Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Из автозака к Путину. Журналисты Волгограда ищут таран против чиновничьих барьеров

Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
12 МАРТА, 2018

Общероссийский народный фронт, Союз журналистов России и другие общественные организации готовы оказать всю помощь волгоградским журналистам, пострадавшим от неправомерного уклонения от своих прямых обязанностей со стороны некоторых представителей властей области. Как считают многие представители региональных и федеральных СМИ, их законные права систематически нарушаются. А как стало известно буквально на днях, сразу несколько журналистов готовят совместное обращение в Генпрокуратуру, администрацию президента и в адрес спикера Госдумы Вячеслава Володина. В чем, по мнению журналистов, их ограничивают чиновники, как именно они это делают, почему такая ситуация вообще стала возможной и какие пути разрешения кризиса могут быть найдены – в материале «ФедералПресс».

Разоблачения, критика, да и просто указания на неэффективность на отдельных участках работы от журналистов категорически не нравятся многим представителям властей, особенно регионального уровня. Эта тема стала одной из магистральных в трехдневной работе всероссийского форума региональной и независимой прессы «Правда и справедливость», который прошел в Калининграде в начале марта.

Диагноз поставлен

Форум, совмещенный с подведением итогов одноименной журналистской премии, напомним, проводится под эгидой ОНФ. «Иногда мы сталкиваемся с неадекватной реакцией власти», – констатировала депутат Госдумы Ольга Тимофеева, пояснив, что  «фронтовики» защищают журналистов, которых «лишают аккредитации, увольняют, которых не хотят просто слышать». В число регионов с такой позицией в прошлом году вошла и Волгоградская область, причем впервые.

ОНФ на форуме представили новую карту нарушений прав журналистов. На ней появились три новых региона, в числе которых и Волгоградская область. Как таковых  нарушений стало меньше, но они стали более вопиющими. «Действовать в отношении СМИ стали более жестко, – отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко. – Лидирующие позиции заняли нарушения в сфере доступа журналистов к информации и аккредитации – это 22 %, а также побои и угрозы – 17 %».

Эксперты ОНФ, отмечают, что в 2017 году среди нарушений вырос такой показатель как неправомерный отказ в аккредитации – это 12 % обращений журналистов. В ОНФ такую  статистику считают особенно возмутительной, поскольку в 2016 г. по инициативе фронта и поручению президента России Владимира Путина Госдума внесла в закон о СМИ изменения, которые лишили органы местного самоуправления возможности отказывать журналистам в аккредитации на свои мероприятия.

Тем не менее, даже после принятия поправок местные власти не смирились с необходимостью выйти из информационной тени и начали придумывать разнообразные способы обойти требования закона и заблокировать для журналистов возможность освещать работу властей. Среди таких эксперты фронта привели отказ областных и муниципальных органов создавать постоянные аккредитации, а требование подавать заявки в разовом формате.

 «Чиновники создают иллюзию выбора форм аккредитации, но, по сути, обходят законодательный запрет на ущемление свободы массовой информации, снимают с себя обязанность по предварительному оповещению журналистов о предстоящих мероприятиях и снижают этим риск присутствия на них «неудобных» журналистов», – сообщили на рабочей группе форума ОНФ.

Стена умолчания

Подобные сомнительные ноу-хау как раз и распространились в Волгоградской области. Так вообще нет официального (по крайней мере опубликованного) положения об аккредитации в пресс-службе губернатора и администрации Волгоградской области. При этом собственно вход в здание администрации проходит по спискам, которые составлены пресс-службой на произвольной основе. При этом оповещение о мероприятиях, кстати,  не только проводимых администрацией, но и федеральными структурами, производится только самой пресс-службой, она же проводит и разовую аккредитацию. Этим инструментом в последнее время пресс-служба пользуется весьма своеобразно.

Периодически отдельных журналистов и целые редакции исключают из рассылки. Некоторых затем в заветный список возвращают, остальные так и остаются в «стоп-листе» (в виде документа, даже неофициального, по сведениям наших источников, этого черного списка не существует, запрет допуска отдельных журналистов или целых редакций осуществляется по устной команде некого чиновника, причем принимает такое решение руководитель среднего звена, формально не имеющий вообще никаких полномочий по управлению пресс-службой – прим. «ФедералПресс»).

