Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Сообразили на троих: кубанская оппозиция устроила предвыборный саморазгром

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Мирошников
Краснодарский край
13 МАЯ, 2017

Сергей Лузинов, Эдуард Кузнецов, Илья Шакалов – три крупных кубанских политика от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР сошли с предвыборной дистанции незадолго до старта избирательной кампании в законодательное собрание края. С чем связано происходящее и не является ли это следствием интриг региональных властей? Разобраться в этих вопросах решила редакция «ФедералПресс».

Уходя уходи

Ситуация, когда два лидера региональных отделений парламентских партий покидают свои посты менее чем за полгода до начала избирательной кампании в Краснодарском крае происходит впервые. Обычно такое случается уже по итогам проигранных выборов или в результате аппаратных игр во время «политического штиля». Тем примечательный поступки экс-председателей кубанских эсеров и либерал-демократов Эдуарда Кузнецова и Ильи Шакалова. Особенно учитывая прогнозы экспертов о том, что оба политика гарантированно попадут в парламент. В то же время, хоть Сергей Лузинов не является лидером коммунистов Краснодарского края и свой партийный пост не оставлял, его переход на должность вице-спикера в мэрию Краснодара также значительно снижает шансы на электоральный успех КПРФ в грядущей предвыборной гонке.

Кроме того, странным кажется не только относительная синхронность громких уходов, но и обстоятельства каждого из них. Напомним, что первым свой пост еще в конце января покинул Илья Шакалов. В ходе внеочередной конференции регионального отделения ЛДПР он сложил с себя полномочия руководителя краевой ячейки партии, которые осуществлял чуть больше года и в свое время в интервью «ФедералПресс» говорил о подготовке к выборам в заксобрание. Его сменил депутат Совета города Туапсе, генеральный директор «Туапсегоргаз» Иван Тутушкин. Тогда ряд экспертов предположил, что причиной ухода является конфликт бывшего координатора реготделения с куратором краснодарских «соколов Жириновского в Госдуме» Юрием Напсо.

Впрочем и парламентарий, и сам Илья Шакалов отрицали наличия проблем в региональном отделении, называя причину ухода – новое место на госслужбе. Впрочем, с тех пор о дальнейшем продвижении по карьерной лестнице экс-руководителя кубанских жириновцев и экс-начальника пресс-службы УМВД по Краснодару ничего не было слышно. При этом, на предыдущих выборах в Госдуму ЛДПР показала достаточно хорошие результаты, обойдя по числу голосов коммунистов и проведя по спискам сразу двух депутатов. Немалую роль в этом сыграл непосредственно господин Шакалов, который за время своей работы значительно оживил местное партийное отделение.

После ухода Шакалов скрылся от внимания журналистов и экспертов, но остался активен в соцсетях

Довольно серьезным партийным организатором считается и Сергей Лузинов. Правда, в отличие от Ильи Шакалова, за плечами он имеет значительный опыт работы в городском и региональном парламентах, а также серьезный опыт по давлению на региональную власть, закрутившей политические гайки на Кубани в конце нулевых годов. В последний раз Сергей Лузинов заметно активизировал протестную деятельность в начале 2016-го года, когда в преддверии выборов местные коммунисты развернули борьбу за отставку с поста мэра Краснодара Владимира Евланова. Позже эта кампания переросла в яростную предвыборную борьбу заявившего о депутатских амбициях парламентария прошлого созыва ГД Сергея Обухова.

Сергей Лузинов проявил здесь себя как талантливый организатор (впрочем, позже появлялась информация о проблемах с финансированием кампании коммунистов). Однако несмотря на это, Обухов потерпел поражение на выборах по округу, а до этого был снят с выборов по партийным спискам. А КПРФ в целом на думских выборах ухудшила свои результаты, уступив второе место в крае жириновцам. Добавим, что в последнее время в околополитических кругах ходили слухи об охлаждении отношений между Сергеем Лузиновым с одной стороны, а также Сергеем Обуховым и первым секретарем краснодарского крайкома КПРФ Николаем Осадчим (которые, по слухам, также имеют натянутые отношения друг с другом). Как бы то ни было, но случившееся в апреле назначение главы краснодарского горкома на пост вице-мэра Краснодара по вопросам спорта и молодежи стало полной неожиданностью для всех наблюдателей. При этом партийную должность господин Лузинов не покинул, а лишь отказался от кресла депутата в действующем созыве ЗСК.

