре регионального парламента.
Сегодня, 30 июня, на строительной площадке Железногорской ТЭЦ состоялась встреча группы депутатов Законодательного собрания (ЗС) Красноярского края с представителями ФГУП ИСК «Росатомстрой» и ФГУП «ГХК». Рабочая поездка по просьбе депутатов городского Совета Железногорска была инициирована председателем комитета по экономической политике заксобрания Михаилом Васильевым. Об этом корреспонденту «ФедералПресс» сегодня, 30 июня, сообщили в пресс-центре регионального парламента.
Напомним, железногорские депутаты обратились с просьбой оказать помощь по восстановлению темпов работ на Железногорской ТЭЦ и выделению для этих целей финансовой помощи из федерального и краевого бюджетов. По мнению железногорских депутатов, сдача объекта в назначенные сроки под угрозой срыва. Уже сейчас отставание от графика производства работ на объектах ТЭЦ составляет от 2 до 6 месяцев.
Как уже сообщал «ФедералПресс», история строительства ТЭЦ длится не один год. В связи с международными обязательствами, Россия приостановила работу двух из трех ядерных реакторов в Железногорске. Остается еще один — промышленный уран-графитовый реактор АДЭ-2. Кроме оборонных целей (производство оружейного плутония), он выполняет и гражданские функции: обогревает город, является основой жилищно-коммунального комплекса ЗАТО. Его планировалось остановить в 2007 году.
За это время городу надо было найти альтернативные источники тепла. На их реконструкцию или строительство по международным обязательствам соответствующие организации США выделяли 150 млн. долларов. Такая альтернатива была найдена — Сосновоборская ТЭЦ (именно ее в некоторых контекстах называют Железногорской ТЭЦ – примечание редакции). Ее строительство начато в конце 80-х годов, но из-за нехватки средств было приостановлено. Мощности, которые были введены в эксплуатацию, обеспечивали теплоснабжение только Сосновоборска. Недостроенная ТЭЦ использовала лишь 15 процентов своего проектного потенциала.
Сосновоборская ТЭЦ являлась собственностью РАО ЕЭС России. Учитывая, что уже была намечена реорганизация этой структуры, и часть объектов планировалось передавать в частные руки, зарубежные инвестиционные фонды и, в частности, дирекция федеральной программы строительства ТЭЦ Министерства энергетики США решили, что выделять деньги отрасли, которая не будет существовать как единое целое — недальновидно, в этой ситуации трудно проконтролировать финансовые потоки. Поэтому встал вопрос о передаче недостроенной ТЭЦ государству в лице более стабильного собственника, — железногорского или сосновоборского муниципалитетов.
Пока шла организационно-подготовительная работа, за потерянные, практически, четыре года, единственное, что сделал Минатом РФ — выделил Томской проектной организации 100 млн. рублей на создание базовой угольной ТЭЦ для Железногорска. Еще два года назад Василий Жидков, занимавший тогда должность гендиректора Железногорского ГХК, подтверждал критичность момента:
«Идет необратимый процесс. Все попытки локализовать реактор или ликвидировать — исчерпали себя. Остановка реактора неизбежна. Не исключаем варианта, что реактор будет остановлен, а ТЭЦ запущена не будет. Даже если бы финансирование строительства началось с 1 января 2003 года, запустить его полностью к концу 2007 года, видимо, не удастся. Мы уже думаем, как в промежуточный период «утеплять» город. Есть три мазутных котельных. По мощности они соответствуют «промежуточному периоду», но тепло получается очень дорогим. В день требуется тысяча тонн. Мы сжигаем ежедневно 4 миллиона рублей, когда реактор стоит на ремонте. Поэтому сегодняшние жилищно-коммунальные расценки — детский лепет по сравнению с тем, что будет при мазутном топливе», – предостерегал руководитель комбината.
Сегодня в строительстве Железногорской ТЭЦ заинтересованы, практически, все. Для Железногорска — это альтернативный источник тепла. Для Сосновоборска — дополнительные рабочие места. Ситуация сегодня складывается следующим образом: остановка реактора неизбежна, ТЭЦ смогут запустить теперь не ранее 2010 года, а коммунальные службы до этого времени перейдут на дорогостоящее мазутное топливо. «Зависает» вопрос и с финансированием со стороны международных организаций — для них важна остановка реактора, а не теплоснабжение российских городов.
Запуск в эксплуатацию первого пускового комплекса был намечен на декабрь 2008 года, второго — на ноябрь 2009 года, и третьего — на август 2010 (март 2011) года. Соответственно, объем выполненных работ от запланированных составляет 39 %, 25 % и 21 %. Но, как выяснилось на встрече депутатов с руководством ФГУП ИСК «Росатомстрой» и ФГУП «ГХК», срок сдачи в эксплуатацию первого пускового комплекса откладывается, практически, на год. По мнению директора ФГУП ИСК «Росатомстроя» Валерия Пойлова, недофинансирование проекта, прежде всего, связано с падением курса доллара и одновременно с ростом цен на строительные материалы. Сказывается нехватка кадров и, что не менее важно, до сих пор не определена эксплуатирующая организация.
Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания края Михаил Васильев, в частности, отметил, что теперь депутаты точно знают о нарушении первоначальных сроков строительства.
«Беспокоит, на наш взгляд, очень важный вопрос — это выбор эксплуатирующей организации. Мало построить станцию. Понятно, что кто-то должен ее профессионально эксплуатировать. До сих пор этот выбор не сделан, и беспокойство вызвано тем, что будущий эксплуатационник должен присутствовать еще на этапе строительства и видеть какие работы выполняются, с каким качеством.
Второй вопрос, на мой взгляд, технически решаемый, но он должен быть осмыслен с точки зрения финансовых расходов. Речь идет об утилизации шлака, который будет получаться при эксплуатации котельных. На ближайшие пять лет нынешние возможности станции позволяют снять эту проблемы, но что будет через пять лет, пока не совсем понятно. Техническое решение о вывозе золы на Бородинский разрез технически оправдано, но непонятно, сколько это будет стоить для бюджета и населения», – подчеркнул депутат.
Что касается информации о предполагаемой эксплуатирующей организации в лице ГКХ, Михаил Васильев пояснил, что профиль комбината уникален, он и сегодня снабжает город теплом, хотя опыта эксплуатации тепловых станций у комбината нет.
«Тем не менее, в энергетике здесь работают в каком-то смысле универсальные люди. Нас, с позиции края, устроила бы кандидатура ГКХ, если бы было принято такое решение Росатомом РФ. Желательно только, чтобы такое решение было принято как можно скорее», – подвел итог парламентарий.