При этом, когда журналисты узнавали о мероприятиях не от пресс-службы, а по своим каналам и приехали их освещать, сотрудники разных структур аппарата губернатора Андрея Бочарова блокировали им такое право, объясняя, что журналисты не аккредитованы. О таких действиях в отношении себя публично сообщали два ведущих(по рейтингам цитирования «Медиалогии» и по охвату аудитории) СМИ региона – портал v1.ru и web-издание «Блокнот», о подобных действиях со стороны пресс-службы губернатора заявлял еще ряд журналистов.

Блокирование испытывает и «ФедералПресс». В июле пресс-секретарь губернатора Александр Бондаренко по телефону подтвердил, что обозреватель информагентства аккредитован на программу визита в Волгоград Виталия Мутко, однако на месте выяснилось, что в списках сотрудник «ФедералПресс» не значится. В аналогичной ситуации тогда, кстати, оказалось еще как минимум двое коллег. Похожая история повторялась еще несколько раз. Стоит отметить, что с августа 2017 года «ФедералПресс» не получает рассылки от обладминистрации без объяснения причин. Александр Бондаренко на просьбу пояснить ситуацию несколько раз заявлял одно  и то же – это какая-то ситуативная ошибка, сейчас разберутся и информирование будет в прежнем режиме, но на поверку это оказывается не так. В аналогичной ситуации также, например, агентство «Кавказский узел», несколько радиостанций во главе с «Эхо Москвы в Волгограде» и ряда web-СМИ.

Однако, отметим, на письменные запросы с просьбой прокомментировать тот или иной факт или событие, привести комментарии профильных ведомств области пресс-служба губернатора и лично ее руководитель всегда отвечают, информацию, как правило, подробную, пусть иногда и в сроки, не для всех СМИ приемлемые, обязательно предоставляют.

«ФедералПресс» обсудил вопросы взаимодействия с пресс-службой волгоградского губернатора с руководителями и журналистами нескольких волгоградских СМИ. Некоторые из них согласились говорить только в режиме инкогнито.  Кстати, проблема существует именно на региональном уровне. Пресс-ведомства мэрии и гордумы Волгограда, Волжского, пресс-секретари отдельных подразделений администрации открыты и конструктивны, даже несмотря на некоторую долю критики в адрес их руководителей. Стена молчания выстроена лишь в пресс-службе губернатора.

«Дело в том, что есть желание определенных чиновников таким образом прогнуться, раздавая эти не совсем продуманные указания. Дескать – ну пусть наш босс вот этого и того не видит, хотя уверен, что на самом деле губернатор такого указания не давал и даже вряд ли вообще знает об этой ситуации», – рассуждает редактор одного из волгоградских СМИ, которое несколько раз кочевало из «черного» в «белый» список.

Лауреат всероссийского конкурса «Правда и справедливость» Наталья Брыкина, представляющая портал volgogradru.com, уверена, что поведение властей контрпродуктивно.   «Всегда нужно стараться выйти вести диалог. И я этих попыток не оставлю. Обидно, что нас, журналистов, попросту никто не слушает. Получается монолог, разговор в пустоту. Так не должно быть в цивилизованном обществе. И это при том, что такая позиция откровенно деструктивна, прежде всего, для самой администрации области», – считает журналист.

«Пресс-служба и не может запретить кому-то открыто, сказать: «вот вы враги и уходите», но они стараются делать мелкие пакости», – констатирует главред одного из региональных СМИ.

Политолог и журналист Виталий Арьков, руководитель проекта Politrus.com отмечает: «думаю, что если этот черный список и существует, то он точно  не составляется и не заверяется губернатором. Ему просто не до этого». Вместе с тем, причины возникновения барьеров отчуждения Арькову понятны.

«К сожалению, подчас сотрудники пресс-служб органов власти берут на себя право решать в угоду каких-то личных симпатий и антипатий. Как правило, это выясняется, и потом получают скандалы и взыскания. Они так стараются как-то себе работу облегчить. Одно дело, когда освещают какое-то событие СМИ зависящие, например, от грантов обладминистрации, от которых они априори понимают, что выйдет в публикации, другое дело работать с независимыми СМИ.  Это как раз уровень работы пресс-служб, которым надо выстраивать отношения с журналистами и СМИ на уровне партнерских», – считает Арьков. 