Сергей Лузинов по-прежнему остается главным коммунистом Краснодара, но уже активно участвует в официальных мероприятиях в качестве вице-мэра

Такой же неожиданностью стал и уход со своего поста руководителя местных эсеров Эдуарда Кузнецова, произошедший в последних числах апреля. Напомним, что до своего прихода на должность руководителя партии господин Кузнецов зарекомендовал себя как авторитетный экономист, который в настоящий момент также занимает пост исполнительного директора краснодарского реготделения РСПП. Эксперты отмечали, что на партийном посту Кузнецов может вытянуть из политического небытия местных справороссов. С начала этого года политик, действительно, развернул активную деятельность по реанимации местного отделения эсеров (чему способствовали не только его управленческие таланты, но и хорошие отношения с кубанским истеблишментом). А в феврале в интервью «ФедералПресс» он рассказывал о том, с чем же связан его приход в политику.

На брифинге лидер краснодарских справедливороссов сообщил журналистам о причинах своего поступка, сославшись на отсутствии адекватной поддержки со стороны центрального аппарата партии, на финансовые проблемы (вызванные деятельностью предыдущего руководителя Кубанских эсеров Андрея Руденко) и отсутствие федерального финансирования, а также на попытки эмиссаров центрального аппарата партии «обменять» места в предвыборном списке на «благотворительные взносы». При этом Кузнецов сразу же отнес документы на участие в праймериз «Единой России», хотя перед этим ранее уклончиво отвечал прессе, что ему поступили разные предложения и свой выбор он еще не сделал. «Что греха таить, мне хочется быть депутатом закосбрания», - тогда добавил он.

Покинувший тонущий корабль справороссов Кузнецов уже участвует в праймериз ЕР

Разрушение кубанского отделения «Справедливой России» случилось изнутри и было инспирировано их центральным партийным органом, делится своим мнением член экспертного совета при правительстве РФ, президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. По словам эксперта, перестановки в ЛДПР также произошли по внутренним причинам.

«На мой взгляд, ЛДПР и «Справедливая Россия» всегда были коммерческими проектами, – рассказывает «ФедералПресс» политический активист, главный редактор сетевого издания «Советская Кубань» Вячеслав Потапов. – В отличие от КПРФ, работающих с пожилым, но дисциплинированным электоратом, две другие парламентские оппозиционные партии активно использовали финансовые ресурсы для привлечения сторонников. Кроме того, существенным моментом является и предоставление проходных мест на выборах так называемым спонсорам партии. Все это и могло стать источниками проблем с их кубанским руководством. Так, уход Кузнецова обоснован именно попыткой центрального аппарата партии навязать ему «проходных кандидатов» притом, что он должен был нести ответственность за выборы».

В то же время, по мнению эксперта, ситуация с Сергеем Лузиновым несколько отличается. По словам Вячеслава Потапова, оппозиционный политик имел желание попасть во власть еще во времена работы в гордуме. В итоге его приходу в администрацию способствовали ухудшившиеся отношения с Обуховым и Осадчим. «При этом, здесь больше всего подсуетилась городская команда. По моей информации, муниципалитет привлек его, чтобы получить лояльность КПРФ на выборах», – акцентирует Потапов.

Найти виновных 

«Пять лет назад у меня вышло интервью, заголовок которого точно характеризовал  ситуацию в регионе – «В Краснодарском крае нет реальных политических партий», –рассказывает Геннадий Подлесный. – Так вот, за эти годы ничего не поменялось». По мнению политолога, единственной политической партией в регионе является только «Единая Россия» – она реально пытается держать руку на пульсе политической жизни, а также борется за достижение политической и административной власти. Все остальные политические структуры только показывают видимость политической борьбы, не пытаясь серьезно бороться за влияние или места в ЗСК, уверен эксперт.

«Единороссов я не идеализирую, у них много формализма и других негативных явлений. Но это их внутренняя беда. А вот то, что оппозиционные силы только обозначают свою борьбу, сказывается на политической системе, приводя к отсутствию реальной оппозиции, – отмечает Геннадий Подлесный. – Конечно, было бы удобно свалить всю вину за развал оппозици на Красную, 35 (адрес краевой администрации, – прим. «ФедералПресс»). Но не надо им приписывать того, чего нет. В случившемся виноваты сами оппозиционеры».

Геннадий Подлесный уточняет, что относительно серьезную кампанию на прошлых выборах показал только Сергей Обухов, боровшийся за победу на Краснодарском одномандатном округе с мэром Краснодара Владимиром Евлановым. При этом единственная в регионе попытка реально противостоять партии власти была обусловлена личностными мотивами. И к самой предвыборной кампании КПРФ имело опосредованное отношение, уверен эксперт. «В то же время, под еще одного коммуниста – Николая Харитонова – тогда фактически просто зачистили площадку, вынудив не выдвигаться от ЕР Николая Титова (который по данным социологии мог набирать более 60 %). Так какая же тут политическая борьба, если Харитонову поддержку обеспечили единороссы?» – удивляется эксперт.

С ним не согласен Вячеслав Потапов, считающий, что случившееся с оппозиционным лидерами – следствие политики предыдущей губернаторской команды. «В нулевых годах на Кубани была создана такая ситуация, когда все толковые кадры, которые были в оппозиции и хотели реализовать себя (не просто в качестве чиновника, а принося пользу обществу и государству) – получили такую возможность в рамках действующей региональной или муниципальной власти. Их просто приглашали и делали им предложение. В итоге произошел массовый отток из оппозиции. В качестве примера могу вспомнить мэра Сочи Анатолия Пахомова, у которого три зама раньше являлись членами КПРФ», – делится главный редактор издания «Советская Кубань».

По словам Вячеслава Потапова, сейчас же на Кубани произошла полная деградация оппозиционных партий. Те люди, которые могут работать на благо общества и государства (и хотят это делать) – были привлечены властью. Т.е. дееспособных персон в местной оппозиции почти не осталось. В то же время, нынешний политический блок администрации, хоть и пользуется сложившейся ситуацией в стане оппозиционеров, однако не руководит ею, считает эксперт.
«Оппозиция в крае потихоньку разваливается сама собой, – соглашается политолог, профессор Кубанского госуниверситета Алексей Кольба. – А люди оттуда уходят, просто не видя для себя серьезных перспектив. Тот же Шакалов, по всей видимости, не захотел вкладывать свои молодые годы в развитие такой структуры, как ЛДПР».

Суета вокруг кресел

Сейчас эксперты по-разному оценивают шансы оппозиционеров на попадание в парламент, но сходятся в одном: какой-либо серьезной конкуренции на выборах у партии власти в сентябре не будет. Так, по словам Геннадия Подлесного, на нынешних выборах первоначальный расчет властей был на то, что 22 места по партийным спискам из 35 отходят ЕР, а 13 мест делят между собой оппозиционеры: три – справедливороссы, по пять – ЛДПР и КПРФ. Но эти теоретические расчеты были связаны не с местной активностью политических партий, а с большой политикой, которая делается на Старой Площади в Москве, уточняет политолог. По его словам, федеральная политика диктовала необходимость наличия в крае представителей системной оппозиции в законодательной власти.

«Но теория разбилась о суровый быт. Политические партии оказались неготовыми играть даже по этим правилам. Так, СР недавно могла получить 3,5 % голосов, а после последовавшего самоуничтожения она не дотягивает даже до 3 %. И это опять же связано не с личностями в краевом руководстве, а с симпатиями к партиям и их федеральным лидерам», – отмечает эксперт. По его словам, коммунисты и ЛДПР-овцы тоже имеют свой стабильный электорат, который в случае выборов может дать каждой из партий порядка 10-12 % голосов. Причем, сегодняшний день жириновцы обходят КПРФ примерно на 2 %. «И это большая неожиданность для тех лиц, которые считали, что можно ничего не делать и на своем «умирающем» (в прямом и переносном смысле) электорате плыть по течению. Не получится, товарищи коммунисты!» – акцентирует Геннадий Подлесный.

По мнению президента Центра прикладной социологии и политологии, благодаря смуте в стане справороссов теперь ЕР может увеличить количество территориальных групп на три места, доведя их до 25. Ведь настоящие победители по большинству округов (пока на этапе праймериз) уже проглядываются – и все они будут из партии власти. В то же время, среди списочников у самих единороссов конкуренция ожидается довольно высокая. Поэтому им было бы логично увеличивать количество территориальных групп партийных списков, чтобы не оставить за бортом перспективных кандидатов, считает Геннадий Подлесный. И если это увеличение произойдет, то оппозиция получит десять мест, которые распределятся в зависимости от того, кого партии поставят в список.

«Но есть и другой вариант. Сейчас 3 % потерянные СР и добавленные к 10-12% ЛДПР или КПРФ могут прибавить им одно или два места (в зависимости от числа голосующих). Также можно предположить, что КПРФ и ЛДПР получат либо равное количество мест, либо у одной из партий перевес в одного или двух депутатов. Но для этого нужно принять волевое решение и не отдавать эти округа никому. И я не вижу причин для того, чтобы просто так оппозиции отдать эти округа», – уточняет эксперт.

«По большому счету в крае с оппозицией всегда было напряжено. Думаю, что на этих выборах какие-то шансы составить конкуренцию единороссам есть только у КПРФ. Скорее всего, имеющиеся организационные структуры позволят провести партии своих депутатов, а их число будет примерно таким же, как и в нынешнем созыве. На счет всех остальных партий у меня большие сомнения. Вполне возможно, что в заксобрании будут представлены только ЕР и КПРФ», – подытоживает Алексей Кольба.