По его мнению, в ситуации «в разной степени, но виноваты обе стороны». «Кто кому в чем не уступил и чем обидел – это индивидуально. Причины могут быть разные. Но, поскольку человек представляет власть, он, конечно должен первым пожать протянутую  руку пожать. Человек, обличенный властью, должен проявить такое мужество», – добавил Виталий Арьков.

Иного мнения придерживается главред портала Oblvesti.ru Дмитрий Бессонов. «Команда губернатора это и есть сам губернатор. Он же протранслировал, что в регионе ответственен за все. Мэрией Волгограда, кстати, управляет фактически  губернатор. Мы не знаем ключевых игроков каких-бы то ни было направлений, принимающих решения – пока он прямо не укажет, что им делать. Если пресс-служба ведет себя таким образом, это значит, что это исходит непосредственно от него, – считает Бессонов, – тем более есть поводы так думать. Он очень закрытый человек. Губернатор не проводит встречи с населением. При нем такие контакты прекратили и его замы. Если губернатор не примет никакого волевого решения по вычищению этих авгиевых конюшен, то и в память народа в Волгоградской области он войдет именно таким образом».

Пути решения

Экс-депутат областной думы и журналист с полувековым стажем Ефим Шустерман в 90-е учредил Ассоциацию прессы Поволжья и Северного Кавказа, был соучредителем ассоциации «Российская пресса», а также разрабатывал законы о поддержке СМИ. По его мнению, причина происходящего в том, что сами журналисты независимых СМИ и их редакции не защищаются от волгоградских чиновников в юридическом порядке.  «Если региональное отделение Союза журналистов России не работает, как у нас, то создайте свое независимое сообщество.  Почему вы, ребята, молчите, почему не подаете иски в суд, почему не объединяетесь?», – недоумевает Шустерман.

Укор маститого коллеги отчасти верный, но на самом деле есть и движение в названную сторону. Обращения в прокуратуру от нескольких СМИ были. По разным фактам, в том числе и по нашумевшей на всю Россию историей с «журналистским автозаком», в котором, правда, на первый взгляд никакие властные структуры не виноваты.  Упомянутая Наталья Брыкина на форуме ОНФ в Калининграде пыталась задать вопрос по непонятной позиции пресс-службы волгоградского губернатора президенту Росссии Владимиру Путину. Этого сделать не удалось, но сама по себе тема препятствования работе журналистов активно обсуждалась.

Наталья Костенко разъяснила, что проблемы, сходные волгоградским, стали достаточно распространенными, но общественность и федеральные власти ситуацию так не оставят.

«Органы власти, создавая препятствия на пути получения аккредитации, не дают журналистам возможности полноценно исполнять свои профессиональные обязанности, а местным жителям – получать в СМИ необходимую информацию о работе чиновников и депутатов. Нам очевидно, что эту проблему надо решать на законодательном уроне. Мы считаем, что необходимо на федеральном уровне разработать типовые правила аккредитации или прописать дополнительные требования к институту аккредитации в законе о СМИ, заложив дополнительные принципы, предъявляемые к институту аккредитации. Надо ограничить возможности власти проявлять фантазию в этом вопросе и фактически не исполнять требование закона об обязательной аккредитации СМИ», — подчеркнула Костенко.

Вопрос о внесении соответствующих изменений в статью 48 ФЗ «О СМИ» уже прорабатывается специальной экспертной группой. Задача – законодательно закрепить виды и принципы аккредитации, чтобы не допустить возможность злоупотребления правом со стороны чиновников.

Преодолеть это, по мнению участников медиафорума «Правда и справедливость», особенно важно, потому что лучшие региональные журналисты своими материалами в СМИ и постами в блогосфере «поменяли ситуацию в стране, заставили власть услышать там, где она не желала слышать обычных людей».

Об общественном признании труда журналистов говорил и Владимир Путин. «Журналистика всегда на пике общественного интереса, на пике общественных проблем. И вклад журналистов в решение этих проблем – сейчас не буду все перечислять: от ЖКХ до коррупции и так далее – чрезвычайно важен», – констатировал глава государства.

Добавим, что «ФедералПресс» (как и многие другие редакции) по-прежнему готов к легитимному и конструктивному взаимодействию с органами госвласти на всех уровнях.